Конспект урока для 2 класса «Насекомые»




Технологическая карта урока

Вводная часть

Ф.И.О. слушателя Ляпина Елена Николаевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «Перспективная начальная школа»

Тема урока: Насекомые

Тип урока: открытие новых знаний

Место урока в системе уроков 2 урок в разделе «Животные»


Цель:

Повторить отличительные признаки насекомых; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых.

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

Обучающие:

  • обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Насекомые», выявить отличительные признаки насекомых, дать представления о группах насекомых по типу питания и среде обитания.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения из высказываний участников обсуждения, пользоваться словарями и другими источниками информации;

  • развивать устную речь учащихся, умение составлять тексты- описания;

  • формировать личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения; положительные качества личности.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества

  • воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.


УУД:

Предметные УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Личностные:

— бережное отношение к природе;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные:

— умение сохранять заданную цель,

— умение видеть указанную ошибку;

— адекватная оценка правильности выполнения действий

Познавательные:

— умение использовать наглядные модели;

— синтез, как составление целого из частей;

— анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— использование наблюдения как способа познания окружающего мира

Коммуникативные:

— умение высказывать свое мнение;

— умение задавать вопросы;

— умение использовать речь для регуляции своего действия


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Предметные результаты в области ИКТ:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Личностные: формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы

Предметные: освоение практических способов сбора различных типов данных, обеспечивающих формирование представлений об окружающем мире (в области ИКТ), умение находить связь между строением насекомого и его образом жизни.

Метапредметные:  умение классифицировать на основе существенного признака, формирование представлений о фиксации объектов и явлений окружающего мира, приобретение навыков поиска информации, сравнения, , полученных из различных источников.(в области ИКТ)






Основные понятия:

Растительноядные, всеядные, хищные

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, литературное чтение



Основная часть















Этапы урока,задачи в деятельности обучающихся
урока


Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность
учеников

УУД

I.Организационный момент









Снимается волнение, напряженность, дети приобретают чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.


— Прозвенел звонок, начинаем наш урок.



Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?



— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

— Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошёл эффективно?

— На уроке вас ждут открытия, а какими они будут зависит от нас с вами, но у каждого из вас они станут своими.



















Отвечают на поставленные вопросы







Читает стихотворение

II.Введение в тему урока.


Интрига, интерес к уроку. Развитие внимания, памяти, умения работать с предложенной информацией, анализировать, давать ответы на поставленные вопросы.


— Ребята, вы любите стихи.

Послушайте стихотворение и запомните, о каких животных шла речь.

Эта страница зелёного цвета,

Значит на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог

Я бы на этой странице прилёг.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно большой самолёт, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.



— О каких животных здесь говорится?



— К какой группе их можно отнести?

— Подумайте, почему их можно назвать «непоседами»?







— О какой группе животных пойдет речь на нашем уроке?



Четверо учащихся читают стихотворение наизусть

































Дети перечисляют названия насекомых.

-К группе насекомых

-Они все время в движении. Порхают, ползают, летают.



-О насекомых




Демонстрирует слайд 2.



































Учитель, с помощью вопросов, организует введение в тему урока






III.Целеполагание

Определение ближайших целей для себя каждым учащимся.


— Какие цели поставим перед собой?

Ставят цели, которые хотели бы достичь на уроке.

— Узнать, кто такие насекомые? Где они обитают? Чем питаются? Кем они являются для нас: друзьями или врагами?

Учится объяснять прочитанные на уроки рассказы.

Отвечать на вопросы, задавать вопросы классу.

Работать в парах, группах.


Учитель привлекает к целеполаганию детей.

Фиксирует цели на доске.

IV. Изучение нового материала

1. Работа со словарем (интернет)

Развивается умение работать с различными источниками информации, делать обобщения, выводы.









Умение ставить проблему, искать пути её решения.

— Кто такие насекомые? Дайте определение.

— Посмотрите определение в словаре.



— Насекомые. Слово произошло от слова «насечка», «насекать». Это самая многочисленная группа животных, в которую входят и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары. Но все они порхают, летают, ползают не бездельничая, они добывают себе пищу.

— А чем питаются насекомые?



Работают со словарем.

















Обучающиеся дают предположительные ответы.





















Выслушивает ответы детей

2.Определение насекомых по типу питания

(работа в парах)












Учащиеся учатся поиску ответов на вопросы в различных источниках знаний.

Развитие устной речи учащихся, умения воспринимать информацию, работать в парах, высушивать мнение другого участника обсуждения.

— У нас возникло много предположений, а как нам найти правильный ответ.









— Рассмотрите слайд, посовещайтесь с соседом по парте и распределите насекомых на группы по способу питания.

— Какие группы насекомых выделили?



— Докажите свой ответ примерами.

— Можно спросить у товарища, учителя. Найти ответ в учебнике, хрестоматии.









— Хищники, травоядные, всеядные.
















Демонстрирует слайд № 3








3. Работа в тетрадях. Работа в парах

Развивается умение оформлять текстовую информацию схематически, в сжатой форме.

— В тетрадях составьте схему «Группы насекомых по способу питания»


















Учащиеся работают в парах. Один обучающийся работает у доски.

Учитель контролирует ход выполнения задания

4.Определение среды обитания насекомых. Работа в группах с текстовой информацией.















Развивается умение ставить проблему и искать пути её решения.



Развивается умение воспринимать и анализировать прочитанную информацию, искать ответы на поставленные вопросы. Обучающиеся учатся работать в группе, развивается навык конструктивного диалога, умение воспринимать и слышать мнение другого. Развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора учащихся, глубины их знаний

— Приведите примеры растительноядных насекомых? Хищников.







— Где обитают насекомые?

— А только ли в воздухе и на земле обитают насекомые?

— Где мы можем найти ответ на возникший проблемный вопрос?







— У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их и ответьте на поставленные ниже вопросы.




— Шмель, бабочка, тля.

— Муравей, божья коровка, стрекоза, комар.



— Летают в воздухе, ползают по земле.











Дети читают тексты. Коллективно отвечают на вопросы. Готовят одного представителя от группы для озвучивания ответов.

























Учитель контролирует ход выполнения задания

(Примеры текстов приведены в Приложении 1)

5. Анализ прочитанных научно – популярных текстов

Учатся воспринимать предлагаемую информацию на слух, анализировать, делать выводы, умозаключения, ставить вопросы.

— Группы готовы представить своих насекомых?



— Вы прослушали рассказы каждой группы. Понравились вам насекомые?

— Назовите места их обитания.

— Назовите группы насекомых по способу питания.

Воспринимают предлагаемую информацию. Задают вопросы, возникающие в ходе пересказов.

Во время рассказов учитель демонстрирует слайды № 4-8

Самостоятельная работа в группах по плану и с использованием цифрового микроскопа

изучают план и начинают в группах работать.


А вот теперь вы превращаетесь в маленьких исследователей. Достаньте из конверта план работы в группе. Изучите его.

«Внешнее строение насекомого»

1 – Рассмотрите тело майского жука, определив его размеры, окраску тела.

2 – Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

3 – Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы.

4 – Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

5 – На груди жука найдите две пары крыльев:

6 – Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки

7 – Заполните схему «Особенности внешнего строения насекомого».


– Если ко мне нет вопросов, действуем по плану и работаем.

Дети изучают план и начинают в группах работать.

Рассматривают образцы насекомых из коллекции и заполняют схему «Особенности внешнего строения насекомого»

Учитель контролирует, оказывает помощь

V. Физминутка

Снятие мышечного напряжения, переключение внимания детей на восприятие другого произведения. Развитие памяти.


В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.


Учащиеся показывают действия с помощью жестов и звуков.

Учитель читает стихотворение


VI. Обобщение пройденного

1. Игра «Аукцион» (работа в группах)

















Развивается внимание, память, быстрота реакции, чувство товарищества и взаимопомощи, солидарности, здорового соперничества

— Ребята, а вы любите играть?

— Игра называется «Аукцион». Правила просты. Я задаю вопрос, а группа должна представить как можно большее число ответов. В каждом туре за большее число ответов группа получает жетон. Победитель тот, у кого больше всего жетонов. Отвечают группы по очереди. Ответы не повторяются.

Вопросы аукциона

  1. Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой.

  2. Назовите хищных насекомых.

  3. Назовите насекомых, жизнь которых связана с землей?

  4. Кто из насекомых летает?

  5. Назовите всеядных насекомых.

— Подведем итоги аукциона. Поздравим победителей.



















Дети дают ответы на вопросы.


2. Работа с хрестоматией.

Развивается умение ставить проблему и искать пути её решения, выдвигать гипотезы и доказывать их.

— Ребята, в начале урока мы ставили проблемные вопросы – цели. Какую из перечисленных выше проблем мы не затронули?



— А как вы думаете? Ответ докажите.



— А вот у автора рассказа «Что будет, если исчезнут все насекомые?» есть свое мнение. Хотите его узнать?

— Откройте хрестоматию, на стр. 81. и прочитайте текст.

— Страшен ли тот факт, если насекомых не будет?

— Так кто же они все таки нам: враги или друзья?

— Насекомые нам враги или друзья?





— Иногда враги, а иногда друзья.

Демонстрация слайда № 9

3. Игра «Вопрос в студию» (работа в группах)

Развитие творческого воображения, устной речи учащихся, умения составлять небольшие по объему тексты – описания.

— Поработайте в группах и придумайте вопрос – описание насекомого. Остальные группы должны его назвать.

Дети придумывают небольшие тексты — описания насекомых.

Учитель контролирует ход выполнения задания, оказывает помощь группам

4. Работа в тетради (самостоятельная работа)

Развитие навыка самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки, самооценки

— Откройте тетради на странице 4. Выполните задание № 5, 7.

— Оцените свою работу с помощью сигнала «Светофорика».


Учитель контролирует ход выполнения задания. Отвечает на возникающие в ходе работы вопросы.

VII. Итог урока



































Игра «Крестики – нолики»

Развивается умение анализировать пройденный материал, делать обобщения, опираясь на имеющиеся у детей знания и ресурсы.



Развитие умения самостоятельно, без помощи взрослых моделировать жизненно-важные (практико-ориентированные) экологические

ситуации и искать пути их решения.

























Развивается навык объективной взаимопроверки и взаимооценки.

— Назовите группы насекомых по способу питания?

— Назовите отличительные признаки насекомых.

— Какие экологические правила мы должны выполнять?

— Какую роль выполняют насекомые?





























Да – «+», нет – «0».

    1. Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», «насекать»?

    2. Паук – это насекомое?

    3. Комар – это травоядное насекомое?

    4. Среда обитания жужелицы — вода?

    5. Люди должны уничтожать всех насекомых?

    6. У насекомых 3 части тела?



— Проверьте выполнение задания у соседа. Оцените его работу с помощью сигнала «Светофорика»

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы































Учащиеся самостоятельно заполняют бланк поля игры. Анализируют свои ответы. Взаимопроверка.

Демонстрация слайда № 10

































Учитель задает вопросы. Контролирует ход выполнения задания

















Демонстрация слайда №11

.Рефлексия

Определение

достигнутой на уроке цели. Получение удовлетворения от работы на уроке, постановка перспективных целей.

— Скажите, зачем нам был нужен этот урок?

— Достигли поставленных в начале урока

целей?

— Кого хотели бы поблагодарить?

— Какие чувства пережили на уроке?

— Что вам показалось важным?

— Над чем еще нужно поработать?



IX .Домашнее задание

Дети работают с дополнительными источниками, расширяют свой словарный запас, кругозор, поддерживается интерес к предмету,


1. Учебник, с. 9-11, ответить на вопросы

2. Приготовить мини – доклад о насекомом нашего края.

3. Нарисовать полянку с известными вам насекомыми.

3. Составить и выполнить свое задание по теме урока.

Стихотворение «Берегите природу!»:

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо надо мною –

Это всё моё, родное.











Читает учащийся наизусть.

Учитель дает дифференцированное домашнее задание (на выбор)



Демонстрация слайда № 12



Ресурсы:

  •  основные

 дополнительные

Ресурсы интернета, значение слова насекомые.

Жук – носорог https://www.floranimal.ru/pages/animal/zh/2991.html

Дубовый усач — https://www.floranimal.ru/pages/animal/u/3061.html

Жук – геркулес — https://www.floranimal.ru/pages/animal/zh/2995.html

Жук – олень — https://www.floranimal.ru/gallery_his.php?flid=2971

Махаон — https://www.butter-fly.ru/11.html

Траурница — https://www.butter-fly.ru/traur.html

Фото бабочек без названий — https://andreygromov.name/picture/butterfly.htm

Стрекоза — https://andreygromov.name/picture/butterfly.htm

Комар — https://onua.com.ua/5969-interesnye-fakty-o-komarax.html

Божья коровка и тля — https://fotki.yandex.ru/users/chelvfutlyare/view/75183/

Шмель — https://www.tourblogger.ru/content/shmel-s-dnem-rozhdeniya.html

МУРАВЕЙ — https://ru.wikipedia.7val.com/wiki/Formicidae

Гусеница яблонной плодожорки — https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Madige-Apfel-Frucht.jpg

Яблонная плодожорка — https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Cydia_pomonella_(Falter).jpg

Луковая муха — https://sadovodow.ru/rasteniya/lukovaya-muha-ubiytsa-luka.html

Морковная муха и её гусеница — https://www.sadurad.ru/bolezny_morkov_muha.htm

Колорадский жук и личинки — https://ru.wikipedia.org/wiki/Leptinotarsa_decemlineata

Медведка — https://ru.wikipedia.org/wiki/Gryllotalpa

Жук – плавунец — https://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/incody.htm

Водомерки — https://ru.wikipedia.org/wiki/Gerridae

Анимированные бабочки — https://suan-butterfly.narod.ru/photoalbum10.html

Компьютер, проектор, интерактивная доска, цифровой микроскоп, коллекция насекомых, жетоны, план работы с цифровым микроскопом, схема насекомого «Особенности внешнего строения насекомого», презентация Power Point «Насекомые», игровое поле для игры «Крестики – нолики» ,

Учебник «Окружающий мир» 2кл. Часть 2я (О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов) стр 9. -11. Хрестоматия 2я (О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов) стр 69.-72.;

Тетрадь для самостоятельной работы с. 4-5



Свежие документы:  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ «ВИД. КРИТЕРИИ ВИДА»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: