Конспект урока для 9 класса «Антропогенез (возникновение человека)»


биология – 9 класс


Тема 4. «Антропогенез (возникновение человека)»


урок на тему Основные этапы антропогенеза.


цели урока: а) сформировать знания школьников об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза;

б) продолжить формирование знаний о роли биологических и социальных факторов на разных этапах эволюции человека.


оборудование урока: таблицы, иллюстрирующие этапы эволюции человека, видеофильм «Земля. Происхождение человека».


содержание урока:


  1. Организация учащихся на урок.

  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.

  1. а) Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – «родственник животных». Аристотель также выявил различия между человеком и животными:

  • Прямохождение;

  • Головной мозг крупный;

  • Речь и разум.

б) Карл Линней поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.

в) Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге «Философия зоологии» описывал происхождение человека: исходный предок «четверорукое» высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.

г) Ч. Дарвин в 1871 году в труде «Происхождение человека и половой отбор» доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

д) Ф.Энгельс в 1896 году в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «Труд создал самого человека».

2. а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.

б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека

(демонстрация кадров видеофильма «Земля. Происхождение человека».)

3. Основные этапы эволюции человека.


№№

Предки человека

Где и когда жили

Прогрессивные черты во внешнем облике

Прогрессивные черты в образе жизни

Орудия труда

1.

Исходные формы – австралопитеки

10 – 15 млн.

лет назад, в Африке

Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг

Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки

Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных

2.

Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек)

Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы

1,5 млн. лет назад

Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³

Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились

Ручное рубило

3.

Древнейшие люди – синантропы (китайский человек)

400 000 лет

Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой.

Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались.

Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами.

Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см.

4.

Древние люди – неандертальцы

Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан — дерталь

Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного.

Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях

Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен — ные, чем те, которые изготовляли синантропы.

5.

Первые современные люди – кроманьонцы

Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон

Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³

Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами.

Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва — ния, а обтачивания


3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов и запись их в тетради.

  • Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.

  • Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.

  • Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.

  • Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.

  • В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homo sapiens).

4. Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.295 – 308.


Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Traffic Rules"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: