Конспект урока на тему «Фонематический слух — что это?»


Фонематический слух

что это?


Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, связано с неспособностью детей дифференцировать (различать) на слух фонемы (звуки) родного языка, что делает невозможным их правильное произнесение, не дает возможности овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Устранить тяжелые дефекты речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы. Это основная часть многих методов коррекционного воздействия, используемых как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать (различать) фонемы проводится поэтапно:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукоко-мплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3. Различение слов близких по слоговому составу.

4. Дифференциация (различение) слогов.

5. Дифференциация звуков.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа, т.е. (узнавание) звука на фоне слова.

Начинается работа с освоения неречевых звуков, постепенно охватываются звуки речи, правильно произносимые детьми, затем те которые ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

Одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.


Развитие фонематического анализа и синтеза

Анализ слова на составляющие его звуки — сложная психическая функция, требующая высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова, которое при нормальном речевом развитии появляется у детей спонтанно, без специального обучения.

Более сложная формаумение вычленять первый и последний звук из слова и определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова).

Самая сложная форма определение последовательности звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким звуком)- появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Первоначально мы учим детей выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запо­минают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий.

Да­лее учимся выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак).

Свежие документы:  Исследовательский проект "Изучение влияния сладких газированных напитков на организм человека"

Все эти упражнения подготав­ливают детей к усвоению ана­лиза и синтеза прямого слога и односложных слов, одновре­менно они знакомятся с тер­минами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на сло­ги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную ха­рактеристику звуков — твер­дых и мягких, слогообразую­щую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (пер­вый звук — глухой соглас­ный, второй — гласный, тре­тий — звонкий согласный, четвертый — гласный, напри­мер, козы).




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: