Конспект урока на тему «Организм человека»



В МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ


Организм человека

Цель: дать представление об организме человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.

Оборудование: демонстрационная таблица «Внутренние органы человека»; весы напольные; градусники; распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуй, юный мой дружок, (1 слайд)

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтоб иметь знания

Понадобится терпение и старание.

(Знакомство)

-Помогать нам будут два друга Тимка и Васька и сигналы-помощники.

  1. Самоопределение к деятельности

-Тимка приготовил вам загадку: (2 слайд)

На земле он всех умней,
Потому и всех сильней

-О ком у нас сегодня пойдет речь на уроке?

-А о чём ,мы узнаем разгадав кроссворд . (3 слайд)

«Мы и наше здоровье»- новый раздел в изучении окружающего мира.

Какие же темы мы будем обсуждать ?

С чем познакомимся?

Васька поставил перед Тишкой вопрос(-посмотрите)

Докажи, что человек — это часть живой природы. (4 слайд)

А тот и растерялся, помогите закончить мысль.

Для того ,что бы жить вы должны : дышать, питаться, расти (5слайд)

(Живой организм: дышит, питается, растёт, размножается ,умирает)

-Скажите ,а какому классу живой природы вы отнесли бы человека?

(звери, млекопитающие)

— Почему задумались зверята. Вы похожи на нас? (6слайд)

-Давайте поможем им, назвав сходства. У них возникло одно предположение.

-Проверим.

-В чем отличия ?(Умеют мыслить ,говорить,трудиться…. )

-А что же говорят помощники? (7слайд)


-Изучил организм…

— Вы хотите быть сильными, бодрыми и энергичными? Хотите чтобы глаза были блестящими, ясными, кожа — чистой, голос — звонким, походка — уверенной?

— Так и будет, если вы научитесь жить в ладу со своим организмом.

— Что такое организм человека? (Ответы учеников.) (8слайд)


Это вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Работа по теме урока


1. Беседа

Организм человека

-Существует масса способов найти ответ на интересующий нас вопрос. Какими источниками мы можем воспользоваться?(спросить у взрослых, энциклопедии, интернет, словари, справочники)

-Какие словари помогут найти определение ? (Толковые)

Мы воспользуемся словарём Ожегова.

В словаре Ожегова дано(найдём определение по словарю) определение: «Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его oт неживой материи».

Организм человека — это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

— Это определение .Кто то его вывел ? Кто-то занимался этой проблемой, изучал организм человека.


2. Работа по учебнику


Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу его органов — физиология человека. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется гигиеной.

(Учитель записывает термины на доске.) (9слайд)

— Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы, почему люди болеют? (Ответы учеников.)

(Сообщения учеников)

В давние времена во всех странах главенствовала церковь. Она запрещала изучение человека. Некоторые учёные-медики тайно вырывали трупы умерших на кладбище и, прячась от свидетелей, вскрывали их в подвалах заброшенных домов. Постепенно накапливались знания. Основываясь на них, врачи стали оказывать помощь больным, производить операции.

(Один из учеников готовит устное сообщение об ученом-физиологе И.П. Павлове и выступает.) (10слайд)

Внешнее строение (11слайд)

Назовите внешние органы человека

  • Голова

  • Шея

  • Туловище

  • Верхние и нижние конечности


  1. Физкультминутка (12слайд)

У дядюшки Абрама сорок сыновей

и сорок дочерей.

Они не ели и не пили

все на дядюшку смотрели.


Правая рука.

Левая рука.

Правая нога.

Левая нога.

Голова.

Туловище.

Все!

-Какие органы мы заставили сейчас работать?

-Внешние органы входят в организм человека?


  1. Работа в парах

А какие ещё органы вы знаете?(внутренние)

Работаем с конвертом №1

Игра «Найди лишнее»

  1. Глаза, нос, сердце.
    2. Легкие, 
    желудок, носоглотка.
    3. Пищевод, 
    кровь, желудок.



«Узнай по описанию»

  • Это мускулистая трубка около 20 см, продвигающая по себе пищу. (Пищевод)

  • Этот орган уничтожает микробы, обезвреживает яды. (Печень)



Игра «Найди лишнее»

  1. Глаза, артерия, сердце.
    2. Бронхи, 
    почки, носоглотка.
    3. 
    Почки, череп, ребра.



«Узнай по описанию»

  • Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)

  • Главный командный пункт организма. (Мозг)



Игра «Найди лишнее»

  1. Нерв, мозг, сустав.
    2. Желудок, пищевод, 
    легкие.
    3. Нос, легкие, 
    кишечник.



«Узнай по описанию»

  • Это мышечный насос. В минуту делает в среднем 70 ударов. (Сердце)

  • Они выполняют основную работу по очистке крови. (Почки)

— Давайте подумаем ,а внутренние органы это часть организма? (13 слайд)

Составление макета внутренних органов

Конверт №2-проверка


Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека работают в органично и согласованно, слаженно. Органы , выполняющие общую работу образуют систему органов. У человека выделяют следующие системы органов.

(Учитель записывает на доске.) (Слайд 14)

  • Нервная система.

  • Кровеносная система.

  • Пищеварительная система.

  • Дыхательная система.

(Учитель вывешивает демонстрационную таблицу «Внутренние органы человека». Ученики рассматривают ее, находят oтдельные органы, запоминают их расположение.)

2. Работа по учебнику

Прочитайте в учебнике текст на с. 122—123.

— Что такое система органов? (Органы, выполняющие общую работу.)

Назовите системы органов. (Пищеварительная, кровеносная, нервнаяу дыхательная.)

— Что обеспечивает пищеварительная система? (.Переваривание пищи.)

— Какие органы входят в пищеварительную систему? (Желудок, кишечник, печень.)

— Что обеспечивает кровеносная система? (Движение крови в организме.)

— Из каких органов она состоит? (Из сердца и кровеносных сосудов.)

— Чем занимается нервная система? (Управляет деятельностью всего организма.)

— Из каких органов она состоит? (Из головного и спинного мозга, нервов.)

— Какой орган входит в дыхательную систему? (Легкие.)

— Как называется наука, которая изучает строение тела человека? (Анатомия человека.)

— Как называется наука, которая изучает работу органов человека? (Физиология человека.)

(В ходе беседы учитель делает на доске следующие записи.)

  • Нервная система: головной и спинной мозг, нервы.

  • Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды.

  • Пищеварительная система: желудок, кишечник, печень.

  • Дыхательная система: легкие.


Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Вспомним все, что повторяли,

Без моей подсказки.

    1. Закрепление изученного материала

1.Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 57).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

— Подпишите названия органов человека.

(После выполнения задания проводится самопроверка по рисунку в учебнике на с. 123.)

2 (с, 57).

— Прочитайте задание.

— Что такое система органов?

— Заполните таблицу самостоятельно.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка )

2.Практическая работа

Цель: определить, гармонично ли развивается организм и Л ответствует ли ваш вес вашему росту.

Ход работы

        1. Измерь свой рост.

        2. Встань на весы и посмотри, сколько килограммов ты весишь.

        3. Раздели число килограммов веса на число дециметров роста. Если результат получится больше трех и меньше четырех — значим ты весишь как раз столько, сколько нужно.

Если меньше трех — ты весишь маловато.

Если же результат окажется больше четырех — тоже нехорошо: у тебя стал накапливаться лишний, ненужный тебе вес. Надо побольше бегать, играть в подвижные игры, работать на воздухе.

— А какую температуру имеет тело человека?

(Ученики измеряют свою температуру.)

— Как вы думаете, зависит ли температура тела от температуры окружающего воздуха в жаркий или морозный день?

С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она все время сохраняется равной +36,6 °С. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.

  1. Рефлексия

А теперь закроем глазки.

Вспомним все, что изучали ,

Без моей подсказки.

1. Работа в парах

(Учитель раздает детям распечатки с изображением контум тела человека и его внутренних органов.)

На основе схемы учебника подпишите модель «Внутренне строение тела человека». Определите какая это система органов. С помощью модели проверьте друг друга хорошо ли вы знаете, как устроено наше тело. Если потребуется, исправьте ошибки, будьте корректны и аргументируйте исправления . Не забывайте, что на схеме человек изображен зеркально: например, желудок изображен справа, а в теле человека он находится слева. Чтобы ни ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Представьте свою модель классу. Оцените результаты работы пары.

2. Беседа

— Науки об организме человека — анатомия, физиология, гигиена — не могут существовать друг без друга. Почему? (Не зная строения своего тела и того, как работают его органы, человек не сможет сохранить и укрепить свое здоровье.)

VII. Подведение итогов урока

— Что такое организм человека?

— Из каких частей он состоит?

Итак, организм человека состоит из органов, которые рабочими согласованно, слаженно. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Домашнее задание

1.Учебник: прочитать текст на с. 122—124, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 124.

2.Рабочая тетрадь: № 3 (с. 58).

Всем спасибо за работу,

Результат и добрый смех,

Пусть на следующих уроках

Вам сопутствует успех


Дополнительный материал

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как русский академик Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека.

Павлов родился в старинном городе Рязани, в семье священника. В Рязани Иван Павлов учился в духовной семинарии. Но его влекла физиология, и он ушел из семинарии, уехал в Петербург и поступил в университет. После его окончания он стал учиться в Медико-хирургической академии и работать в лаборатории физиологии. Еще будучи студентом университета, за свои научные исследования Павлов получил золотую медаль. В академии его наградили второй золотой медалью.

В 1890 г. Павлов стал профессором. Потом десятки лет работал в лабораториях и на кафедре академии. Вначале он занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов.

Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системы Павлов занимался изучением процессов пищеварения. Им были проделаны многочисленные опыты.

В 1897 г. он опубликовал знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», ставший главным руководством физиолом всего мира. За это ему в 1904 г. была присуждена Нобелевская премии Павлов был великим сыном своего народа. Любовь к России пронизывала все его мысли, чувства и действия. «Что ни делаю, — писал ом постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мне мои силы прежде всего моему отечеству, нашей русской науке…»


Описание: https://festival.1september.ru/articles/610777/img2.jpg



2. Работа в парах

Игра «Найди лишнее»

  1. Глаза, нос, сердце.
    2. Легкие, 
    желудок, носоглотка.
    3. Пищевод, 
    кровь, желудок.



«Узнай по описанию»

  • Это мускулистая трубка около 20 см, продвигающая по себе пищу. (Пищевод)

  • Этот орган уничтожает микробы, обезвреживает яды. (Печень)



Игра «Найди лишнее»

  1. Глаза, артерия, сердце.
    2. Бронхи, 
    почки, носоглотка.
    3. 
    Почки, череп, ребра.



«Узнай по описанию»

  • Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объём, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)

  • Главный командный пункт организма. (Мозг)



Игра «Найди лишнее»

  1. Нерв, мозг, сустав.
    2. Желудок, пищевод, 
    легкие.
    3. Нос, легкие, 
    кишечник.



«Узнай по описанию»

  • Это мышечный насос. В минуту делает в среднем 70 ударов. (Сердце)

  • Они выполняют основную работу по очистке крови. (Почки)







Физминутка

Учитель.

Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

(Дети молчат)

Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Ну а кто начнет обед
С жвачкой импортной, с конфетой?

(Дети молчат)

Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

(Дети молчат)

Учитель.

Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель.

Кто, хочу у вас узнать,
Любит петь и танцевать?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья.

Органы чувств – это разведчики мозга, с помощью органов чувств мозг узнает много нового интересного об окружающем мире.



Свежие документы:  Конспект урока биологии для 8 класса «Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: