Конспект урока на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов»


Тема: Размножение и индивидуальное размножение организмов

Цель: скорректировать и углубить знания по теме: «Размножение и индивидуальное размножение организмов»

Задачи:

  1. дать определения и сформулировать сущность основных типов и форм размножения;

  2. охарактеризовать особенности строения и функции гамет;

  3. объяснить сущность и особенности сперматогенеза и овогенеза;

  4. сформулировать сущность и описать механизм оплодотворения;

  5. продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой;

  6. научиться выделять главные вопросы, второстепенные, вызывающие затруднения, и работать над ними.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: тесты, карточки, плакаты, таблицы.

Форма проведения: консультация

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя

  2. Формы и способы размножения

Заполните таблицу

1 вариант

Виды организмов

Формы размножения

Способы размножения

Смородина



Пчела



Дождевой червь



Подосиновик



Амеба обыкновенная





2 вариант

Виды организмов

Формы размножения

Способы размножения

Водоросль



Земляника



Картофель



Морская звезда



Рыбы





Обсуждение домашних вопросов

-необходим ли пол?

-в каких случаях половое размножение оказывается благом?


  1. Типы деления клеток

Выполняется программированный опрос по двум вариантам. Первый вариант выбирает номера утверждений, касающиеся митоза, а второй- мейоза. Выбранный ответ подтверждают сигнальными карточками.

Вопросы и утверждения:

  1. Этот процесс имеет место при созревании гамет.

  2. Перед началом деления удваивается ДНК.

  3. Ядро клетки делится один раз.

  4. Образуются соматические клетки.

  5. Имеет место кроссинговер.

  6. В результате процесса образуются гаметы.

  7. Гомологичные хроматиды конъюгируют.

  8. Ядро делится два раза.

  9. Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.

  10. Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.

  11. Типичное деление клеток.

  12. Имеет место редукционное деление.

  13. Образуются биваленты.

  14. Создается возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.

  15. На одной из стадий наблюдается конденсация хромосом.

Ответы: вариант 1-2,3,4,9,10,11,15; вариант 2-1,2,5,6,7,8,12,13,14,15.

После выполнения программированного опроса учащиеся подсчитывают баллы.

Обсуждение домашних вопросов

— Основная роль в деление клетки отводится ядру и хромосомам. А может ли деление происходить без хромосом?

— Какое биологическое значение имеют мейоз и митоз в размножении организмов и сохранении относительного постоянства видов?

4. Гаметогенез

Тест

1.При гаметогенезе мейотическое деление клеток происходит в зоне:

А) роста Б) размножения В) созревания Г) формирования

2. для сперматогенеза характерно:

А)выраженный период роста Б) выраженный период формирования

В)образование одного сперматозоида из одного сперматоцита

Г) образование двух спермотозоидов из сперматоцита

Д) образование четырех сперматозоидов из сперматоцита

3. для яйцеклеток характерны:

А)акросома Б) желток В) снижение роли ядерно-плазмотических отношений

Г) интенсификация обменных процессов

4. отличительными признаками гамет являются:

А)гаплоидность

Б)возникновение в результате митоза

В)изменение ядерно-плазматических отношений

Г)диплоидность

Д)возникновение в результате мейоза

5. процессу оплодотворения способствует: А)желток в ооплазме

Б)акросома

В) снижение метаболизма в яйцеклетке

Г)изменение ядерно-плазмотических отношений


Д) гаплоидный набор хромосом

Ответы: 1В; 2БД; 3БВ; 4АВД; 5Б.

Обсуждение домашних вопросов

-между женскими и мужскими гаметами существуют различия. А есть ли различия между гаметами одного типа?

-докажите, что строение и функции половых клеток тесно взаимосвязаны.

5. Оплодотворение. Онтогенез

Биологический диктант

  1. Что такое сингамия-слияние ядер гамет

  2. Как называется оплодотворенная клетка-зигота

  3. Какой процесс начинается в оплодотворенный яйцеклетке- дробление

  4. Чем этот процесс отличается от митоза- число хромосом в клетке изменяется

  5. Как называется первая стадия развития зародыша- бластула

  6. Что для нее характерно- один слой клеток

  7. Как называется вторая стадия развития зародыша- гаструла

  8. Какие слои в эмбрионе различаются на этой стадии- экзодерма и эктодерма

  9. Что развивается из мезодермы- кости, хрящи, мышцы

  10. На какие этапы можно разделить онтогенез- эмбриональный и постэмбриональный

Обсуждение домашних вопросов

-что такое оплодотворение?

-какие процессы происходят на стадии бластулы?

-какие процессы происходят на стадии гаструлы

-какие процессы происходят на стадии нейрулы

6. Подведение итога

Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют оценки

Более 25 баллов-«5»

20-25 баллов- «4»

15-20 баллов- «3»

Менее 15 баллов- «2»

7. Постановка домашнего задания

Проблемный вопрос—какую роль играют нуклеиновые кислоты и белки в размножении организмов?


Используемая литература: Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах (исследование, интегрирование, моделирование)/ Под редакцией М.В.Высоцкой.- Волгоград.: Учитель, 2008



Свежие документы:  Статья "Личностно – ориентированный подход в организации современного урока биологии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: