Конспект урока по биологии во 2 классе «РЫБЫ»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по предмету «ЖИВОЙ МИР»





ТЕМА: «РЫБЫ».

2 класс













Учитель начальных классов: Маслич Ирина Петровна

Г. Краснодар

2014 г.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Рыбы« (1 урок).

Цели: дидактические: познакомить с рыбами, обитающими в пресноводных водоемах и строением их тела;

коррекционные: корригировать наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, монологическую и диалогическую речь;

воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, бережное отношение к животному миру.

Оборудование: стихи, загадки, иллюстрация – пресноводные рыбы, предметные картинки — рыбы, разрезные картинки в конвертах (рыбы), опорная схема, учебник, интерактивная доска.



ХОД УРОКА.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

1. Коррекционная игра «Четвертый лишний».

Задание: — Прочитайте слова и скажите, кто лишний и почему?

-Каким одним словом назвать эти три живые существа?

Слова: щука, сом, кот, окунь

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

1. Актуализация знаний учащихся о рыбах (беседа по вопросам, упражнение в словообразовании).

— Где живут рыбы?

— В каких водоемах живут рыбы? (Ответы учащихся)

Рыбы живут как в самых больших водоёмах — в океанах, морях, так и в и в — самых маленьких — реках и озерах. Послушайте внимательно вопросы и образуйте от слов предметов слова признаки (Голосом акцентирую внимание на словах: в реках, в океанах, в морях, в аквариумах).

— Как называются рыбы, которые живут в реках? Какие это рыбы? (речные)

— Как называются рыбы, которые живут в океанах? (океанические)

— Как называются рыбы, которые живут в морях? (морские)

— Как называются рыбы, которые живут в аквариумах? (аквариумные)

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О рыбах)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Тема сегодняшнего урока: «Рыбы».

Цели: на уроке мы познакомимся с 3-мя рыбами, живущими в пресноводном водоёме.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Знакомство с рыбами, обитающими в пресноводных водоемах.

а) Рассказ учителя.

Рыбы – это обитатели водоемов. Без воды рыбы погибнут, так как они не приспособлены к жизни без воды. Вода — это их стихия, это их дом. Рыбы живут как в водоемах, созданных природой: океанах, морях, реках, озерах, так и в водоемах, созданных руками человека: прудах, водохранилищах. Вода в водоемах разная на вкус.

— Как вы думаете, какая на вкус морская вода? (соленая)

— Какая на вкус вода рек и озер, соленая или несоленая? (несоленая)

— Как по-другому называют несоленую воду? (?)

Несоленую воду называют пресной (акцент голосом), поэтому и водоёмы с несолёной водой называют … какими водоёмами? (пресноводными). Правильно, такие водоёмы называют пресноводными.

б) Словарная работа

Пресноводный водоёмэто водоём с несолёной водой.

(На слайде появляется, иллюстрация пресноводного водоема с её подводными обитателями – рыбами).

В пресноводных водоёмах живут пресноводные рыбы. Посмотрите на иллюстрацию и назовите знакомых для вас рыб? (Если дети не знают названия некоторых рыб или забыли, то предлагаю конкретно по названиям рыб соотнести иллюстрации). Слайд № 1



— Найдите на иллюстрации окуня, сома, щуку, плотву и ерша. Рыбы питаются водорослями и личинками мелких насекомых, а некоторые рыбы даже нападают на мелких рыбёшек. Рыбы, которые поедают своих собратьев называются хищными или хищниками.

в) Рассказ учителя по опорной схеме. (Учитель дает установку) Слайд № 2.

— Внимательно послушайте небольшой рассказ о пресноводных водоемах и их обитателях и повторите за мной информацию.

Пресноводные водоёмы – это озера, реки, пруды, водохранилища. Там живут пресноводные рыбы: щука, плотва, ёрш и другие рыбы.

РЫБЫ:

озеро щука

Пресноводные водоёмы: река плотва

пруд ёрш

сом

г) Беседа по вопросам:

— Чем отличаются пресноводные водоемы от морских?

— Назовите пресноводные водоемы?

— Какие рыбы водятся в этих водоемах?

д) Рассказ учащихся по опорной схеме.

— Повторите мой рассказ о пресноводных водоемах и их обитателях (2 ученика)

  1. Знакомство со щукой.

(Читаю загадки или стихотворения с акцентом-интонацией на слова-описания, чтобы представляемый для учащихся объект — образ рыбы ярче сформировался).

а) Загадка.

— Послушайте загадку и определите о какой рыбе идет в ней речь?

Хвостиком виляет

Зубаста, а не лает. (щука)

ыставляю предметную картинку-щуку крупным планом, учащиеся рассматривают щуку, слушают стихотворение и отвечают на вопросы). Слайд № 3.







б) Стихотворение-описание щуки.

— Послушайте внимательно стихотворение-описание и расскажите, что вы узнали о щуке?

Полоски и пятна у щуки на теле,

Чтоб рыбы её разглядеть не сумели,

Когда под корягой таится без звука

Речная зелёная хищная щука.

Острых как бритва, зубов пасть полна,

Поэтому щука всё время одна,

И у неё среди рыб друзей нет —

Боятся все к щуке попасть на обед.

— Почему щуку трудно разглядеть в водоеме?

— Что вы узнали о щуке? Почему с ней никто не дружит?

— Что означает выражение: попасть к щуке на обед?

— Давайте сделаем вывод: какая щука рыба? (хищное)

в) Рассказ учителя о щуке.

Зелёные полоски и пятна на теле у щуки служат маскировкой, она трудно заметна с таким окрасом в водоёме. Щука – хищная рыба, питается мелкими рыбешками. У неё очень острые зубы.

г) Рассказ учащихся о щуке. (Учитель предлагает одному из учащихся рассказать о щуке).

2) Знакомство с ёршом.

а) Загадка.

— Догадайтесь о какой рыбе идет речь в загадке?

Колюч, да не ёж,

Эта рыба зовётся….. (ёрш)

(Учитель выставляет предметную картинку рыбы). Слайд №4.



б) Стихотворение о ерше.

— Это рыба ерш. Послушайте стихотворение и скажите, по каким признакам можно узнать ерша, какой он? (Читаю стихотворение с акцентом на слова-описания каждой рыбы – коррекция слухового восприятия).

Ёрш любит чистую воду,

Там, где песочек на дне.

Вниз уплывет в непогоду,

Зимой теплее на глубине.

Едой ему служит личинка,

В проточной воде он живет –

Желто-зеленая спинка

И белого цвета живот.

Ерша не узнать невозможно.

Есть правило у рыбаков:

В руки бери осторожно —

Из-за острых его плавников. (Ответы детей)

в) Беседа по вопросам:

— Какую воду любит ерш?

— Чем питается?

— Какого окраса чешуя, какие плавники?

г) Рассказ учителя о ерше.

Ёрш — житель пресноводного водоёма. Спинка у ерша покрыта желто-зеленой чешуёй, а живот белого цвета. Питается он личинками насекомых. Живет только в чистой проточной воде.

д) Рассказ учащихся о ерше.

— Составьте рассказ о ерше?

Физминутка

Рыбки плавают, играют,

В теплой, чистенькой воде.

То согнутся, разогнутся,

То попрячутся в песке.

3) Знакомство с рыбой плотвой.

а) Стихотворение о рыбе.

(Учитель сразу выставляет предметную картинку – рыба-плотва и даёт установку).

— Запомните информацию о рыбе, о которой пойдет речь в стихотворении?

Слайд № 5.

Эй, скорей сюда, братва,

Косяком прошла плотва.

Ловится на червяка,

Серебром горят бока.

На рыбалке не зевай,

Быстро рыбу подсекай!

И довольный рыболов

В дом несёт большой улов.



— О какой рыбе шла речь? (О плотве)

— Какой окрас чешуи у плотвы?



б) Рассказ учителя о рыбе.

Рыба-плотва живет в пресной воде. Серебристые чешуйки украшают тельце этой рыбки. Обычно плотва плавает косяками, т. е. небольшими стайками. Питается водорослями. Из икринок рыбы появляются мальки-рыбешки.

в) Рассказ учащихся о рыбе.

— Расскажите все, что запомнили о плотве? (1 ученик)

— Вспомните, о каких 3-х рыбах мы говорили на сегодняшнем уроке и где они живут?

  1. Знакомство со строением рыб.

а) Актуализация знаний. Коллективный рассказ учащихся о строении рыбы.

(Учитель выставляет крупную опорную иллюстрацию рабы без подписанных частей тела).

— Каждая рыба имеет схожее строение тела со своими сородичами. Попробуйте самостоятельно рассказать о строении рыбы по рисунку. Каждую цифру соотнесите с определенной частью тела рыбы.



Слайд № 6.



б) Работа с учебником. Рассказ учащихся по иллюстрации из учебника, с опорой на карточки-надписи. (2 средних ученика).

— Сравним ваш рассказ предыдущий рассказ с иллюстраций в учебнике. (Стр. 73). Расскажите о строении рыбы с опорой на иллюстрацию с надписями.

в) Соотнесение частей тела рыбы слабыми, неговорящими детьми с демонстрационной таблицей на доске. Слайд № 7.

(Учитель вызывает неговорящих детей и предлагает по заданию сильных учащихся показать части тела рыбы, с опорой на иллюстрацию на доске – 2 ученика – воспитательный момент — одни учащиеся являются организаторами труда других, например, -Покажи голову рыбы).





г) Работа с учебником. Размножение рыб. (стр.74)

а) Самостоятельное чтение учащимися информации в учебнике о размножении рыб. (Ответы на вопросы учителя, составление короткого рассказа о размножении рыб).

— Прочитайте самостоятельно информацию о размножении рыб на странице 74, я буду задавать вопросы по содержанию информации. (Жужжащее чтение).

— Как размножаются рыбы?

-Кто появляется из икринок?

— Ухаживают ли рыбы за икрой?

— Составьте небольшой рассказ о размножении рыб. (Один ученик)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1) Коррекционная игра «Собери рыбку».

(Учащимся раздаются конверты с разрезанными на части рыбами. Дифференцированные задания: сильным и средним, слабым – разное количество разрезанных частей).

Задание: Соберите рыбку их частей и определите ее название.



  1. Беседа по вопросам:

В каких водоемах вода не соленая?

— Чем они отличаются рыбы от других животных? (Тело покрыто чешуёй, живут под водой).

— Чем рыбаки ловят рыбу?

— Какие блюда готовят из рыбы?

  1. Загадка.

— Послушайте загадку и определите о ком идет речь в ней?

Возле дома –водоём

И зимой и летом

Ловят люди рыбу в нем —

Расскажу об этом:

Летом с удочкой сидят,

Только солнце встанет,

И за поплавком следят

Рыбка не потянет?

И зимой, когда вода

Скованна морозом,

Не пугает чудака

холода угроза.

— О каких людях говорится в стихотворении? (О рыболовах)

— Когда любят ловить рыбу рыбаки? (в любое время года).

— Чем рыбаки ловят рыбу?

VI. ИТОГ УРОКА.

— Над какой темой сегодня работали?

— О каких трех рыбах говорили?

— Какая рыба из них хищная?


VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.


VIII. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.


— Придумайте рассказ о жизни маленькой рыбки и нарисуйте ее в тетради.







Приложение к уроку


IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Знакомство с рыбами, обитающими в пресноводных водоемах.


Слайд № 1.





Слайд№ 2.


РЫБЫ:

озеро щука

Пресноводные водоёмы: река плотва


Пруд ёрш


сом

Слайд № 3.








Слайд № 4.




Слайд № 5.



Слайд № 6.




Слайд № 7.





V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1) Коррекционная игра «Собери рыбку» — разрезные картинки в конвертах.





















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Природоведние, 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, -М., «Просвещение» 2013

  2. Живой мир, 2 класс: учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/ Н.Б. Матвеева М.С.Котина, Т.А. Куртова, -М., «Просвещение» 2012

  3. Тематический словарь в картинках: Мир животных: Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Рыбы. – М.: Школьная Пресса, 2004

20


Свежие документы:  Тест по биологии для 11 класса «Эволюционное учение»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: