РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №9

г .Клин













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

(базовый уровень)

8 класс






Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель биологии первой категории





















2013 г



Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику Биология 8 кл. Авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.














































8 класс

Человек и его здоровье

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Стро­ение и функции клетки. Роль ядра в передаче на­следственных свойств организма. Органоиды клет­ки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического по­коя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, со­единительные, мышечные, нервная ткани. Стро­ение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

  • Лабораторная работа

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы . Спинной и головной мозг. Нервы и нерв узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейрон­ные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и испол­нительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

  • Лабораторные работы

ЛР №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.».

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический со­став костей, их макро- и микростроение, типы кос­тей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соеди­нений костей: неподвижные, полуподвижные, по­движные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц че­ловеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице.

Изменение мыш­цы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоско­стопия. Их выявление, предупреждение и исправ­ление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

  • Лабораторные работы

ЛР №3 «Коленный рефлекс»

ЛР №4 «Микроскопическое строение кости»

ЛР №5 «Мышцы человеческого тела».

Лр №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».

ЛР №7 «Утомление при статической и динамической работе».

ЛР № 8 «Выявление нарушения осанки»

ЛР № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».


Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, ткане­вая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функ­ции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокро­вие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет. Иммуни­тет клеточный и гуморальный. Иммунная систе­ма. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоци­тоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и перенос­чики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Те­чение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и ле­чебные сыворотки. Естественный и искусствен­ный иммунитет. Активный и пассивный иммуни­тет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Лабораторная работа

ЛР №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лим­фатических сосудов. Круги кровообращения. Стро­ение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движе­ние крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Ги­гиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по ме­тоду Короткова, приемов остановки кровотечений.

  • Лабораторные работы

Лр №11 «Функции венозных клапанов»

Лр №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»

ЛР №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»

ЛР №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и ор­ганические заболевания дыхательных путей, мин­далин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гумораль­ная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной сис­темы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак лег­ких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняю­щей механизм вдоха и выдоха; приемов определе­ния проходимости носовых ходов у маленьких де­тей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

  • Лабораторные работы

ЛР №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

ЛР № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные же­лезы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-ки­шечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

  • Лабораторная работа

ЛР № 17«Действие фермента слюны на крахмал»

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетиче­ский обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерго­траты человека и пищевой рацион. Нормы и ре­жим питания. Основной и общий обмен. Энергети­ческая емкость пищи.

  • Лабораторные работы

ЛР №18 «Составление пищевого рациона».

ЛР №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Тема 2.10.

Покровные органы. Тепло регуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в об­менных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и па­разитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачеб­ная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение ко­жи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыль­ной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; опреде­ление совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функ­ции. Строение и работа почек. Нефроны. Первич­ная и конечная моча. Заболевания органов выдели­тельной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функ­ции продолговатого, среднего мозга, моста и моз­жечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий, Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции ко­ры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимо­действие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

  • Лабораторные работы

ЛР №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».

ЛР №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»

Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анали­заторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализа­тор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сет­чатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болезней, травм глаза. Преду­преждение близорукости и дальнозоркости. Кор­рекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слу­ха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреж­дение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувстви­тельности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, вы­являющих функции радужной оболочки, хруста­лика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.


  • Лабораторная работа

Лр№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»


Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку уче­ния о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможе­ния. Безусловные и условные рефлексы. Безуслов­ное и условное торможение. Закон взаимной индук­ции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ух­томского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безуслов­ные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приоб­ретенные программы поведения; условные рефлек­сы, рассудочная деятельность, динамический сте­реотип .

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и жи­вотных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внут­ренняя речь. Роль речи в развитии высших психи­ческих функций. Осознанные действия и инту­иция.

Познавательные процессы: ощущение, восприя­тие, представления, память, воображение, мышле­ние.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмо­ции: эмоциональные реакции, эмоциональные со­стояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, во­ли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлек­сов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внима­ние, логическую и механическую память, консер­ватизм мышления и пр.

  • Лабораторные работы

Лр№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Лр№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной сек­реции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны ги­пофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых же­лез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крыш­кой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочеч­никами.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Мен­струации и поллюции. Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, ал­коголя, наркотиков) на развитие и здоровье чело­века.

Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожден­ный и грудной ребенок, уход за ним. Половое соз­ревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, меж­личностные отношения. Стадии вхождения лич­ности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы тем­пераментов.



























Учебно – тематический план


Темы курса

Количество часов

Лабораторные работы

Науки, изучающие организм человека

1 ч


Происхождение человека

3 ч


Общий обзор организма


1 ч


Клеточное строение организма.

Ткани

5 ч

1

Рефлекторная регуляция организма

1 ч

2

Опорно-двигательная система

6

Внутренняя среда организма

Зч

1

Кровеносная и лимфатическая системы

6 ч

4

Дыхательная система

4 ч

2

Пищеварительная система

6 ч

1

Обмен веществ и энергии

3 ч

2

Покровные органы. Теплорегуляция

3 ч


Выделительная система

1 ч


Нервная система

5 ч

2

Анализаторы

5 ч

1

Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика

5 ч

2

Эндокринная система

2 ч


Индивидуальное развитие организма

5 ч


Повторение материала


Итого

68

24



1 триместр 11 лабораторных работ


2 триместр 8 лабораторных работ


3 триместр 5 лабораторных работ


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8класса


В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

Называть:

общие признаки живых организмов;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

характеризовать:

деление клетки, роль клеточной теории в обо­сновании единства органического мира;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

особенности размноже­ния и развития человека;

обосновывать:

взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове­ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто­ров, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару­шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра­зие видов растений и животных, на среду их обита­ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать:

клетки, ткани, органы и системы органов человека;

применять знания:

о строении и жизнедеятельности организма че­ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы:

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;
















ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
— учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
— учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
— владеет знаниями и умениями в объеме 95% — 100% от требований программы.

Оценка «4» ставится в следующем случае:
— ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
— учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
— объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка «3» ставится в следующем случае:
— большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
— учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
— учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка «2» ставится в следующем случае:
— ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
— учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
— учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».












ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
— лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
— учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;


Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.




























Календарно- тематическое планирование по биологии 8 класс

(2часа в неделю)


пп

в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения



1 триместр





Науки, изучающие организм

человека 1 ч



1

1

Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление наук о человеке.





Происхождение человека 3 ч



2

1

Систематическое положение человека.



3

2

Этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.



4

3

Расы человека.



5

1

Общий обзор организма 1 ч

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.





Клеточное строение организма.

Ткани 5 ч



6

1

Внешняя и внутренняя среды организма.



7

2

Строение клетки тела человека.



8

3

Жизненные процессы клетки.



9

4

Ткани. Виды тканей тела человека. Образование тканей.



10

5

ЛР. № 1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп».





Рефлекторная регуляция организма

1 ч



11

1

Отделы нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга. ЛР №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.».

ЛР №3 «Коленный рефлекс»





Опорно-двигательная система 7ч



12

1

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

ЛР №4 «Микроскопическое строение кости»



13

2

Скелет и мышцы . Их функции.



14

3

Типы костей. Соединение костей .



15

4

Строение мышц и сухожилий.

ЛР №5 «Мышцы человеческого тела». Лр №6 «Самонаблюдение работы основных мышц.».



16

5

Работа скелетных мышц и их регуляция. ЛР №7 «Утомление при статической и динамической работе».



17

6

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Предупреждение плоскостопия.

ЛР № 8 «Выявление нарушения осанки»

ЛР № 9 «Выявление нарушения плоскостопия».



18

7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.





Внутренняя среда организма Зч



19

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

ЛР №10 «Рассматривание крови лягушки и человека под микроскопом».



20

2

Состав крови . Свертывание крови.



21

3

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.





Кровеносная и лимфатическая системы 6 ч



22

1

Органы кровеносной и лимфатической систем и их роль в организме. .Лр №11 «Функции венозных клапанов»





2 триместр



23

2

Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения.

Лр №12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.»



24

3

Строение и работа сердца.

ЛР №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ноктевого ложа»



25

4

Движение крови по сосудам . Регуляция кровоснабжения.

Артериальное давление крови, пульс.

ЛР №14 «Функциональная проба. Реакция с-с системы на дозированную нагрузку.».



26

5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.



27

6

Первая помощь при кровотечениях.





Дыхательная система 4 ч



28

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути г



29

2

Газообмен в легких и тканях . Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.



30

3

ЛР №15 «Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

ЛР № 16 «Функциональные пробы с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.»



31

4

Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь.





Пищеварительная система 6 ч



32

1

Строение и функции пищ. системы.



33

2

Пищеварение в ротовой полости .

ЛР № 17«Действие фермента слюны на крахмал»



34

3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.



35

4

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.



36

5

Регуляция пищеварения.



37

6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.





Обмен веществ и энергии 3 ч



38

1

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.



39

2

Витамины.



40

3

Энергозатраты человека и пищевой рацион ЛР №18 «Составление пищевого рациона».

ЛР №19 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки..





Покровные органы. Теплорегуляция 3 ч



41

1

Строение и функции кожи. Волосы ,ногти. Гигиена одежды и обуви.



42

2

Кожные заболевания и их профилактика.



43

3

Терморегуляция организма.





3 триместр





Выделительная система 1 ч



44

1

Строение и функции органов мочевыделительной системы.





Нервная система 5 ч



45

1

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.



46

2

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.



47

3

ЛР №20 «Пальценосовая проба и особенности движений,связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.».



48

4

Функции переднего мозга



49

5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. ЛР №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга»





Анализаторы 5 ч



50

1

Анализаторы и органы чувств .Их значение.



51

2

Зрительный анализатор.

Лр№22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.»



52

3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.



53

4

Слуховой анализатор.



54

5

Органы, равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.





Высшая нервная деятельность. Повеление. Психика 5 ч



55

1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности .



56

2

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Лр№23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.



57

3

Сон и сновидения.



58

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.



59

5

Воля, эмоции, внимание. Лр№24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»





Эндокринная система 2 ч



60

1

Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны.



61

2

Функции желез внутренней секреции .





Индивидуальное развитие организма 5 ч



62

1

Жизненные циклы. Размножение.



63

2

Развитие зародыша и плода . Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.



64

3

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.



65

4

Интересы, склонности, способности.



66

5

Здоровье — величайшая ценность для личности и общества.



67

1

Повторение материала: Клеточное строение организма.



68

2

Повторение материала: Дыхательная система





Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. «Биология. Человек». М., «Дрофа», 2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Биология. Человек».

В. В. Пасечник, Ю. В. Брыкин, Т. А. Дмитриева. «Готовые домашние задания».






































Свежие документы:  Инструктивная карта к лабораторной работе по теме: «Построение кривой распределения модификаций признака в вариационном ряду» 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: