Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная и соединительная ткани»


Зенченко Ольга Федоровна,

учитель биологии,

Северо-Казахстанская область,

Есильский район,

Николаевская средняя школа.

Урок биологии на тему «Ткани организма человека. Эпителиальная и соединительная ткани»

Цель урока: изучить ткани человека.

Задачи учителя: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, на примере эпителиальной и соединительной показать взаимосвязь строения и функции;

2) расширить знания о клеточном и тканевом строении организма;

3) Развивать речевые навыки при работе в группе;

4) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

В конце урока учащиеся должны знать:

Из каких тканей состоит тело человека;

Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;

Местонахождение, этих тканей в организме человека.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, демонстрационный, соответствие, диалог, ИКТ, оценивание.

Оборудование: Презентация, компьютер, ноутбуки, интерактивная доска, дидактический раздаточный материал.


Ход урока

Психологический настройhttps://ru.convdocs.org/pars_docs/refs/125/124149/124149_html_m23f1fbb.png

Выберите того гномика, который соответствует вашему настроению на начало урока.


Деление на группы. (Использование разрезных картинок)

Правила работы в группе. (Вырабатываются учащимися)


Оценивание.

Этапы урока

дешифратор

баллы

Домашнее задание

  1. Монтирование клетки

  2. Соответствие



2

2


Новый материал

  1. Составил вопросы

1-2

3-5

  1. Отвечал на вопросы

1-2

3-5

  1. Задавал вопросы





1

2



1

2

2


Закрепление

за каждый правильный ответ «Я знаю»

«Я понимаю»- 1 балл



«Я применяю» — 2-3 балла


Ответил на все вопросы – 5

7-8 вопросов – 4

5-6 вопросов – 3

3-4 вопросов – 2

1-2 вопроса — 1


итого

12-13 оценка «5»

10-11 оценка «4»

6-9 оценка «3»

Ваша оценка


Проверка знаний (работа в группе)

  1. Смонтируйте клетку. Назовите органеллы. Какие органеллы отсутствуют?

  2. Соответствие. (Проверка на слайде)

1 группа


Сопоставьте органеллы и функции, которые они выполняют

органеллы


функции

  1. Мембрана


А. Принимает участие в делении клетки

  1. Аппарат Гольджи


Б. Отвечает за всю работу клетки.

  1. Лизосомы


В. Обеспечивает взаимосвязь клетки и окружающей средой.

  1. Центриоли


Г. Осуществляют внутриклеточное «пищеварение»

  1. Ядро


Д. Обеспечивает транспорт веществ по клетке.

Передайте свою работу другой группе для проверки


2 группа

Сопоставьте органеллы и функции, которые они выполняют

органеллы


функции

  1. Ядро


А. Осуществляют синтез белка

  1. Цитоплазма


Б.Отвечает за всю работу клетки.

  1. Рибосомы


В. Образование органических веществ. Взаимосвязь между органоидами. Бывает шероховатой и гладкой.

  1. Митохондрии


Г. Образование и накопление энергии в клетке.

  1. ЭПС

Д. Происходит обмен веществ. Погружены все органеллы.


Передайте свою работу другой группе для проверки

ОТВЕТЫ:

1 группа (1- в, 2 – д, 3 – г, 4 – а, 5 — б)

2 группа (1 –б, 2 – д, 3- а, 4-г, 5-в)


Новый материал

Тема урока: «Ткани организма человека»

Актуализация знаний

Что такое ткань?

Ткань совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функцией и происхождением. (Запись определения в тетрадь)

Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов.

— У каких организмов тело состоит из тканей?


Распределите ткани по группам. (работа учащихся в группе)

Ткани растений

Ткани животных

Образовательная

Механическая

Выделительная

Проводящая

Покровная

основная

Нервная

Эпителиальная

Соединительная

мышечная


— Есть ли сходство в строении этих тканей?

У человека, как и у животных 4 типа ткани. (запись в тетрадь)

Нервная

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Сегодня мы изучим 2 ткани: эпителиальную и соединительную.

Цели:

в конце урока вы должны знать:

Из каких тканей состоит тело человека;

Строение и функции эпителиальной и соединительной тканей;

Местонахождение, этих тканей в организме человека.


ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

Индивидуальное задание. Прочитайте текст «Ткани человека» на стр.27-28.

Просмотрите слайды.

Работа в парах.

Перескажите полученную информацию товарищу, таким образом, вы закрепите полученные знания.

Задание. (работа в группе)

Составьте вопросы по этой теме.

  1. Группа «Эпителиальная ткань»

  2. Группа «Соединительная ткань»

По плану

  1. Подвиды ткани.

  2. Особенности строения ткани.

  3. Свойства и функции.

  4. Месторасположение тканей.

Используйте таблицу вопросов.

«Тонкие» вопросы, отвечающие на вопросы:

«Толстые» вопросы сложные отвечающие на вопросы:

Кто? Где? Когда? Что? Кем?

Почему? Зачем? Как можно? Как вы думаете? и др.

Одного представителя с группы делегируйте в другую группу и задайте им вопросы.


Тренинг «Живая скульптура». 

1. Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

2. Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.


Закрепление

Достиг ли я целей урока?

«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Тело человека состоит из ……………… типов тканей.

  2. Ткань состоит из …………………… и межклеточного вещества.

  3. Эпителиальная ткань образует верхний слой ………………..

  4. Кости и хрящи состоят из ………………………………………… ткани.

«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Главная функция эпителиальной ткани ………………….

  2. Что кровь и лимфа это — ………………………………………………. соединительная ткань.

  3. Что в соединительной ткани между клетками много ………………………………… вещества.

  4. Хрящевая и костная ткани выполняют ………………………………………………. функцию.

«Я применяю» (2-3 балла)

Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? Как я могу использовать эти знания?


Проверьте себя по образцу.

«Я знаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Тело человека состоит из 4 типов тканей.

  2. Ткань состоит из клеток и межклеточного вещества.

  3. Эпителиальная ткань образует верхний слой кожи.

  4. Кости и хрящи состоят из соединительной ткани.

«Я понимаю что …» (1 балл за каждый верный ответ)

  1. Главная функция эпителиальной ткани –защитная.

  2. Что кровь и лимфа это – жидкая соединительная ткань.

  3. Что в соединительной ткани между клетками много межклеточного вещества.

  4. Хрящевая и костная ткани выполняют опорную функцию.

«Я применяю» (2-3 балла)

Если мне в палец попадет заноза, то какая ткань будет повреждена? (эпителий)

А если я порежу палец и пойдет кровь, то какие ткани повредятся? (эпителий, соединительная, мышечная, нервная) Как я могу использовать эти знания? (оказание первой помощи)


Blob дерева

Рефлексия

Отметьте того человечка, который по-вашему мнению соответствует вашим стремлениям или достижениям в изучении данной темы.


Подведение итогов урока.

Выставление оценок.


Д/З § 6 Заполнить таблицу на стр. 29





Литература:

Биология. Учебник для 8 класса/Р. Алимкулова, Р. Сатимбеков, а. Соловьева.- Алматы: Атамура, 2012. – 288 с.

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-laboratoriya-v-8-klasse-tkani-cheloveka-0

https://www.truefurn.com/wp-content/gallery/promotion/blob-tree-free-download

http://kmspb.narod.ru/posobie/ttvopr.htm







Свежие документы:  Конпект урока биологии для 8 класса "Кожа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: