Содержание химических элементов в организме. Неорганические вещества
Задачи урока: образовательные – продолжение формирования у учащихся представления о многообразии живых организмов;
-формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, многообразии живых организмов, взаимосвязи и взаимовлиянии, общих закономерностях развития живой материи;
воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся;
— экологическое и природоохранное воспитание.
развивающие – развитие памяти, речи, мышления учащихся;
— развитие умений использовать материал учебного
пособия при ответе на вопросы учителя;
— развитие умений обобщать, анализировать материал,
делать выводы;
— развитие критического мышления учащихся.
Методы и методические приемы: объяснение, фронтальная беседа, рассказ учителя, работа с таблицей, составление кластера, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с тестом учебника, работа в группах.
Структура урока : 1. Орг.момент (1-2 мин.)
2. Постановка целей и задач урока ( до 2 мин.)
3. Изучение нового материала ( до 20 мин.)
4. Закрепление материала ( до 10 мин.)
5. Опрос д/з (до 10 мин.)
6. Д/з (1-2 мин.)
Ход урока:
Этап урока | Содержание этапа | Методы и методичес-кие приемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся объяснение хода урока, определение групп. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Поста-новка целей и задач урока | Одно из положений клеточной теории: клетки одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по строению, химическому составу и важнейшим проявлениям процессов жизнедеятельности. Цель нашего урока – выяснить, каков химический состав клеток живых организмов, каково значение различных классов химических веществ в жизни клеток и организмов в целом. | Постановка целей и задач урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового материа-ла | Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава. Это постоянство обеспечивается особыми физиологическими механизмами и сохраняется при любых внешних воздействиях. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и, следовательно, свойств называется …(гомеостазом) (от греч. homoios – «одинаковый» и statis – «состояние»). В клетках обнаружено около 90 химических элементов, но установлена роль только 24 из них, это биогенные химические элементы, входящие в состав клетки и выполняющие в ней определённые функции. В зависимости от содержания элементы делят на 3 группы. — Назовите эти группы химических элементов. 1. Макроэлементы — содержание каждого из них составляет >10-3 %. Это О, Н, С, N, P, S, Cl, K, Ca, Na, Mg, составляющие вместе около 99 % массы клетки. Они играют основную роль в процессах жизнедеятельности, т. к. входят в состав органических веществ. 2. Микроэлементы — содержание колеблется от 10-3 % до 10-6 %. Fe, Mn, Cu, Zn, Co, Ni, B, I, F, Se, Al, Si, Mo — их суммарная доля менее 1 % массы клетки. Они входят в состав гормонов, витаминов, ферментов, пигментов и др.. 3. Ультрамикроэлементы — содержание <10-6 %. Это Au, Ag, Br, Hg и др. — в сумме менее 0,01 % массы клеток. Физиологическая роль этих элементов в клетке не выяснена. Некоторые живые организмы могут интенсивно накапливать в себе определённые химические элементы, за счёт этого их %-ное содержание возрастает и для данных организмов они являются макроэлементами (морские водоросли накапливают I, злаки – Si, ряска – Ra, лютики – Li, моллюски и ракообразные – Cu и Ca). Таблица 1. Важнейшие химические элементы клетки
— Неорганические вещества клетки – это …(вода, различные минеральные соли, углекислый газ, кислоты и основания). — Какие еще неорганические вещества, кроме минеральных солей, входят в состав клеток живых организмов? Н2О — самое распространенное неорганическое соединение в клетках. Ее содержание колеблется: от 10% в эмали зуба до 85% в нервных клетках и до 97% в клетках развивающегося зародыша (в среднем — 80%). Вода – необходимое условие жизнедеятельности, при потере большого количества воды многие организмы гибнут, а другие впадают в состояние анабиоза (процессы жизнедеятельности протекают на очень низком уровне) — Вспомните из курса физики и химии, каковы физико-химические свойства воды? Физико-химические свойства Н2О:
— Исходя из свойств воды, предположите, каковы её функции в клетках живых организмов?
АТФ + Н2О АДФ + Н3РО4 + 40кДж
Минеральные соли в клетке могут быть:
Некоторые ионы участвуют в активации ферментов, создании осмотического давления в клетке (K+, Na+ Cl-), в процессах мышечного сокращения, свертывании крови (Ca2+), другие необходимы для синтеза важных органических веществ. Например, остатки фосфорной кислоты входят в состав нуклеотидов, АТФ, ион Fe2+ — в состав гемоглобина, Mg2+ — в состав хлорофилла. Ионы N03—, NH4+ являются источником атомов азота, ион SO42- — атомов серы, которые необходимы для синтеза молекул аминокислот. В клетках находится много разных солей. Животные с помощью выделительной системы удаляют из организма избыточные соли, а у растений они накапливаются и кристаллизуются в различных органоидах или в вакуолях. Чаще это бывают соли кальция. Их форма в клетках растений может быть различной: иглы, ромбы, кристаллики – одиночные или сросшиеся вместе (друзы) | Объяснение с элементами фронталь-ной беседы
Запись на доске в виде схемы и в тетрадях учащихся
Запись терминов на доске и пояснение учителя
Работа с таблицей в учебнике
Демонстрация таблиц
Составление опорного конспекта
Постановка проблемно-го вопроса
Запись в тетради
Запись новых терминов на доске и в тетрадях учащихся
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Закрепление |
| Фронталь-ная беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Опрос д/з | Проводится в виде биологического диктанта по ранее изученным понятиям. | Работа с раздаточным материалом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Д/з | § 1, схема в тетради. | Запись в дневниках и на доске |
Учащийся должен
знать:
общие признаки живых организмов;
царства живых организмов;
основные методы изучения живой природы;
уровни организации живой природы.
органические и неорганические вещества организма и их функции;
значение неорганических и органических веществ (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ);
уметь:
характерезовать
процессы поступления веществ в клетку;
объяснять
отличие объектов живой природы от тел неживой природы;
сравнивать
строение, процессы жизнедеятельности, роль организмов, принадлежащих к различным группам растений и животных.