Урок по теме: «Углеводы. Глюкоза»
Цели урока:
Рассмотреть новый класс органических веществ — углеводов.
Провести классификацию углеводов.
Выяснить значение углеводов в природе и в жизни человека.
При помощи качественных реакций на кислородсодержащие функциональные группы, изученные ранее, определить строение глюкозы.
Рассмотреть взаимосвязь химических свойств и строения глюкозы.
Познакомиться со способами получения и применением глюкозы.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать представления о группе органических веществ, обладающих двойственными свойствами;
изучить строение глюкозы;
выделить основные и специфические свойства глюкозы.
Развивающие:
развитие навыка экспериментальной работы, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
выявление незаменимой роли глюкозы в природе и жизни человека.
Воспитательные:
формирование у учащихся научного мировоззрения;
воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, уверенности в себе;
воспитание культуры общения.
Тип урока: Изучения нового материала (комбинированный урок)
Формы работы учащихся:
беседа, творческая работа (опережающее задание), поиск выхода из проблемной ситуации, лабораторный опыт.
Оборудование:
ТСО — компьютер, проектор, экран.
Справочное пособие – «Учись учиться»
Раздаточный материал (бланки для выполнения теста, инструкция для выполнения лабораторного опыта, инструкция по технике безопасности)
Реактивы: раствор глюкозы, раствор глицерина, раствор сульфата меди (ІІ), раствор гидроксида натрия, раствор аммиачного раствора оксида серебра.
Лабораторное оборудование для опытов: спиртовка, пробирки, пипетки, держатель пробирок.
Структура и ход урока.
Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Вре-мя | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Мотивация |
| Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку, заполнение классного журнала, обоснование темы и цели урока.
|
| 2 |
2 | Основная часть. |
| Объяснение нового материала, демонстрация слайдов презентации. |
|
|
Название «Углеводы» | слайд 2
| Давайте разберемся, откуда произошло это название. |
| 8 | |
Классификация углеводов. | Слайд 3
| Рассмотрите схему. | Знакомятся с классификацией углеводов | ||
Историческая справка. | Слайд 4-6 | Познакомимся с некоторыми историческими сведениями об углеводах. |
| ||
Углеводы в природе. | Слайд 7 | Повторение уравнения фотосинтеза. Вспомните :«Как называется реакция поглощения углекислого газа из воздуха, при котором выделяется кислород?» При этом процессе образуются углеводы. | Отвечают на вопрос- фотосинтез | ||
Углеводы – главные поставщики энергии организму человека.
| Слайд 8-9 | Прослушайте сообщение. Углеводы, наряду с жирами и углеводами являются основными пищевыми веществами. Разные продукты – содержат разное количество белков, жиров и углеводов. Рассмотрите таблицу – сделайте вывод. Какие продукты наиболее богаты углеводами. Какова энергетическая ценность углеводов? | Сообщение ученик 1 (Опережающее задание) Рассматривают таблицу, делают выводы о содержании углеводов в продуктах питания и их энергетической ценности. | ||
3 | Выяснение строения глюкозы: |
|
|
| 15 |
Постановка задачи
| Слайд 10-11 | Фронтальный опрос учащихся, направленный на установку предположений о наличии в молекуле глюкозы функциональных групп, изученных ранее на уроках |
| ||
Проверка предположений о наличии в глюкозе нескольких гидроксильных и альдегидной группы при помощи качественных реакций. | Слайд 12-14 | Повторение техники безопасности при выполнении лабораторных опытов. | Выполнение лабораторного опыта. |
| |
| Установление структурной формулы глюкозы |
| Теперь, зная, какие функциональные группы есть в молекуле глюкозы, попробуйте составить ее формулу. | Пытаются написать в тетради формулу глюкозы | |
Подтверждение правильности написания формулы. Глюкоза – альдегидоспирт. | Слайд 15 | Демонстрация формулы глюкозы. Сравните с тем, что получилось у вас. | Сверяют написанные формулы с формулой на экране. | ||
Написание схем и уравнений качественных реакций, осуществленных в лабораторном опыте. | Слайд 16 | А теперь запишите схему и уравнения реакций проведенных опытов.
| Записывают в тетрадь наблюдения, схемы и уравнения химических реакций
| ||
4 | Знакомство с циклическим строением глюкозы | Слайд 17 | Объяснение Демонстрация; Установлено, что в растворе глюкозы находится не только её альдегидная форма, но и молекулы циклического строения. Превращение молекулы линейного строения в молекулу циклического строения объяснимо, если вспомнить что атомы углерода могут вращаться вокруг -связей. Осуществляется своеобразный химический процесс: происходит разрыв -связи карбонильной группы, к атому кислорода присоединяется атом водорода, а атом кислорода гидроксильной группы с атомом углерода замыкают цепь. Такая изомерия называется динамической (таутомерия).
| Знакомятся с явлением таутомерии. | 2 |
5 | Способы получения глюкозы | Слайд 18 | Рассмотрите основные способы получения глюкозы. | Знакомятся со способами получения, записывают их в тетрадь. | 3 |
6 | Физические, химические свойства глюкозы. | Слайд 19-20 |
|
| 8 |
Свойства, обусловленные наличием функциональных групп. |
| Объяснение. Демонстрация. Качественные реакции вы осуществили практически. Среди них с реакциями окисления по альдегидной группе. Давайте теперь познакомимся с реакцией восстановления. | Знакомятся с физическими свойствами. Повторяют реакции окисления глюкозы. Записывают в тетрадь уравнения реакции восстановления альдегидной группы глюкозы. | ||
Специфические свойства глюкозы. | Слайд 21-24 | Объяснение. Демонстрация. Помимо перечисленных ранее реакций, большое значение имеют процессы брожения глюкозы, происходящие под действием органических катализаторов-ферментов (они вырабатываются микроорганизмами).
| Сообщение учащихся:
Записывают в тетрадь уравнения реакций. | ||
Применение глюкозы. | Слайд 25-26 | Объяснение | Знакомятся с областями применения глюкозы, предлагают свои способы применения . Ученик 2 на тему: «Интересные факты » (опережающее задание) | ||
| Значение глюкозы | Слайд 27 | Беседа: основываясь на полученных сегодня знаниях о нахождении глюкозы в природе, о глюкозе как питательном веществе, о химических свойствах глюкозы давайте сделаем вывод о ее значении. | Отвечают на вопросы, делают вывод о значении глюкозы в природе и в жизни человека. | 5 |
7 | Подведение итогов урока. Домашнее задание. | Слайд 28 | Вывод по уроку делается вместе с учащимися. |
| 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
Углеводы. Глюкоза.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Презентация: «Углеводы. Глюкоза». |
| Авторская презентация |
|