Выступление с докладом на тему: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках биологии»



МБОУ «Новотимошкинская ООШ»








«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках биологии»














Из опыта работы Анорьевой Сильвии Витальевны,

учитель биологии, химии, географии.

МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района РТ






с.Новое Тимошкино

2013 год






Использование

современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках биологии

Из опыта работы Анорьевой С.В.,

учителя биологии, химии, географии

                                                                  МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района РТ

        Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

Биология – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Трудности восприятия биологических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Именно в недостаточной интеллектуальной зрелости учащихся заключается причина трудностей становления биологического  профиля.

        Интеллектуальному развитию учащихся посвятили свои разработки такие ученые как: М.В. Зуева, Н.Е. Кузнецова, А.А. Макарени, Т.С. Назарова П.А. Оржековский, М.С. Пак, Т.В. Смирнова, И.М. Титова, Г.М. Чернобельская. Среди учителей весомый вклад внесли О. А. Михеева, О.В. Двоенко, В.Е. Алексеева, О.М. Соседова.

       В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы по биологии. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.

Поэтому объектом исследования  стал  процесс интеллектуального развития учащихся на уроках биологии и внеурочной деятельности.

Предмет исследования − средства биологии ,  влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

Цель исследования − выявить и обосновать эффективность применения методики (технологии) развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках биологии


Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить методы, приемы, технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.

3. Обобщить педагогический опыт по развитию интеллектуальных способностей учащихся.

4. Определить методику исследования интеллектуальных способностей учащихся.

5. Раскрыть суть применяемой методики по интеллектуальному развитию учащихся, обосновать ее эффективность.

 Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять технологии, приемы и методы, способствующие мыслительной деятельности.

Новизна этой работы в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Теоретическая база опыта

 принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие:

  восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;

  стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к

самосовершенствованию;

 теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,

 технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;

 принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;

 технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП, (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

        По мнению Г.Селевко, критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

— не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

— не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

— коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

— объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.



Технология опыта

Цель опыта:— развивать  индивидуальные интеллектуальные способности учащихся  на уроках биологии через использование разных технологий, особенно развивающего и личностно-ориентированного обучения и технологии критического мышления, Интернет ресурсов.

Свежие документы:  Конспект урока "Семейство Астровые или Сложноцветные"

Задачи:

— создание условий для развития аналитического мышления школьников;

— содействие формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

— стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Организация уроков биологии в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1.Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются  биологические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2. Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3. Принцип  обоснованного ответа. Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках биологии лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

        Как сделать урок биологии интересным, увлекательным? Как привить ученикам  разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где  доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии является интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и  осознавать возможности. Продиктовано  это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.

 Для этого надо внести  определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные  педагогические технологии и ИКТ.

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?

1. Игровые технологии.

2. Технология развивающего обучения.

3. Технология проектной деятельности.

4. Технологии проблемного обучения.

5. Технология модульного обучения.

6. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов,  интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

      Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.

        Я  как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках биологии обладает  исключительными обучающими возможностями.

      В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.

Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. Чему же учатся дети, играя в такие игры?

        В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.  Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Лесная сказка» — после изучения темы « Природные зоны » в 5 классе, КВН по биологии, викторины по творчеству того или иного ученого в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Ботаники»   по самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну Ботаники», «Веселая ботаника»), а также  ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит («Курение – вред!», «Листья –наши друзья!» и др.)

На уроках биологии используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение темы. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Зоологии спасать животных . Уроки — КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «Занимательная биология», «Весёлая биология», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.

Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые перспективы и для меня, как педагога.

Технология развивающего обучения

Основное требование к современному уроку — обеспечение коммуникативной деятельности учащихся учителем, умеющим создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).

Свежие документы:  Информация и информационные процессы 7 класс

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Эта технология основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин,  З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие), в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.

Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес. И.С.Якиманская отдает приоритет индивидуальному опыту личности. Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов акцентируют внимание на творческих потребностях школьников, а Г.К.Селевко – на потребности самосовершенствования.

             В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром, где он познает этот мир, развивая свои мыслительные процессы и свой интеллект.


Деятельность учащихся

        Деятельность учителя


1. Учащиеся чувствуют себя на уроке легко, расковано, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению цели.        

1. Учитель с самого начала на всем протяжении учебного процесса демонстрирует детям свое полное к ним доверие.


2. Материал урока соответствует возрасту, отвечает требованиям общеполезности, образовательной и воспитательной ценности.        

2. Учитель помогает учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности.


3. У учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

3. Широко используется система поощрений.


4. Учащиеся активно участвуют в процессе педагогического общения (самостоятельно определяют формы, делают выводы)

4. Учитель выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.


5. Учащиеся не только    воспроизводят информацию, но и высказывают свои мысли, свое мнение, спорят, доказывают, т.е. реально общаются с учителем и друг с другом, учатся самостоятельно мыслить.        

5. Учитель должен открыто выражать в группе свои мысли и чувства.


         При организации развивающего обучения учебная деятельность должна быть направлена на вооружение учащихся не только конкретными знаниями, но и комплексом интеллектуальных умений: умений проводить классификацию и обобщение фактов, абстрагировать, формулировать выводы; выполнять анализ эксперимента, формулировать проблему и решать её, планировать эксперимент, проводить эксперимент.

  Линия развития интеллектуальных умений включает: наблюдательность, формирование умений сравнивать, противопоставлять, анализировать, выделять главное, проводить обобщение, классификацию, умений проводить рассуждения от частного к общему и от общего к частному.

 Выполняя эти упражнения, учащиеся не только приобретают биологические знания, умения и навыки, но и   учатся делать самоанализ, давать самооценку, предвидеть результаты своих действий.  

 Технология проектной деятельности

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

— логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

— поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее  рациональных способов действия.

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок.

Технология проблемного обучения

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим. На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов. Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу. Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов. Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: семинары (индивидуальная работа); структурированные дискуссии (групповая работа);проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

Технологию модульного обучения

Технологию модульного обучения я начала применять в старших классах, где учащиеся приучены к самостоятельной работе, а сейчас и в среднем звене, чаще на уроках повторения и обобщения материала.

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

 Модульный урок отличается от обычного тем, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чём сосредоточить своё внимание. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора учениками пути движения внутри модуля. Учитель освобождается от чисто информационных функций, передаёт модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. (Модульный урок «Типы размножения» в 9 классе.)

Свежие документы:  Тест для 6 класса на тему «Проектирование»

        Информационные технологии

Применение учебных электронных изданий по биологии, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам биологии, лекций-презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.

 Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно — энциклопедические программы; программа презентаций Power   Рoint);  

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа  «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:

1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;

2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;

3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по биологии;

4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;

5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;

6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;

7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т.е. владение приемами работы с компьютером.

Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.

                            Итоги использования компьютерных технологий таковы:

 повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

 осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

 расширение объёма предъявляемой учебной информации;

 обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

 улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

 повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

 включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

 повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

   Достигнутый образовательный результат:

1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий

2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,6 до 4,1

3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ГИА и ЕГЭ, и подготовка к ГИА и ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.

4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут   творческие работы, используя презентации.

5. Средний балл учащихся, сдававших ЕГЭ по биологии– 50 б. (2010 г.), 57 б (2011 г.).

6. Ученики участвуют в районных и региональных конкурсах и олимпиадах.

Опыт работы   был представлен на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на сайтах «Педсовет. ру», в журнале «Педагогический мир».

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: