Конспект урока «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей» 8 класс


МОУ «Украинская СОШ»

Омская облсть, Исилькульский район, с.Украинка.













Тема урока:

«Чистые вещества и смеси.

Способы разделения смесей»

8 класс



Учитель химии, биологии:

Баймагамбетова Ирина Есеновна














2011г.




Тема: «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

Цели урока:

1. Обучающие: сформировать понятие о смесях веществ как о системах переменного состава. Показать, что индивидуальные свойства компонентов смеси сохраняются (это может быть использовано для ее разделения).

2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, схема), образцами веществ, высказывать суждения по изучаемым вопросам.

3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы: проблемный.

ФОУД: индивидуальная, групповая.

Основные понятия. Чистое вещество, смесь, фильтрование, фильтрат, фильтр, отстаивание, выпаривание, кристаллизация.
Планируемые результаты обучения. Знать отличие чистого вещества от смеси, основные способы разделения смесей.
 
Демонстрации. Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки.

Лабораторный опыт. Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока:



  1. Организационный момент. Проверочная работа по теме «Вещества. Свойства веществ» (10 мин.)

      Вариант I

      1. Выпишите из приведенного перечня физических тел (предметов) и веществ названия веществ: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, проволока, свеча, химический стакан, стеклянная воронка.
      2. В химической посуде без этикеток находятся медь, алюминий, мрамор, уксусная кислота и поваренная соль. По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерный для их распознавания признак.

      Вариант II

      1. В химическом кабинете используется оборудование, сделанное из разных веществ. Например: а) стеклянные пробирки, колбы, мерные цилиндры, воронки, химические стаканы; б) железные штативы, держалки для пробирок, ложечки и тигли для прокаливания веществ; в) фарфоровые ступки, пестики, шпатели. Приведите примеры предметов, используемых в быту и изготовленных из этих же веществ.
      2. Приведите пример предмета, сделанного из разных веществ.

      Вариант III

      1. Приведите примеры двух тел, состоящих из одного вещества, и одного тела, состоящего из разных веществ.
      2. Сравните свойства: а) поваренной соли и сахара; б) меди и алюминия; в) серы и угля. Какие свойства каждой пары веществ позволяют отличить их друг от друга?

  1. Объяснение нового материала. (30 мин.)

Все физические тела состоят из нескольких веществ. Дается определение смеси как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Смеси могут быть твердыми, жидкими и газообразными, примеры: воздух, молоко, бетон. Воздух состоит, в основном, из азота и кислорода; молоко содержит воду, жир, витамины и другие полезные вещества.

Далее вместе с учащимися анализируется схема 2 (стр.7 учебника). Делается вывод, что есть однородные и неоднородные смеси, дается определение смесей.

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называются такие смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь даже при помощи микроскопа.

Для химических лабораторий и промышленности часто требуется чистые вещества. Демонстрируются перед классом чистые вещества

(дистиллированная вода, сера, цинк), смеси (раствор глины и воды, сахара и воды, железных опилок и серы). Разбирается вопрос: чем отличаются чистые вещества от смесей?

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Объясняется разница между обычной водопроводной и дистиллированной водой. Подчеркивается, что чистые вещества обладают постоянными физическими свойствами, например температура кипения дистиллированной воды при давлении 1атм. равна 100ºС. В водопроводной воде содержатся примеси — хлор, соли и др., поэтому температура кипения водопроводной воды немного отличается от температуры кипения дистиллированной.

Необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, так как любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей. Эти примеси не влияют на физические и химические свойства вещества. В смесях, каждое из компонентов сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учащиеся выполняют лабораторный опыт 2 (с.49 учебника) по разделению смеси порошков железа и серы с помощью магнита.

Далее демонстрируются способы разделения неоднородных смесей: смеси угля и речного песка отстаиванием, сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки; однородных видеофрагментами из электронного приложения.

По ходу просмотра учащиеся составляют схемы основных способов разделения смесей в тетради:













Основные способы разделения смесей



Неоднородных



Отстаивание Фильтрование Действие магнитом



Неоднородных

Выпаривание Кристаллизация Дистилляция Хроматография

(или перегонка)



  1. Домашнее задание.

§2, упр.6—9 (с.13). Подготовиться к практической работе 2 (с.52 учебника).










Литература.




  1. М.Ю. Горковенко « Поурочные разработки по химии. 8 класс». – М.: Вако, 2007.

  2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова « Настольная книга учителя. Химия. 8 класс».- М.: Дрофа, 2003.

  3. Гара Н.Н. « Химия. Уроки в 8 классе».- электронное издание, 2007

  4. Ахметов Н. С. Химия, 8 класс. М: Просвещение, 1994.

  5. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. В. А. Криман. -М. : Просвещение, 1993.

  6. А. М. Радецкий «Химический тренажер» из серии «Текущий контроль».- М.: Просвещение, 2007.
















Свежие документы:  Конспект совместной деятельности педагога и детей «На птичьем дворе»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: