Конспект урока для 10 класса «Глюкоза — альдегидоспирт»


Урок – исследование

«Глюкоза — альдегидоспирт»


Тип урока: урок — исследование Класс 10

Цели и задачи урока:

— изучить состав, строение и свойства спиртов;

— продолжить формировать умения учащихся работать в группе и проводить мини – исследования по выявлению свойств спиртов.

— развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, делать выводы, выступать с результатами проделанного исследования, готовить презентации.

— продолжить формирование научного мировоззрения;

— обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);

— содействовать здоровому образу, соблюдения ТБ, проведение физкультминутки.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: практический, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Химическое оборудование: штативы с пробирками, стеклянные палочки.

Реактивы: глицерин, глюкоза, аммиачный раствор оксида серебра, гидроксид натрия, сульфат меди (II), метаналь

Краткое содержание урока:

I этап: Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап: Определение цели урока. Мотивация к деятельности.

III этап: Актуализация знаний.

IV этап: Изучение нового материала.

V этап: Обобщение и закрепление знаний.

VI этап: Домашнее задание.

VII этап: Рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой учащихся к восприятию новой темы. Слайд 1.

  2. Актуализация знаний. 1.Постановка проблемы. Слайд 2

Тема урока скрыта от учащихся. Перед учащимися ставится задача в течение урока установить химический состав неизвестного вещества, опытным путем определить его функциональные группы, предсказать физические и химические свойства.


2. Задача.

Вспомните классы органических соединений, которые содержать кислород. Установите соответствия между классами и их функциональных групп.

Класс Функциональная группа

А).Спирты 1. — О –

Б). Альдегиды 2. – ОН

В). Карбоновые кислоты 3. — СООН

Г). Простые эфиры 4. –СНО

Ответ А- 2; Б). – 4; В). – 3; Г). – 1.


3. С помощью каких качественных реакций можно распознать альдегид и многоатомный спирт?

Качественный реактив на многоатомный спирт – это взаимодействие спирта со свежеприготовленным гидроксидом меди (II).

Демонстрация опыта учеником: гполучают свежеприготовленный осадок Си(ОН)2

1. СuSO4 + 2NaOH == Cu(OH)2 + Na2SO4


2. CH2-OH CH2-O H-O-CH2

| | Cu |

2 CH-OH + Си(ОН)2 = CH-O — H O-CH + 2H2O

| | |

CH2OH CH2OH HOCH2

Признак реакции — голубой осадок Cu(OH)2 растворяется, происходит изменение цвета раствора с голубого на ярко – синий.

Демонстрация опыта учеником:

Качественный реактив на альдегид – взаимодействие альдегида с аммиачным раствором оксида серебра.

t, NH3

НСНО + Ag2O ===== HCOOH + 2Ag

Признаком реакции является образование осадка («серебряного зеркала») на стенках пробирки.


III.Изучение нового материала.

  1. Определение молекулярной формулы неизвестного вещества.

Задача.

Вещество в пробирке имеет следующий качественный состав:

W(C) = 40%, W(Н) = 6,7% , W (О) = 53,3%. Молярная масса неизвестного вещества равна 180молдь. Найти формулу неизвестного вещества.


Решение задачи у доски.

  1. Находим х,у, z по массовым долям элементов: СхНуОz = 40/12 : 6,7/1 : 53,3/16 =

3,3 : 6,7 : 3,3 = /НОК 3,3/ = 1 : 2 : 1 СН2О – простейшая формула вещества.

М в-ва = 180г/моль, а М СН2О = 12+ 1х2 х 16 = 30г/моль.

Во сколько раз простейшая формула повторяется в молекуле неизвестного вещества? 180/30 = 6 1 : 2 : 1 х 6 = 6 : 12 : 6 . Истинная формула вещества С6Н12О6 , так как его М = 12х6 + 1х12 + 16х6 = 180г/моль

Ответ: Это вещества глюкоза.


IV.Проведение эксперимента:

  1. Инструктаж по технике безопасности о правилах работы со спиртовкой и щелочами. Слайд 5.

  2. Решите экспериментальную задачу: это вещество может содержать различные функциональные гркппы. Определите его на практике. Итак перед вами три пробирки с растворами веществ, все они кислородсодержащие.

С двумя из них вы уже встречались. Это альдегид и многоатомный спирт, а третье – неизвестное вещество. Ваша задача – обнаружить, в какой пробирке находится неизвестное вещество, зная качественные реакции на альдегид и многоатомный спирт. Результаты наблюдений занесите в таблицу, которая находится у вас на столе.

  1. Оформление результатов и заполнение таблицы



Пробирка №1

Пробирка №2

Пробирка №3

Проба№1/ вещество + Сu(OH)2 – (свежепри

готовленный)

Синий осадок раство

ряется и образуется ярко–синий раствор,

который при нагре

вании окраску не меняет.

Синий осадок раство

ряется и при нагре

вании окраска изме

няется на красный

Синий осадок раство

ряется и при нагре

вании окраска изме

няется на красный

Проба№2/ вещество +аммиачный раствор оксида серебра

Данный раствор с реагентом не реаги

рует.

Образовавшийся се

ро-бурый раствор нагреваем, на стенках пробирки образуется налет серебра.

Образовавшийся се

ро-бурый раствор нагреваем, на стенках пробирки образуется налет серебра.

ВЫВОДЫ:

Глицерин – много

атомный спирт

альдегид

Глюкоза

ВЫВОДЫ:неизвестное вещество образует синий раствор с гидроксидом меди (II) (как многоатомные спирты), при дальнейшем нагревании выпадаетосадок красно-кирпичного цвета (как у альдегидов).


  1. Просмотр видеоопыта – слайд №, «Реакция окисления неизвестного вещества с аммиачным раствора оксида серебра».


  1. Составление структурной формулы вещества.

Задание: попробуйте составить структурную формулу вещества состава С6Н12О6

Н О

CH2OH С CH2OH

O Н — С – ОН JO

HH H OH

НО—С —Н

| H

OH HCOH

|

Альфа-глюкоза HCOH Бета-глюкоза

|

CH2OH

Подсказки в помощь:

  1. Атом углерода 4-х валентен.

  2. Неизвестное вещество содержит одну альдегидную группу.

  3. В неизвестном веществе несколько гидроксильных групп.

Итак вещество называется глюкоза.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Вопросы для самоконтроля.

Вспомните какая задача была поставлена перед вами в начале урока?

Какой результат получили?

Как доказать, что в молекуле глюкозы имеются 2- функциональные группы. Как их наличие доказать? Опыт «Качественные опыты».

Рисунок39Рисунок48

  1. VI. Рефлексия. 1. 2.

Ответы на вопросы: если вы поняли тему, то поднимите смайлик №1, если вам было трудно, то поднимите смайлик №2.

Что Вас сегодня удивило на уроке?

Что Вы открыли на уроке

Чему Вы научились сегодня?

Чем Вам это может помочь? В какой части

урока Вы работал лучше всего? Что Вам на уроке показалось трудным?

VII. Домашнее задание.

Составьте формулы веществ и напишите уравнения не написанных уравнений реакций.

Подготовить сообщения о практическом значении глюкозы.

Интернет-ресурсы

1.www.humuk.ru

2.http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

3.https://www.informatika.ru/text/database/chemy

4. https://ru.wikipedia.org

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Кодирование и обработка звуковой информации" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: