Конспект урока на тему «Характеристика металлов II группы главной подгруппы»


Тема урока:

Характеристика металлов II группы главной подгруппы.


Цель урока: дать характеристику металлов II группы главной подгруппы.

Задачи:

обучающая: — изучить общую характеристику металлов главной

подгруппы II группы;

— основные физические и

химические свойства простых веществ, образованных

этими элементами;

развивающая: — использовать знания, полученные на уроках, при

подготовке к экзаменам по химии и биологии;

воспитательная: — воспитание осторожности при проведении опытов,

— осознание необходимости использования знаний

разных предметов при подготовке к экзаменам.



Оборудование и реактивы: пробирки, штативы для пробирок,

образцы металлов – магний, кальций;

фенолфталеин, вода.



Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания:

а) Тестовые задания (из вариантов ГИА по химии)

1. Заряд ядра атома калия равен 1) 39 2) 20 3) 40 4) 19

2. В уравнении реакции натрия с водой коэффициент перед формулой водорода равен: 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

3. К щелочам относится:

1) гидрокарбонат кальция, 3) гидроксид алюминия

2) гидроксид калия 4) оксид натрия

4. Химическая связь в оксиде калия

1) ковалентная полярная 3) ионная

2) ковалентная неполярная 4) металлическая

5. Раствор гидроксида натрия реагирует с

1) оксидом серы ( IV) 3) углеродом

2) нитратом кальция 4) оксидом меди (II­)

6. В ряду химических элементов RbKNa

1) уменьшаются радиусы атомов

2) увеличивается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое

4) усиливаются металлические свойства

5) увеличивается число заполненных электронных слоев в атомах

( 1 – 4, 2 – 1, 3 – 2, 4 – 3, 5 – 1, 6 – 1,2 )

б) Составьте уравнения химических реакций, о которых идет

речь в тексте.

Литий активно соединяется с водородом: небольшое количество металла может связать большой объем этого газа. Таблетки гидрида лития используют как портативный источник водорода при авариях над морем: под действием воды они быстро разлагаются, наполняя водородом спасательные лодки и жилеты.

( 2 Li + H2 =2 LiH ; LiH + H2O = LiOH + H2)

в) Запишите формулы или названия веществ: (подобное задание будет в контрольной работе)

1) кристаллическая сода –

2) пищевая сода –

3) каустическая сода –

4) К2СО3

5) NaСI

г) Задания из ГИА по биологии.

1. Процесс свертывания крови у человека может нарушиться при недостатке в организме 1) магния, 2) железа, 3) натрия, 4) кальция ?

2. Какие вещества придают костям твердость?

1) белки и жиры, 3) глюкоза и гликоген

2) соли кальция и фосфора 4) аминокислоты и нуклеиновые кислоты

Уверенно ответить на эти вопросы поможет тема сегодняшнего урока.

II. Изучение новой темы.

Тема урока: Характеристика металлов II группы главной подгруппы.

Цель урока: изучить общую характеристику металлов главной

подгруппы II группы; основные физические и химические

свойства этих элементов.

Учащиеся вспоминают и называют план изучения щелочных металлов:

1) Положение элементов в ПСХЭ. Состав подгруппы.

2) Строение атома.

3) Простые вещества: физические свойства, химические свойства.

4) Важнейшие соединения металлов. (изучим на следующем уроке).

1) Положение элементов в ПСХЭ. Состав подгруппы.

  • Ученики записывают и называют элементы II группы главной подгруппы Ве, Mg, Са, Sr, Ba, Ra.

Учитель сообщает , что в отличии от металлов главной подгруппы 1 группы, которые все относят к группе ЩМ, не все элементы главной подгруппы II группы относят к естественному семейству — ЩЗМ. Причины этого состоят в определенном различии свойств этих элементов. К ЩЗМ относят элементы: Са и следующие за ним элементы в подгруппе (учащиеся перечисляют их сами – Sr, Ba, Ra.) Происхождение названия этого семейства связано с тем, что гидроксиды кальция, стронция, бария, так же, как и гидроксиды натрия и калия, обладают щелочными свойствами, оксиды же этих Ме по их тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и тяжелых металлов, носившими прежде общее название земель.

2) Строение атомов

  • Ребята составляют схемы строения атомов Ве, Mg, Са и указывают сходство (одинаковое строение внешнего электронного слоя – 2 электрона). Отсюда можно сделать вывод, что элементы II группы главной подгруппы проявляют постоянную степень окисления +2 (восстановительные свойства).

3) А. Учитель демонстрирует классу образцы металлов магния и кальция (в ампулах). Как видим условия хранения магния и кальция различны. Как это можно объяснить?

  • Учащиеся изучают физические характеристики и условия хранения металлов:


Металл


Физические свойства

Условия хранения

Бериллий

Светло-серый, достаточно твердый, хрупкий металл

На воздухе

Магний

Относительно мягкий, пластичный и ковкий металл

Кальций

Достаточно твердый, пластичный металл

Под слоем керосина или же в запаянных ампулах

Стронций

Ковкий, имеет золотистый оттенок

Барий

Пластичный, ковкий металл

Радий

Радиоактивный элемент.

3) Б. Исходя из электронного строения атомов ЩЗМ, охарактеризуйте их химические свойства:

  • Учащиеся составляют схему:

Ме – nе = Ме+n

Восстановители

Ве, Mg, Са, Sr, Ba, Ra.


Восстановительные свойства возрастают


  • Теперь объясните, почему отличаются условия хранения магния и ЩЗМ ? (химическая активность Mg ниже, чем у щелочноземельных металлов).

Химические свойства металлов


С простыми веществами Со сложными веществами

О2, Н2, S, СI2, … Н2О, кислоты, соли, оксиды Ме


(ЩЗМ взаимодействуют с Ве не взаимодействует с водой,

кислородом, галогенами при обычной т.к. образуется защитная пленка

температуре. Для реакции с другими на его поверхности.

неметаллами необходимо нагревание.) Са и Mg взаимодействует с

Составить уравнение реакции водой подобно ЩМ.

горения магния. Где применяли эту Составьте уравнения реакций.

реакцию? Учащиеся проводят реакцию

Прочитать с. 61, 2 абзац — учебник. взаимодействия этих Ме с

Учитель демонстрирует реакцию водой в присутствии фенол —

горения магния. фталеина.


  • Составить уравнения реакций, характеризующих свойства ЩЗМ:

Mg + О2 = Ве + Н2О =

Са + Н2 = Mg + СuSO4 =

Са + СI2 = Са + Н2SО4 =

  • Какие свойства проявляют Ме в этих реакциях ?

2Mg0 + О2 = 2Mg+2 О-2

восстановитель

Кальций и магний взаимодействуют с оксидами редких металлов ( Ne № 41, Mo № 42, Ti № 22). Эти реакции используют для получения редких металлов: 2Mg + Ti О2 = 2Mg О + Ti – магниетермия,

5Са + V2О5 = 5Са О + 2V – кальциетермия.

4. Значение магния и кальция для живых организмов.

  • Учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника: с. 66.

Кальций : Са2+ — участвует в свертывании крови,

Тело человека содержит – 1,5 % Са,

Кости – 98% Са

Суточная потребность – 1,5 г в день.

Магний : — стимулирует обмен веществ (входит в состав биологических

катализаторов),

— входит в состав хлорофилла – пигмента, участвующего в

фотосинтезе.)

III. Закрепление знаний.

А) Ответить на вопросы заданий из ГИА по биологии.

1. Процесс свертывания крови у человека может нарушиться при недостатке в организме: 1) магния, 2) железа, 3) натрия, 4) кальция ?

2. Какие вещества придают костям твердость?

1) белки и жиры, 3) глюкоза и гликоген

2) соли кальция и фосфора 4) аминокислоты и нуклеиновые кислоты


Б) 1. Расположите металлы в порядке усиления восстановительных свойств:

Са, Ве, Ba, Mg, Sr, Ra.

  1. С какими из перечисленных веществ: кислород, сера, хлор, водород, вода, гидроксид натрия, серная кислота, хлорид калия реагирует кальций ?


IV. Домашнее задание:

        1. Прочитать § 12 с. 60-62, 66,

        2. Выполнить задания № 2, 5.

Литература:

Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010

Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа




Свежие документы:  Программа элективного курса"История России в лицах", 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: