Конспект урока на тему «Сложные эфиры»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8


























Подготовила и провела:

Жукова Е.К.





Тема урока: «Сложные эфиры»


Цели урока:

Образовательные —  дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.

Развивающие — формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные — воспитание познавательной активности, доброже-

лательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.



Оборудование: Образцы сложных эфиров, образцы фруктовых эссенций, карточки для самостоятельной работы учащихся

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.

Дидактическое оснащение: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия: Органическая химия: Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение.

Ход урока

I. Организационной момент:

Сообщение темы и плана урока, постановка цели.

Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.



II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся:

Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала.

Предварительная проверка знаний учащихся об кислородосодержащих соединениях в органической химии.

? Перечислите классы органических веществ, содержащих кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы? Приведите примеры.

? Составьте уравнение химической реакции, протекающей при низких температурах, если в реакции участвует избыток этилового спирта. Назовите полученное вещество.

? Какие соединения получаются при взаимодействии спиртов с карбоновыми кислотами? Составьте уравнение химической реакции и назовите полученное вещество.



III. Изучение и усвоение нового материала:


Цель: сообщение обучающимся нового материала.

Изучение нового материала проводится по плану:

  1. Определение сложных эфиров

  2. Номенклатура и изомерия сложных эфиров

  3. Нахождение в природе

  4. Химические свойства сложных эфиров

  5. Области применения сложных эфиров


IV. Закрепление пройденного материала



V. Итоги урока






Сложными эфирами называются органические вещества, которые образуются при взаимодействии кислот со спиртами, идущими с отщеплением воды.

Общая формула: R – C = O

O – R1 , где R, R1 – одинаковые или разные

радикалы углеводородов

Метод меченых атомов:



Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации.

Этерификации сопутствует обратный процесс – гидролиз сложных эфиров. Он состоит в том, что при взаимодействии сложного эфира с водой снова образуется кислота и спирт. Т. о., данная реакция является обратимой. И, чтобы сместить равновесие в сторону получения сложного эфира, необходимо из реакционной смеси удалять воду. Реакция этерификации, также ускоряется при действии катализаторов – минеральных кислот, например серной.


Номенклатура, изомерия сложных эфиров:



Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида):


изомерия углеродного скелета



 



изомерия положения сложноэфирной группировки






— межклассовая изомерия











Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.






Химические свойства

Характерное химическое свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:

Установление этого равновесия катализируется кислотами.

В щелочной среде реакция также идет быстрее. Гидроксид-ионы не только катализируют гидролиз, но и сдвигают равновесие в сторону образования кислоты и спирта, поскольку образующаяся кислота превращается в соль и выводится из равновесной смеси:

RCO2R1 + H2O RCO2H + R1OH

RCO2H + OH—> RCO2 + H2O

Таким образом, в присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца:

RCO2R1 + NaOH —> RCO2Na + R1OH


Области применения сложных эфиров

Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций.






Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии.




Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д.




Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности. Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.

Схема. Применение сложных эфиров:



Сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности.

Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты — запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной кислоты запах бананов.


Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи.

Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63;


Кашалотовый воск —

спермацет – сложный

эфир той же пальмити-

новой кислоты и

цетилового спирта

С15Н31СООС16Н33.




Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.



В завершение урока для закрепления изученного материала предлагается осуществить несколько заданий:

  1. Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

  1. Приведите уравнения реакций получения:

а) этилового эфира муравьиной кислоты;

б) пентилового эфира уксусной кислоты;

в) метилового эфира азотной кислоты.

Итоги урока:

Общая характеристика работы группы, анализ урока: успешность и недостатки, пути их устранения.

Выставление оценок за работу наиболее активных обучающихся.

Задание на дом.



Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса "Атомно-молекулярное учение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: