Конспект урока «НЕМЕТАЛЛЫ» 9 Класс


Обобщение по теме: «НЕМЕТАЛЛЫ»

Учитель: Свириденко Ю.А.

Класс:9

Программа: «Неорганическая химия — 9», авторы И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.

Учебник: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия 9 класс

Цели урока:

Общеобразовательные:

— через систему познавательных задач систематизировать и обобщить знания учащихся о неметаллах;

— Знать общие физические и химические свойства неметаллов и их специфику;

— уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде.

Развивающие:

-развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха;

-умение давать самооценку деятельности на уроке;

-ставить цели самообразовательной деятельности;

-создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами Т.Б.;

-умение пользоваться справочной литературой.

Воспитательные:

-создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

-воспитание воли и настойчивости для достижения конкретных результатов.

Задачи:

— через систему познавательных задач обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: неметаллы

— формирование ключевых компетенций ( обобщать, систематизировать, думать, анализировать результаты лабораторных исследований критически оценивать информацию, адаптироваться).

— развитие коммуникативных качеств личности, дисциплины учебного труда, ответственность за результаты своего труда.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен знать как общие физические и химические свойства свойства неметаллов, так и их специфику, уметь писать уравнения химических реакций, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.


ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

II. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕМЫ

1. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НЕМЕТАЛЛОВ.

( анализ схемы, используя устные ответы учащихся, использование приложения №1).

Расшифровка таблицы:

1. Положение в П.С

  • в правом верхнем углу относительно диагонали BAt в главных подгруппах.

2. Строение:

  • Особенности строения атомов

на внешнем энергетическом уровне 4-8 электронов (больше, чем у металлов)

— маленький радиус атомов

— относятся к S — и P – элементам

  • Особенности строения простых веществ

— имеют ковалентную неполярную связь

— атомную (алмаз, Si) или молекулярную (O2, I2)кристаллическую решетку.

  • Аллотропия

— аллотропия строения ( разное строение кристаллических решеток: алмаз, графит)

— аллотропия состава (разный состав молекул: O2, O3)

3. Изменение свойств по Периодической системе:

  • В периоде Ra уменьшается, неметаллические свойства усиливаются

  • В подгруппе Ra увеличивается, неметаллические свойства уменьшаются.

4. Физические свойства:

Атомные кристаллические решетки — прочные, молекулярные – непрочные, поэтому вещества: (реактивы: сера, уголь, иод )

С атомной кристаллической решеткой

С молекулярной кристаллической решеткой

твердое агрегатное состояние;

очень высокая температура плавления;

нерастворимы в воде



твердые, жидкие, газообразные;

низкие температура плавления и кипения;

нерастворимы или мало растворимы в воде

В отличие от металлов неметаллы хрупкие, как правило не проводят тепло и электричество, из-за отсутствия свободных электронов в кристаллических решетках.

5. Химические свойства:

Так как в простых веществах – неметаллах степень окисления 0 (промежуточная), то в ОВР они проявляют окислительно-восстановительную двойственность (кроме F2 –окислитель)

Окислитель

Восстановитель


N2 + 3H2 = 2NH3

S + Fe = FeS

H2 + 2Na = 2NaH

3C + 4AI = AI4C3



N2 + O2 = 2NO

S + O2 = SO2

H2 + CuO = Cu + H2O

C + ZnO = Zn + CO

2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

«НЕМЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ»

(класс делится на группы, каждая группа получает карточку с заданиями)

  1. Положение S в Периодической системе, строение атома и простого вещества.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства (2-3 примера с точки зрения ОВР)

  4. Способы получения

  5. Осуществить превращения

S—-SO2——SO3——H2SO4——BaSO4

—— X1+X2+X3

6. Провести качественную реакцию на сульфат ион (правила ТБ)

7. Задача

Какой объем сернистого газа (н. у.) образуется при обжиге 485 кг цинковой обманки, содержащей в качестве примеси 20% оксида кремния (IV)?

  1. Положение С в Периодической системе, строение атома и простого вещества.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства (2-3 примера с точки зрения ОВР)

  4. Способы получения

  5. Осуществить превращения

С—-СO2——CaCO3——Ca(HCO3)2——CaCI2


Si——Na2SiO3

6. Провести качественную реакцию на карбонат ион (правила ТБ)

7. Задача

Сколько литров углекислого газа выделится из 120 г мрамора, содержащего 18% примесей, при действии на него избытка соляной кислоты.

  1. Положение N в Периодической системе, строение атома и простого вещества.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства (2-3 примера с точки зрения ОВР)

  4. Способы получения

  5. Осуществить превращения

N2—-NH3——NO——NO2——HNO3 (к)—— X1+X2+X3

6. Провести качественную реакцию на нитрат ион (правила ТБ)

7. Задача

При прокаливании 30г известняка получены 16г оксида кальция. Рассчитайте массу и массовую долю (%) карбоната кальция в известняке.

1. Положение О в Периодической системе, строение атома и простого вещества.

  1. Физические свойства.

  2. Химические свойства (2-3 примера с точки зрения ОВР)

  3. Способы получения

  4. Осуществить превращения

O2——O3——O2——Х——СО


ZnO

6. Получить и распознать кислород используя перманганат калия (KMnO4) (правила ТБ)

7. Задача

В 735 мл 20% раствора серной кислоты растворили 30 мл аммиака. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

  1. Положение CI в Периодической системе, строение атома и простого вещества.

  2. Физические свойства.

  3. Химические свойства (2-3 примера с точки зрения ОВР)

  4. Способы получения

  5. Осуществить превращения

ZnCI2——HCI——KCI——CI2—-I2——HI

6. Провести качественную реакцию на хлорид ион (CI ) (правила ТБ)

7. Задача

В 400г 25% раствора едкого калия растворили 45 л углекислого газа. Рассчитайте массу образовавшейся соли.

3. ОТЧЕТ КАЖДОЙ ГРУППЫ ПЕРЕД КЛАССОМ.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на основе материала учебника.

2. Оценочный этап:

(Оценивается деятельность каждого учащегося.)

3. РЕФЛЕКСИЯ

Достигли ли мы поставленной цели урока? Чему вы научились? Был ли результативным наш урок?
























Приложение №1



Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Безопасный урок xимии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: