Конспект урока по химии для 9 класса «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»


Конспект урока по химии в 9 классе


Щеголева Татьяна Александровна,

учитель химии

высшей категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Усть-Илимск Иркутской области

Тема урока: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции».





















































Факторы, влияющие на скорость химической реакции.



Цель: создать условия для исследования учащимися факторов, влияющих на скорость химической реакции, ситуацию для самостоятельного мышления учащихся.

Задачи:

  1. Провести исследования и выявить зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

  2. Научиться применять полученные знания в новой проблемной ситуации.

  3. Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Оборудование: химические реактивы, лабораторное оборудование, раздаточный материал (тексты, инструктивные карты, информационные карты, памятки). На столах бумага, фломастеры, карандаши.

Форма работы: групповая (учащиеся формируют четыре группы).

Ход урока.

  1. Мотивация. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «скорость химической реакции», узнали о значении скорости во многих областях научно производственной деятельности.

Далее один из учеников даёт определение и записывает на доске формулу для расчёта скорости химической реакции.

Сегодня мы рассмотрим действие некоторых факторов на скорость химической реакции.

Экспериментальные исследования показали, что основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, это:

  1. природа реагирующих веществ;

  2. концентрация реагирующих веществ;

  3. площадь поверхности соприкосновения реагентов;

  4. температура, при которой проводится реакция;

  5. присутствие в реакции катализатора.

Сейчас вам предстоит экспериментально доказать влияние этих факторов на скорость.

  1. Изучение нового материала.

Работа в группах.

Задание №1. Экспериментальная часть.

Сейчас вы должны провести экспериментальную работу. Каждой группе выдана инструктивная карта, в которой указаны цель эксперимента, ход работы, задания.

Учащиеся в группах проводят опыты, обсуждают, делают выводы, оформляют результаты на листах А-4.

Инструктивная карта №1.

Цель эксперимента: выявить фактор, влияющий на скорость химических реакций.

Ход эксперимента:

Опыт №1. В четыре пробирки поместите металлы: Zn, Mg, Cu, Al. В каждую прилейте 2-3 мл соляной кислоты. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ!

Задание. С каким металлом скорость реакции наибольшая? Наименьшая? С каким металлом реакция вообще не идёт? Расставьте металлы в ряд по уменьшению их химической активности. По какому признаку вы определяли скорость реакции?

Опыт №2. Опустите по кусочку (грануле) Zn в каждую из двух пробирок, в которые налиты соляная и уксусная () кислоты.

Задание. Сравните скорости реакций. Какая кислота активнее (сильнее)? Оформите результаты наблюдений на листе А-4. Предположите, какой фактор влияет на скорость, проделанных вами реакций?

Предполагаемые ответы учащихся:

Выводы к опытам: скорость химических реакций зависит от природы реагирующих веществ. Чем активнее вещество, тем быстрее протекает реакция: в первом опыте с магнием, во втором – с соляной кислотой.

Инструктивная карта №2.

Цель эксперимента: выявить фактор, влияющий на скорость химических реакций.

Ход эксперимента:

Опыт №1. В две пробирки налейте по 2- 3мл концентрированной и разбавленной щёлочи (гидроксида натрия), в каждую добавьте по 1-2 капли фенолфталеина. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ!

Задание. В какой пробирке раствор окрасился более интенсивно? Почему?

Опыт №2. В одну пробирку поместите кусочек мела, а в другую — мрамора. В каждую пробирку прилейте по 2-3 мл соляной кислоты. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ!

Задание. Какое вещество химически активнее? Мел и мрамор имеют один и тот же химический состав Какой газ выделяется? Чем можно объяснить разную скорость реакций? Оформите результаты наблюдений на листе А-4. Предположите, какой фактор влияет на скорость, проделанных вами реакций?

Выводы к опытам: скорость химических реакций зависит от концентрации реагирующих веществ. Чем выше концентрация, тем интенсивнее протекает реакция: в первом опыте с концентрированной щелочью, во втором – с мрамором.

Инструктивная карта №3.

Цель эксперимента: выявить фактор, влияющий на скорость химических реакций.

Ход эксперимента:

Опыт №1. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ! В одну пробирку поместите порошок мела (), а в другую – кусочек мела. Долейте по 2-3 мл соляной кислоты.

Задание. В какой пробирке реакция идёт интенсивнее? Где скорость реакции больше?

Опыт №2. Сравните скорости взаимодействия с соляной кислотой железа. В одну пробирку поместите стружки железа, а в другую – железный гвоздь.

Задание. Что вы можете сказать о протекании этих реакций? В какой пробирке скорость реакции выше? Оформите результаты наблюдений на листе А-4. Предположите, какой фактор влияет на скорость, проделанных вами реакций.

Выводы к опытам: скорость химических реакций зависит от площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ: при измельчении вещества увеличивается площадь соприкосновения реагирующих веществ и, следовательно, увеличивается скорость реакций. В первом опыте – с порошком мела, во втором – с железными стружками.

Инструктивная карта №4.

Цель эксперимента: выявить фактор, влияющий на скорость химических реакций.

Ход эксперимента:

Опыт №1. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ! В пробирку поместите порошок оксида меди (II) и прилейте 2-3 мл серной кислоты. Что происходит в пробирке? Нагрейте содержимое пробирки. Осторожно! Соблюдайте правила ТБ! Что изменилось?

Задание. Сделайте вывод о протекании этой реакции. Обоснуйте свой ответ.

Опыт №2. В пробирку поместите стружки железа, прилейте 2-3мл HCl или

Что наблюдаете? Нагрейте.

Задание. Сделайте соответствующий вывод. Оформите результаты наблюдений на листе А-4. Предположите, какой фактор влияет на скорость, проделанных вами реакций.

Выводы к опытам: скорость химических реакций зависит от температуры. При повышении температуры скорость обеих реакций увеличивается.

Афиширование.

На магнитной доске учащиеся вывешивают листы с рисунками, уравнениями химических реакций, пояснениями, выводами. Слушаем ответы учащихся из каждой группы.

Задание №2. Работа с информацией.

Учащиеся читают материал, обсуждают в группах, выясняют ошибки, допущенные ими при определении фактора, влияющего на скорость реакции. Выходят к доске, выбирают на столе у учителя табличку с надписью фактора, вывешивают её. Определяют, о каком факторе ещё не шла речь. Записывают в тетрадь тему урока и факторы (условия), влияющие на протекание химических реакций.



Информационная карта.



Скорость химических реакций зависит от ряда факторов:

  1. природа реагирующих веществ;

  2. концентрация реагирующих веществ;

  3. площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ;

  4. температура;

  5. катализатор.







Природа реагирующих веществ.

Вещества с различными типами химической связи, с разным строением молекул, с разной химической активностью, сильные и слабые электролиты взаимодействуют с другими веществами в реакциях с различной скоростью.

Концентрация реагирующих веществ.

Взаимодействие между молекулами возможно лишь при условии их столкновения. Следовательно, чем чаще эти столкновения в единицу времени, тем выше скорость реакции. Вероятность столкновения реагирующих частиц возрастает с увеличением их концентрации.

Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

От этого фактора зависит лишь скорость гетерогенных реакций. При измельчении вещества (порошок, стружки и др.) площадь соприкосновения реагирующих веществ увеличивается, следовательно, увеличивается и скорость реакции.

Температура.

Далеко не каждое столкновение молекул реагирующих веществ приводит к химическим реакциям между ними. Для того, чтобы при столкновении молекул произошла химическая реакция, эти молекулы должны быть «активными», т.е. обладать повышенной кинетической энергией — энергией активации. При повышении температуры возрастает доля таких «активных» молекул. Скорость большинства химических реакций при повышении температуры возрастает.

Катализаторы.

Катализаторами называются вещества, которые увеличивают скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются. Ингибиторы-вещества, которые замедляют скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Какую задачу мы поставили в начале урока?

Удалось ли нам её решить?

Какой вывод можно сделать после изучения новой темы?

Учитель задаёт домашнее задание.

Список использованной литературы


1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений — М.: «Вентана-Графф», 2003.

2. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: «Просвещение», 2008.

3. Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. – Ярославль,» Издательство ЯГПУ», 2008.





Свежие документы:  Конспект урока на тему "ТАК ЧУДЕСНО В КОСМОСЕ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: