Конспект урока по Химии «Многоатомные спирты»


Тема: «Многоатомные спирты»



Тип методического пособия – методическая разработка урока




Предмет: химия



1. Цели:


  • Сформировать понятие о многоатомных спиртах как кислородосодержащих органических соединениях, показать зависимость свойств от их строения, рассмотреть получение и применение.



  • Сформировать умение анализировать, сравнивать, выбирать главное.



  • Содействовать формированию положительного отношения к будущей профессии.





2. Материальное оснащение урока:



2.1. таблица «Применение многоатомных спиртов»;


2.2. карточки с формулами спиртов;


2.3. дополнительный информационный материал на малых таблицах;


    1. реактивы для лабораторной работы и демонстрационных опытов «Свойства многоатомных спиртов»








ХОД УРОКА:


I.Фронтальный опрос:


  1. Какие соединения называются спиртами?

  2. Какие соединения называются предельными одноатомными спиртами?

  3. Задание: /выполняется на доске/

Распределите карточки с формулами спиртов и предельных углеводородов попарно, подтверждающие определение предельных одноатомных спиртов.


CH4, C2H6, C2H5OH, C4H9OH, C4H10, C3H7OH, C3H8, CH3OH.

  1. Дописать уравнения реакций: /на доске/

    1. + O2 → CO2 + H2O

    2. CH3OH + … → CH3ONa + H2

    3. CH3OH + HBr → … + H2O

    4. CH3OH + … → CH3 – O – CH3 + H2O

Дать названия веществам.

  1. Проверить домашнюю задачу.

Учащаяся записывает решение домашней задачи на доске /до урока/ и объясняет ее решение.

  1. Какое практическое применение имеют предельные одноатомные спирты?

Стихотворение «Вино…»


Вино несет и яд и мед,

И рабство и свободу,

Цены вину не знает тот,

Кто пьет его, как воду!

Одних вино влечет в полет,

Других сшибает с ходу.

Цены вину не знает тот,

Кто пьет его, как воду!

Рождается в нас пьянящий сок

И блажь и откровенье.

В нем – созидания исток

И жажда разрушения.

Вино поблажки не дает

Тем, кто ему в угоду

Порой себя не бережет.

Кто пьет вино, как воду!

7. Сообщение учащейся «Алкоголь и женский организм.

II. Объяснение нового материала.

1. Общая характеристика образования многоатомных спиртов:

  • строение;

  • образование непредельных углеводородов: двухатомных, трехатомных;

  • записать формулы в тетради этиленгликоля и глицерина /по таблице/.


2.Физические свойства: объяснить.

Дополнительную информацию вывесить на доску.


Этиленгликоль –

жидкость,

t кипения +197оС.



Глицерин –

жидкость,

растворим в спирте,

нерастворим в эфире,

t кипения + 290оС



Демонстрация: взаимодействие глицерина с водой. (H2O)

Учащиеся читают материал в учебнике и записывают кратко в тетрадь.


3. Химические свойства: после объяснения учащиеся записывают в тетрадь.


3.1. Взаимодействие глицерина с металлами.

Демонстрация: взаимодействие глицерина с натрием /металлическим/


3.2. Взаимодействие глицерина с неорганическими кислотами.

Демонстрация: взаимодействие глицерина с азотной кислотой /разбавленной/


3.3. Взаимодействие глицерина с галогеноводородами.

Записать уравнение реакции с соляной кислотой.


3.4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди.

Качественная реакция на многоатомные спирты.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по выданным карточкам с заданием и его выполнением.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА


  1. Возьмите пробирку и прилейте в нее раствор глицерина на 1/3.

  2. Добавьте к раствору 5 капель раствора сульфата меди (CuSO4) и в два раза больше раствора гидроксида натрия (NaOH) .

  3. Встряхните. Должны увидеть ярко синее окрашивание раствора.

  4. Получили раствор глицерата натрия.


4.Получение:

Объяснение преподавателя. Учащиеся записывают в тетрадь: многоатомные спирты получают из углеводородов.

5. Применение спиртов:

  • рассказ преподавателя

  • работа с таблицей «Применение многоатомных спиртов»

  • применение спиртов в профессии «Секретарь, инспектор по кадрам»

/использование в чистящих губках для обуви, в чистящих салфетках для удаления пыли и грязи с поверхности мониторов, клавиатур, офисной техники и оборудования./

Учащиеся читают материал учебника.

Дополнительная информация вывешивается на доску.


ПРИМЕНЕНИЕ СПИРТОВ

ГЛИЦЕРИН –

  • подслащивание напитков, ликеров

  • в текстильной промышленности

  • в лакокрасочной промышленности

  • в бумажной промышленности

  • в кожевенной промышленности

  • в табачной промышленности

  • в электротехнической промышленности

  • в медицине


Учащиеся делают записи в тетрадь.


III. Закрепление:



  1. прочесть конспект темы;

  2. Выполнить срезовую работу.

    • Если заданный вопрос правильный, то ставится плюс, если – неправильный, то ставится минус.

Вопросы по теме:

«Кислородосодержащие органические соединения

Одноатомные спирты


  1. Глицерин относится к классу одноатомных спиртов.

  2. Глицерин легко вступает в реакцию с азотной кислотой.

3. Глицерин хорошо растворим в холодной воде.

4. Глицерин – бесцветное кристаллическое вещество, с характерным

запахом.

5. Глицерин – сильный антисептик, вызывает ожоги кожи, ядовит.

6. Глицерин не реагирует с раствором гидроксида меди.

7. Этиленгликоль – трехатомный спирт.

8. Глицерин можно получить из бензола путем последовательных

Превращений.

9. Этиленгликоль не реагирует со щелочными металлами.

10. Глицерин используют для получения лекарственных препаратов.



IV. Домашнее задание:


  1. § 27

  2. Решить задачу:

«Какой объем водорода образуется при взаимодействии 23г Na с этиленгликолем?»» /V = 11,2л/



КАРТОЧКА№1

  1. Какие соединения называются спиртами? Привести два примера.

  2. Записать уравнение реакции взаимодействия этанола с натрием. Объяснить протекание реакции и дать название веществу.



КАРТОЧКА №2

  1. Какие соединения называются предельными одноатомными спиртами? Привести примеры формул и их название.

  2. Записать уравнение реакции взаимодействия этанола с бромоводородом. Объяснить, как протекает реакция, и дать название продуктам реакции.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "К.Г.Паустовский "Стальное колечко"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: