Конспект урока по химии в 8 классе «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснощёковская средняя общеобразовательная школа№1»

Краснощековского района

Алтайского края











Конспект урока по химии
в 8 классе

«Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды».





подготовила

учитель химии и биологии

Гревцова Валентина Александровна











с.Краснощеково

2012



Пояснительная записка.


Этот урок был проведен в 8 классе при изучении темы «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Оксиды». Данный урок — пример возможной интеграции курсов химии, литературы, географии, биологии.

Урок дает возможность развивать умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником, раздаточным материалом.

Урок позволяет развивать познавательную активность учащихся через подготовку сообщений об истории открытия элемента, биологической роли; приобщить школьников к чтению научно-популярной литературы.

Не менее ценным является возможность развития на уроке коммуникативных умений: работать в группах, парах, оказывать, помощь, радоваться успехам других.




























Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: комбинированный


Цели урока: учащиеся должны знать, какое значение имеет кислород для живых организмов и в природе; масштабы его распространения;

Уметь характеризовать элемент по таблице Менделеева, составлять формулы оксидов и давать им название.


Задачи:

— конкретизировать знания о кислороде. Дать понятие об оксидах, как бинарных соединениях.

— развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов биологии, химии, литературы;

способствовать обогащению словарного запаса, развивать умение выбирать главное в изучаемом материале, обобщать, логически излагать свои мысли,

развивать самостоятельность.

— развивать коммуникативные умения работать в парах, снижать закомплексованность; прививать культуру умственного труда; воспитывать толерантность.

— создать условия для усвоения нового материала, используя проблемное обучение мотивационные приемы.


Метод обучения: беседа, объяснение, самостоятельная работа, лабораторная работа.


Обеспечение занятия:

Оборудование для лабораторного опыта №6: образцы оксидов металлов и неметаллов.

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространенность химических элементов в природе», диаграмма «Распространение элемента кислорода в природе», плакат с вопросами для рефлексии.













ХОД УРОКА:


I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— приветствие

— подготовка класса к уроку

— наличие учащихся


II. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Деятельность учителя


Деятельность ученика

А). Вводное слово учителя

Девиз урока: «То, что не ясно следует выяснить , то, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью». Конфуций.

Б)Формулировка темы урока:

Учитель читает выразительно загадку:

Достоин этот газ – удивленья-

Его применяют сейчас

Для резки металлов и в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берет его летчик в высотные дали

Проводник с собою берет,

Вы наверно уже угадали

Что этот газ… .

— О каком газе идет речь в данной загадке?

— Какой будет тема урока?


В). Озвучивание темы урока и постановка цели урока..


— На сегодняшнем уроке мы должны выяснить:

1).Какие сведения о кислороде вам уже известны?

2).Почему о кислороде говорят так: «Кислород самый распространенный на нашей планете элемент. Он рождает теплоту человеческого дыхания и обжигающее пламя пожара?»

3). Что общего у песка, рубина, негашеной извести?

— А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе урока?



Слушают учителя.

















Отвечают на вопрос.


Формулируют тему урока.


Записывают тему урока в тетради. «Кислород в природе как химический элемент. Оксиды»

Слушают учителя.












Работа в группах.

Составляют вопросы и их озвучивают

(1уч-ся от группы).Добавляют в цель урока.

Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Решение целых уравнений различными методами" 9 класс

III. АКТУЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, почему кислород изучают первым среди других химических элементов?

-Что вам уже известно о кислороде?


Работа в парах.

Отвечают на вопрос


Сообщение 1 уч-ся. «О значении кислорода для живых организмов и в природе».

Сообщение 2 уч-ся «.История открытия кислорода»


IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

— А где мы можем взять информацию о кислороде, как химическом элементе?

Самостоятельная работа.

-Прочтите п.4.2.Изложенные в нем сведения представьте виде таблицы.

Отвечают на вопрос.

(ПСХЭ)


Работают с текстом учебника и заполняют таблицу совместно с учителем.


символ

Аr

валентность

группа

подгруппа

период









— Где в природе находится кислород?



-Кислород находится в атмосфере(23% по массе), в земной коре (47%), в живых организмах (65%),в гидросфере (89%).

В целом99,99% кислорода «связано» в виде соединений, 0,01% — свободное простое вещество. Кажется, что это очень небольшое количество, но на самом деле на 0,01% приходится

1,5 1015 тонн! Весь свободный кислород образуется на планете благодаря зеленым растениям. По

ходу рассказа записывается опорная схема на доске.

— В виде чего кислород присутствует в атмосфере?




— А в виде чего кислород присутствует в гидросфере?


— Вода простое или сложное вещество?


— Какие еще сложные вещества вы знаете в состав, которых входит кислород ?


Самостоятельная работа..

Задание 1.«-Рассмотрите таблицу «Оксиды химических элементов»

п. 4.2 стр.66.

-К какой группе веществ – простых или сложных- относятся оксиды?

-Сколько элементов входит в состав оксидов?

— Какой элемент обязательно входит в состав оксидов?

-Что общего для всех этих веществ?


— Попробуйте сформулировать определение «оксиды».




Задание2. Прочитайте первый абзац на с.67. Ответьте на вопросы:

1.От чего зависит название оксида?


2.Что означают приставки «моно», «ди», «три», «тетра»?


3.Как используя соответствующую приставку, назвать SO2, SO3?

4.Что означает число, указанное в названии оксида?

Например, оксид железа(III)?

5.Дайте название оксидам, приведенным в таблице на с.66.



Лабораторный опыт №6.

Ознакомление с образцами оксидов»

Учебник стр.259

Инструктаж по Т.Б.

Заполнить таблицу.

Проверка результатов лабораторного опыта и заполнения таблицы.



Отвечают на вопрос.

-Атмосфера, гидросфера ,живая природа ,литосфера(земная кора).

Составляют и записывают опорную схему в тетрадь.

О в природе


в атмосфере в земной коре в воде в жив.организмах

23% 47% 89% 65%



В целом: в виде соединений 99,99%

В свободном виде 0,01% — 1,51015тонн







Отвечают на вопрос.

-В атмосфере планеты присутствует газообразный кислород.


Отвечают на вопрос.

В гидросфере в виде газа и воды.


Отвечают на вопрос.

Сложное.


Называют вещества.

-ПесокSiO2 , углекислый газ CO2 , негашеная известь CaO и т.д.


Работа с таблицей в учебнике.




Сложных.


Два.


ислород.


-То, что они содержат кислород и

состоят из двух элементов.

Дают определение и записывают его в тетрадь.

-Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород.


Отвечают на вопросы

— Их названия зависят от числа атомов кислорода в химической формуле.

«моно»- один, «ди»- два, «три»- три, «тетра»- четыре.


Диоксид серы., триоксид серы.


-Число указанное в названии оксида означает валентность образующего оксид элемента. Железо —III валентно


Дают название.




Работа в парах.

Выполнение опыта


Заполнение таблицы

После выполнения работа проверяется.(1 из пары дает характеристику 1 оксида)


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Галогены. Общая характристика неметаллов. Элементы VII А группы. Неорганические вещества и охрана окружающей среды"


Формула и название

Агрегатное состояние

цвет





IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.


-Используя полученные знания на уроке сделайте следующие задания.

(Учащиеся работают в парах. Каждая пара получает карточку с заданиями( см. приложение) после решения ребята оглашают ответ)

Выполняют задание.


V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Для всех : п.4.1; 4.2; записи в тетради.вопрос.№1, стр.65.или вопрос №2 стр.67.

По желанию:

— найти или придумать загадки, поговорки о кислороде;

— написать сказку о кислороде;

— составить кроссворд;

Записывают задание в дневник




V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.



-А сейчас давайте подведем итог работы на уроке.

Вывешиваются вопросы .

— Какова была цель урока?

— Как вы считаете достигли мы этой цели?

— Как добились реализации цели?

— Были ли трудности , и какие ?

— Что помогало в достижении цели?

— Что мешало?

— Чему новому ты научился, что приобрел?


-Сегодня вы работали много и хорошо.

-Молодцы!

-Спасибо за урок!





Отвечают на вопросы.




















Список использованной литературы:



1.Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс; Учебник Для общеобразовательных учреждений М;Дрофа,2003 .


2.Иванова Р.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии: кн.для учителя М.; Просвещение,1988.


3.Личностно-ориентиентировнный подход в педагогической деятельности(под редакцией Е.Н.Степанова) М.;2003.


4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы (сост. Каверина),М.;Дрофа,2000.


5.Основы творческой разработки урока в технологии лоо. Барнаул.


6.Программы для общеобразовательных учреждений: химия 8-11 класс (сост.Н.И.Габрусева М.:Дрофа ,2000.(Министерство образования РФ).


7.Суровцева Р.П.,Гузей Л.С. Контрольные работы. Химия 8-9 классы, Дрофа,2001.
























ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточки- задания для закрепления полученных знаний.


Карточка – задание паре № 1.

1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность:H, C, Na.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H2O, CH4, NaOH, Al2O3.




Карточка – задание паре № 2


1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность Mg, P,Ca.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды

MgSO4, CO2, SiO2, H2O2 .


Карточка – задание паре № 3


1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: S, Al, Li.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

H3PO4, SO2, Ca(OH)2, К2SО4.


__________________________________________________________________


Карточка – задание паре № 4


1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Сu, Fe, Н.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

CaО, Сu NO3, Сr2О3, Н2 SО4.


__________________________________________________________________


Карточка – задание паре № 5


1.Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность:Zn, К, Вr.

2.Среди записанных ниже соединений найдите оксиды:

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Непредельные углеводороды. Алкены, их строение, номенклатура и изомерия"

SO3, Fe2О3, Na2СО3, Сu(ОН)2.


Карточка – задание паре №6.


1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Fe, I, Ca.

2.Назовите лишнее вещество: SO2, Н2 SО4, SiO2, Н2SiO3.


__________________________________________________________________

Карточка – задание паре №7.


1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: N, К, S.



2.Назовите лишнее вещество: Си SО4, СuО, Сu2О.


__________________________________________________________________


Карточка – задание паре №8.


1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Mg, C, Si.



2.Назовите лишнее вещество: Н2 SО4 , SO2, , SO3.



Карточка – задание паре №9.


1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: Сr, Н, Al.



2.Назовите лишнее вещество: Fe2О3. FeО, Fe(ОН)2.



__________________________________________________________________


Карточка – задание паре №10.


1. Напишите формулы оксидов следующих элементов, учитывая

их валентность: P, Li., СI.


2.Назовите лишнее вещество: СО, СО2, Н2СО3.


12


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: