Конспект урока по Химии «Взаимодействие кислот с металлами» 8 класс










ФИО: Хомушку Шончалай Каадыровна

Место работы: МБОУ СОШ № 2 г.Ак-Довурака Республики Тыва

должность: учитель химии









































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ак-Довурак



Разработка урока по теме:

Взаимодействие

кислот с металлами


























Разработала: учитель химии 2 категории

МБОУ СОШ № 2 г.Ак-Довурак Хомушку Ш.К.



Ак-Довурак 2012


Цели:

Образовательные: исследование химических свойств кислот: действие на индикаторы, взаимодействие с металлами.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с химическим оборудованием и реактивами, наблюдать, анализировать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать культуру труда, умение работать в группе, умение слушать друг друга, любознательность.

Класс разделен на 3 группы

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемные, проектно-исследовательские, групповая работа.

Реактивы:

1.лимон,

2.яблоко,

3.крапива,

4.молоко,

5.индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин),

6.кислоты: серная, азотная, соляная, ортофосфорная

7.металлы: железо, магний, цинк, медь

Оборудование:

1.спиртовка,

2.спички,

3.держатель,

4.ряд напряжений металлов

5.пробирки.



Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке мы должны повторить тему «Классификация кислот» и приступим к изучению новой темы. Давайте, ребята, работать вместе и не стесняться друг друга.

Класс разделен на 3 группы, чтобы вместе работать и помогать друг другу.

Русская пословица гласит:

«Одна голова хорошо,

а две головы — лучше».

Повторение пройденного материала.

Теперь перейдем к повторению:

тем, кто правильно ответил на вопросы, или правильно сделал задание, я даю жетоны, в конце урока мы посмотрим у кого больше жетонов, поставлю соответствующие оценки.

Что вы знаете о кислотах?:

( выдать учащимся карточки, двоим мальчикам- сделать модели молекул кислот.

Проверка знаний . Задание по группам. (слайд№ 1,2)


II. Сообщение темы и совместная постановка целей урока.


Прежде чем раскрыть тему урока, посмотрим видеоролик. (комментирую ролик). Смотрите, я зашла в продуктовый магазин, купила яблоки, лимон, молоко, вышла из магазина, села в машину, поехала в аптеку, купила аскорбиновую кислоту, и таблетки аспирина. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

(ответы учащихся: наличие кислоты)

Правильно, тема нашего урока связана с кислотами. Открыли тетради и запишите тему урока:

«Взаимодействие кислот с металлами» (слайд № 2)

У нас проектный урок . Студенты химического факультета ТывГУ участвуют в проекте, попросили нас помочь и прислали нам вопрос: «Зависит ли химические свойства кислот от состава и строения?». И выдвинули гипотезы:

  1. все кислоты можно определить индикаторами.

  2. Все кислоты взаимодействуют с металлами

  3. между кислотой и металлом происходит определенный тип химической реакции.

Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос студентов, подтвердить или опровергнуть выдвинутые ими гипотезы.


Основополагающий вопрос: Зависит ли общие свойства кислот от состава и строения?(слайд № 3)

Гипотеза:

1Кислоты можно определить с помощью индикаторов.

2. Кислоты вступают в реакции с металлами.

3.Между кислотой и металлом происходит определенный тип химической реакции. (слайд № 4)

Для начала давайте ознакомимся с физическими свойствами кислот. Выполняем лаб работу: «Определение физических свойств кислот» учащиеся выполняют лабораторную работу и фиксируют результаты в таблицу.

Посмотрите на таблицу, какой вывод можно сделать? По свету? По запаху?, а чтобы определить вкус, я предлагаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты. Какой же вкус имеет ? (кислый).

Большинство кислот -кислые на вкус. (слайд № 5)

Как же отличить растворы кислот от растворов других веществ? Это мы узнаем в ходе лабораторного опыта: «Действие кислот на индикаторы». Все читаем пункт 2.и приступаем работать. Слайд№ 6)

Название

Формула

Свойства растворов

Действие на индикатор

Действие на металл

цвет

запах

ФФ

М.о

лакмус

Zn

Fe

Cu

соляная

HCl

бесцветная жидкость

резкий


красный

+

+

серная

H2SO4

бесцветная масляная жидкость

нет запаха


красный

+

+

ортофосфорная

H3PO4


Резкий запах


красный

+

+

Лакмус в кислоте красный.

С физическими свойствами мы познакомились, нашли общее и особое в свойствах кислот. А как вы думаете – какие химические свойства будут характерны для кислот, ведь не просто так мы их изучаем в теме «Водород».Проверим это?

Л/о. Взаимодействие кислот с металлами.

Учащиеся по группам выполняют лабораторную работу «Взаимодействие кислот с металлами»(слайд№7)


Название кислоты и формула

металл

наблюдения

Уравнения реакций

Серная кислота


Zn

Реагирует активно


Zn+2 НСl = ZnСl2+Н2

Соляная кислота HCI

Fe

Реагирует неактивно

Fe +2НСl = FeСl2+Н2

Ортофосфорная кислота

Mg

Реагирует активно


Cu

Не реагирует

Cu +2НСl


Что наблюдаете? Металлы реагируют с кислотой, но не все. Постарайтесь связать результаты опыта с электрохимическим рядом металлов (ряд электрохимических напряжений металлов на )слайде № 8)

Какой вывод мы можем сделать из нашего эксперимента? (не все металлы могут взаимодействовать с кислотами путем вытеснения водорода)

Как узнать с каким металлом будут реагировать растворы кислот, а с какими нет? Все металлы обладают определенной химической активностью и собраны в ряд активности металлов (ряд активности металлов) В этом ряду исследованные нами металлы занимают определенные положения. Цинк стоит перед железом, поэтому он активнее реагирует с кислотами, медь стоит после водорода – с кислотами не реагирует. Давайте сделаем вывод, о том, как пользоваться рядом активности металлов? (металлы, стоящие в ряду активности металлов до водорода реагируют с растворами кислот, металлы стоящие после водорода – с растворами кислот не реагируют).

С каждой группы выходят по 1 и записывают уравнение реакции . ( пока учащиеся пишут уравнение реакции, проверка карточек учащихся).

По какому типу идет реакция между кислотой и металлом?

Взаимодействие кислот с металлами идет по реакции замещения, атомы водорода в кислоте замещаются на атомы металлов.

Мы рассмотрели все вопросы, касающиеся нашей темы, теперь я думаю готовы ответить на вопрос студентов.

Основополагающий вопрос— нет

Гипотеза: на слайде


Вот и подошла к концу наша работа. Подведите итоги своей работы.


А теперь нам предстоит проверить достигли ли мы поставленной цели.

1.Что такое кислоты?

2.Как классифицируют кислоты?

3.С какими металлами взаимодействуют кислоты? (слайд № 9)

III. Подведение итогов закрепление материала.



1.С какими из перечисленных металлов: натрий, золото, кальций, медь, алюминий, серебро, железо реагирует серная кислота? Составьте уравнения реакций и дайте названия веществам. (слайд№10)

Домашнее задание. У каждого ученика в рабочих листах даны индивидуальные задания.

Выставление оценок по жетонам. У кого от 6-8 жетонов, получают «5», у кого 5-6 жетонов, получают оценку «4», у кого 3-4 жетонов, получают оценку «3».

Рефлексия.

Достигли ли мы поставленных целей? Что не получилось? Что не понятно? Поднимите руки, кому понравился урок.


Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успехов. Спасибо за урок.








Свежие документы:  Урок русского языка в 3 классе «Слово как часть речи»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: