Конспект урока по теме «Понятие о предельных одноатомных спиртах. Трехатомный спирт – глицерин» 9 класс


МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Белгородской обл. Белгородского р-на»











Конспект урока по химии
в 9 классе

(программа и УМК О.С.Габриелян основная школа)

«Понятие о предельных одноатомных спиртах.

Трехатомный спирт – глицерин»















Подготовила:

учитель химии

Евко Надежда Владимировна









Дубовое 2010г.

Конспект урока по теме

«Понятие о предельных одноатомных спиртах.

Трехатомный спирт – глицерин»


Евко НадеждаВладимировна

учитель химии

1квалификационной категории

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с УИОП»


Цель урока: Создать условия для формирования у школьников представления об производных углеводородов – спиртами, номенклатурой, классификацией, физическими и химическими свойствами.

Задачи урока: Познакомить учащихся с производными углеводородов — спиртами, ввести понятие “функциональная группа”, ознакомить с их составом, первоначальными понятиями классификации, физическими и химическими свойствами.

Обеспечить развитие познавательной активности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы.

Создать условия для возникновения у учащихся желания беречь своё здоровье, соблюдать технику безопасности, проводить антиалкогольную пропаганду.

Оборудование для учителя: виртуальная лаборатория, компьютер, проектор, презентация подготовленная учителем,

Оборудование для учащихся: малая химическая лаборатория, набор для сборки шаростержневых молекул. «Ведомость успеха учащегося», тексты лабораторных опытов, лист «Рефлексии»

Реактивы: глицерин, этанол, вода медная проволочка, гидроксид меди-2 свежеприготовленный, спиртовка, спички.

Тип урока. Изучение нового учебного материала, первичное закрепление с мультимедийным сопровождением.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

  3. Актуализация и учет ранее изученного материала.

(опрос учащихся по вопросам слайд-2)

Вопросы: Какие соединения называются органическими?

На какие группы делятся изученные углеводороды?

Какие углеводороды называют предельными?

Какие углеводороды называют непредельными? Почему?

Какие классы органических веществ нам уже знакомы?


(индивидуальная работа с заданием №1 в ведомости успеха учащегося)

Ф.И._____________________________________________


№п/п

Верно ли утверждение?

«да»

«нет»


Углерод в органических соединениях всегда проявляет валентность-4

«да»

«нет»


Общая формула для алканов: СnН2n+2

«да»

«нет»


Общая формулу для алкенов: СnН2n2

«да»

«нет»


Ряд органических веществ сходных по составу, строению, свойствам, но отличающихся на СН2 группу – изомеры

«да»

«нет»


Качественный и количественный состав органического соединения показывает молекулярная формула

«да»

«нет»


Метану соответствует формула: СН4

«да»

«нет»


Гексану соответствует формула: С5Н12

«да»

«нет»


Бутену соответствует формула: С4Н10

«да»

«нет»


Группа атомов СН2 – гомологическая разность

«да»

«нет»


Радикал СН3— называется метил

«да»

«нет»

(взаимопроверка, проверка слайд-3)


  1. Изучение нового материала. I.

(учитель) Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты. Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, — жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы, где в качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Слово спирты́ это (устар. алкоголи). Слово «алкоголь» — происходит из арабского языка الكحل (al-kul) и означает «порошкообразная сурьма». В русский язык слово пришло через нем. Alkohol. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, областями применения.


Формулировка темы, цели, плана урока совместно с учащимися

Каждый класс веществ отличается наличием каких-либо атомов. Например, в неорганической химии: кислоты – наличием иона водорода Н+, основания – наличием гидроксо группы ОН. Чем же отличаются спирты от других органических соединений? также и в органической химии производные углеводородов отличаются друг от друга различными атомами – функциональной группой. (запись определения в тетрадь) Функциональная группа — совокупность атомов, определяющая характерные химические свойства данного класса веществ. Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов. Наличие определённой функциональной группы определяет принадлежность соединений к определённому классу органических веществ. (Демонстрация слайда 4 с видами функциональных групп органических веществ).

Выполнение задания по составлению формул спиртов (слайд 5) Ученики делают вывод, что для спиртов характерна гидроксогруппа – ОН

Вывод общей формулы для спиртов и формулировка определения учащимися «спирты»

Объяснение правила номенклатуры спиртов (демонстрация слайда 6)

(индивидуальная работа с заданием №2 в ведомости успеха учащегося)

(проверка выполнения через проектор(слайд 7))

Классификация спиртов:

(сообщение учителя (слайы 8,9,10))

1. По числу гидроксильных групп: одноатомные (одна группа -ОН),

многоатомные (две и более групп -ОН)

2. По строению радикалов:

предельные (например, СH3 — CH2–OH)

непредельные, (CH2=CH–CH2–OH)

ароматические (C6H5 — CH2–OH)

Составление шаростержневых моделей молекул веществ Задание 1 группа — метанола, 2 группа — этанола. (один из учеников в это же время составляет шаростержневые модели молекул всех предложенных веществ с помощью виртуальной лаборатории «конструктор молекул» затем проверяем правильность составления моделей)

Совместно с учениками выявляем зависимость состава спиртов с физическими и химическими свойствами (образование водородных связей между молекулами спиртов)

Вывод учащихся: между молекулами спиртов образуются водородные связи, они должны хорошо растворяться в воде

Физкульт минутка

Сделанный ранее вывод проверяем лабораторными опытами

III. (Инструктаж учащихся по технике безопасности с химическими веществами)

Выполнение лабораторных опытов по группам

Группа 1 по тексту л.р.(приложение 2)

Лабораторный опыт №1 Физические свойства этилового спирта

Цель: исследовать физические свойства этилового спирта

Оборудование: этиловый спирт, вода, чёрно-белый экран, пробирка.

Группа 2 по тексту л.р.

Лабораторный опыт №1 Физические свойства глицерина

Цель: исследовать физические свойства глицерина

Оборудование: глицерин, вода, чёрно-белый экран, пробирка.


(заполнить таблицу)

Физические и химические свойства многоатомных спиртов

Название спирта

Агрегатное состояние

цвет

запах

Растворимость в воде

Относительная плотность

Температура кипения

Воздействие на организм

Метанол

жидкость

Б/ц

Запах алкоголя

Хорошо растворим

0,7917


64,7

Очень ядовит

1 Группа

этанол









2 Группа

глицерин









Проверка заполнения таблицы >(слайд 11)

Анализ лабораторной работы вывод учащихся: Хорошая растворимость спиртов доказывает наличие водородных связей


Выполнение лабораторных опытов №2 по группам, (приложение 2) Группа№1 Химические свойства этилового спирта

Цель: исследовать химические свойства этилового спирта

Оборудование: этиловый спирт, спиртовка, спички, медная проволока, пробирка.

Группа №2 Химические свойства глицерина

Цель: исследовать химические свойства глицерина

Оборудование: глицерин, раствор гидроксида натрия, сульфат меди (П) пробирки.


Ход работы:

Название вещества

Что делал

Что наблюдал

вывод

1 Группа

этанол




2 Группа

глицерин




Проверка выполнения работы (слайд 12) Выводы учащихся


Применение спиртов (работа с учебником)заполнение схемы:







Применение этанола











проверка заполнения схемы (слайд 13)

Блиц-опрос учащихся (Вредное воздействие спиртов на человеческий организм человека )


  1. Закрепление и применения изученного:

(индивидуальная работа с заданием №3 в ведомости успеха учащегося)


Задание №3.

1. Назвать вещества и класс, к которому они принадлежат:

1 вариант 2 вариант:

формула

Название соединения

формула

Название соединения

а) С10Н22;


а) С4Н8;


б) С2Н4


б) С2Н5ОН;


в) С3Н7ОН;


в) С7Н16;


г) СН3ОН;


г) С4Н9ОН





2.Выполните задание:

1 вариант: 2 вариант:

Закончить предложение:

Спирты жидкости по тому, что

Закончить предложение:

Реактивом на глицерин является:



*3. Написать уравнения реакций по схеме СН4—>СН3CL—>C2H6

*3. Написать уравнения реакций по схеме С2Н6—>С2Н4—>СО2

1.

1.

2.

2.

(проверка выполнения через проектор(слайд 14))

(сбор заполненных ведомостей успеха учащихся и их оценка)

  1. Рефлексия: «оцени свою работу на уроке»

(отметь свои ответы)

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно


  1. Домашнее задание: П 36 упр. 1, 5

творческая работа по теме “Спирты” (составить презентацию).


Литература:

1. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005.

2. Габриелян, О. С. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2006.

3. Степин, Б. Д., Аликберова, Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.

4. Ширшина, Н. В. Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004.

5. CD Виртуальная лаборатория

6. http: // www.shkola.edu.ru.

7. http: // school-collection.edu.ru





Свежие документы:  Тест "Гидролиз солей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: