Методическое пособие
по реализации учебного проекта
«Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета»
Автор: Рыбакова Лариса Юрьевна,
учитель химии
МОУ «СОШ п. Динамовский
Новобурасскоого района
Саратовской области»
Содержание
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………..3
Описание проекта……………………………………………………4
План проведения проекта…………………………………………..10
Литература……………………………………………………………10
Проект разработан для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Время реализации проекта – IV четверть.
Цель проекта углубление знаний по предмету и развитие социально-личностных качеств учащихся.
Предлагаемый проект направлен на реализацию следующих задач:
-развитие понятий о кислотно-основных индикаторах;
-формирование представлений о растительных пигментах-антоцианах, их индикаторных свойствах, практическом использовании антоциановых вытяжек в лабораторном эксперименте и в быту;
-научить учащихся готовить антоциановые вытяжки, самодельную индикаторную бумагу и использовать их для определения кислотности среды;
-развивать у учащихся логическое мышление, умения наблюдать, сравнивать, проводить аналогии;
-отработка навыков обращения с химическими веществами с соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;
-вырабатывать умения и навыки переносить полученные знания в повседневную жизнь;
-развивать представления учащихся о сферах применения химии в практической деятельности человека;
-воспитание гражданской ответственности за состояние своего здоровья и здоровья других людей;
-развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;
-формировать предметную, коммуникативную, социальную компетентность.
Особенности проекта обеспечение возможности практико-ориентированной деятельности учащихся по оценке среды растворов и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни. Актуальность содержания определяется проблемой нехватки реактивов (индикаторов) в школе, а также необходимостью получения знаний о способах определения среды растворов (например, моющих средств, СМС, почвенных растворов) в домашних условиях с целью предохранения их негативного влияния на организм человека, растений, животных.
Принципами отбора содержания материала являются практическая направленность, предметные и межпредметные связи, реалистичность с точки зрения возможности усвоения и реализации основного содержания проекта за 6 часов (3 часа – уроки, консультации, защита, 3 часа – самостоятельная работа).
В ходе реализации проекта востребованы знания учащихся из других предметных областей: биологии, экологии.
Основные развиваемые умения и навыки учащихся: работать с разнообразными источниками информации, проводить сравнительный анализ и давать оценку фактам и явлениям; осуществлять исследовательскую деятельность, развивать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умение предотвращать конфликтные ситуации, выходить из них.
Учащиеся делятся на группы по желанию, определяют список вопросов, которые необходимо рассмотреть и доказать в ходе исследования и выбирают форму представления результатов (презентация, буклет, веб-сайт)
Учитель предлагает ученикам источники информации по теме исследования. Проводится фронтальная беседа со всеми группами и задается направление поиска информации. Необходимо разъяснить учащимся вопросы о защите авторских прав и объяснить, что нужно обязательно указывать в своих работах источники информации.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде таблицы, презентации, буклета.
Форма представления результатов работы выбирается группой самостоятельно, она может быть любая: компьютерная презентация, буклет, раздача информационного бюллетеня. Учитель оказывает консультативную помощь в выборе вида представления результатов работы.
Работа над проектом заканчивается защитой творческой работы учащихся.
Во время защиты полученных результатов присутствуют все участники проекта. Каждой группе предоставляется по 10 минут:
представление результатов – 7 минут;
ответы на вопросы присутствующих – 3 минуты.
Для оценки результатов заранее разрабатываются оценочные листы на основе критериев оценивания.
Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах?
Описание проекта
Краткое содержание проекта | |||||
Данный проект посвящен исследованию свойств природных индикаторов — антоцианов, сравнению свойств природных индикаторов с кислотно-основными индикаторами, их использованию в лабораторной практике и домашних условиях. | |||||
Предмет(ы) | |||||
Кислотно-основные индикаторы | |||||
Классы — 8 | |||||
Приблизительная продолжительность проекта -6 часов | |||||
Основания проекта | |||||
Целевые образовательные стандарты | |||||
| |||||
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения | |||||
После завершения проекта учащиеся смогут:
| |||||
Вопросы, направляющие процесс обучения | |||||
Основополагающий вопрос | |||||
Чей индикатор лучше: природы или человека? | |||||
Проблемные вопросы | |||||
1. Откуда у природы такая богатая палитра цветов? | |||||
Учебные вопросы | |||||
1. Что называется индикаторами? | |||||
План оценивания | |||||
График оценивания | |||||
| |||||
Описание методов оценивания | |||||
Перед началом проекта учитель проводит с учащимися фронтальную проблемно-поисковую беседу, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость презентация учителя. Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, знакомит их с критериями оценивания проекта, Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать обсуждение предварительных результатов в каждой группе, самооценку качества проведенного исследования, что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах; учитель контролирует заполнение по ходу выполнения работы каждой группой таблицы «Изменение окраски природных индикаторов в различных средах» в виде цветовых схем. | |||||
Сведения о проекте | |||||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||||
Знания: химические свойства основных классов неорганических веществ — кислоты, основания; правила ТБ | |||||
Учебные мероприятия | |||||
| |||||
Материалы для дифференцированного обучения | |||||
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) | |||||
Т.к. работа проходит в малых группах (по 2-3 человека), поэтому учащиеся могут распределить обязанности в соответствии со своими интересами и предпочтениями: | |||||
Одаренный ученик | |||||
Для участников проекта одной из форм реализации является защита исследований на межпредметной конференции в школе, а также участие в районной конференции «Я и мир вокруг». | |||||
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта | |||||
Лабораторное оборудование: штатив с пробирками, стеклянные палочки, воронка, спиртовка, пробиркодержатель, стакан, ступка с пестиком, чашка Петри, спички, фильры, полоски фильтровальной бумаги. | |||||
Химические реактивы: 1% раствор соляной кислоты, 1% раствор гидроксида натрия, вода, спирт, краснокочанная капуста, клубника, столовая свекла, гранат, лепестки фиалки узамбарской. | |||||
Канцтовары: лист ватмана, маркеры, клей, полоски цветной бумаги красного, синего, зеленого, фиолетового, розового цветов. | |||||
Печатные материалы: | |||||
Литература | |||||
| |||||
Интернет-ресурсы | |||||
|
План проведения проекта
Содержание деятельности | Необходимое время | |
Введение в тему | Выявление проблемы, разграничение области «знаю», «не знаю» | 1 час |
Организация групп | Организация групп, распределение обязанностей в группах, определение способов деятельности | |
Самостоятельная деятельность | Поиск информации, обработка результатов, проведение исследований | 2 часа + консультации |
Оформление результатов | Создание презентаций, выпуск бюллетеня, подготовка творческих отчетов | 1 час |
Подведение итогов | Представление результатов работы, оценка и самооценка. Выход на новую проблему | 1 час |
6