Методическое пособие по реализации учебного исследовательского проекта «Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета»
















Методическое пособие

по реализации учебного проекта



«Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета»





Автор: Рыбакова Лариса Юрьевна,

учитель химии

МОУ «СОШ п. Динамовский

Новобурасскоого района

Саратовской области»














Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3

  2. Описание проекта……………………………………………………4

  3. План проведения проекта…………………………………………..10

  4. Литература……………………………………………………………10



  1. Пояснительная записка

Проект разработан для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Время реализации проекта – IV четверть.

Цель проекта углубление знаний по предмету и развитие социально-личностных качеств учащихся.

Предлагаемый проект направлен на реализацию следующих задач:

-развитие понятий о кислотно-основных индикаторах;

-формирование представлений о растительных пигментах-антоцианах, их индикаторных свойствах, практическом использовании антоциановых вытяжек в лабораторном эксперименте и в быту;

-научить учащихся готовить антоциановые вытяжки, самодельную индикаторную бумагу и использовать их для определения кислотности среды;

-развивать у учащихся логическое мышление, умения наблюдать, сравнивать, проводить аналогии;

-отработка навыков обращения с химическими веществами с соблюдением правил безопасной работы, как в кабинете химии, так и в повседневной жизни;

-вырабатывать умения и навыки переносить полученные знания в повседневную жизнь;

-развивать представления учащихся о сферах применения химии в практической деятельности человека;

-воспитание гражданской ответственности за состояние своего здоровья и здоровья других людей;

-развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии;

-формировать предметную, коммуникативную, социальную компетентность.

Особенности проекта обеспечение возможности практико-ориентированной деятельности учащихся по оценке среды растворов и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни. Актуальность содержания определяется проблемой нехватки реактивов (индикаторов) в школе, а также необходимостью получения знаний о способах определения среды растворов (например, моющих средств, СМС, почвенных растворов) в домашних условиях с целью предохранения их негативного влияния на организм человека, растений, животных.

Принципами отбора содержания материала являются практическая направленность, предметные и межпредметные связи, реалистичность с точки зрения возможности усвоения и реализации основного содержания проекта за 6 часов (3 часа – уроки, консультации, защита, 3 часа – самостоятельная работа).

В ходе реализации проекта востребованы знания учащихся из других предметных областей: биологии, экологии.

Основные развиваемые умения и навыки учащихся: работать с разнообразными источниками информации, проводить сравнительный анализ и давать оценку фактам и явлениям; осуществлять исследовательскую деятельность, развивать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умение предотвращать конфликтные ситуации, выходить из них.

Учащиеся делятся на группы по желанию, определяют список вопросов, которые необходимо рассмотреть и доказать в ходе исследования и выбирают форму представления результатов (презентация, буклет, веб-сайт)

Учитель предлагает ученикам источники информации по теме исследования. Проводится фронтальная беседа со всеми группами и задается направление поиска информации. Необходимо разъяснить учащимся вопросы о защите авторских прав и объяснить, что нужно обязательно указывать в своих работах источники информации.

В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде таблицы, презентации, буклета.

Форма представления результатов работы выбирается группой самостоятельно, она может быть любая: компьютерная презентация, буклет, раздача информационного бюллетеня. Учитель оказывает консультативную помощь в выборе вида представления результатов работы.

Работа над проектом заканчивается защитой творческой работы учащихся.

Во время защиты полученных результатов присутствуют все участники проекта. Каждой группе предоставляется по 10 минут:

  • представление результатов – 7 минут;

  • ответы на вопросы присутствующих – 3 минуты.

Для оценки результатов заранее разрабатываются оценочные листы на основе критериев оценивания.

Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить или раскрыть в будущих работах?

  1. Описание проекта


«Красный, розовый, синий, фиолетовый цвета»

Краткое содержание проекта

Данный проект посвящен исследованию свойств природных индикаторов — антоцианов, сравнению свойств природных индикаторов с кислотно-основными индикаторами, их использованию в лабораторной практике и домашних условиях.

Предмет(ы)

Кислотно-основные индикаторы

Классы — 8

Приблизительная продолжительность проекта -6 часов

Основания проекта

Целевые образовательные стандарты

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента;

  • самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • развитие умений обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, с решения практических задач повседневной жизни.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  1. самостоятельно приготовить растительные антоциановые вытяжки, самодельную индикаторную бумагу и использовать их в качестве кислотно-основных индикаторов для определения рН растворов в лабораторной практике и в быту, например, для определения среды моющих средств для мытья посуды и их влияния на кожу рук;

  2. подобрать растения, которые можно использовать в качестве природных индикаторов,

  3. проводить аналогии между кислотно-основными индикаторами и растительными индикаторами,

  4. указать на недостатки и преимущества антциановых вытяжек по сравнению с известными детям индикаторами, усовершенствовать свои навыки при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами,

  5. ответить на вопрос: «Как усилить красный цвет борща, винегрета или цвет тушеной краснокочанной капусты?»

Вопросы, направляющие процесс обучения

Основополагающий вопрос

Чей индикатор лучше: природы или человека?

Проблемные вопросы
Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в ходе проекта.

1. Откуда у природы такая богатая палитра цветов?
2. Имеется ли аналогия между индикаторными свойствами кислотно-основных индикаторов и растительных индикаторов?
3. Возможно ли приготовление в домашних условиях кислотно-основных индикаторов и их использование?
4. Возможно ли приготовление и использование в домашних условиях индикаторной бумаги?
5. Как с помощью фиалки узамбарской защитить кожу рук от негативного влияния современных моющих средств?

Учебные вопросы

1. Что называется индикаторами?
2. Какие типы сред различают в химии?
3. Какие индикаторы используют в школьной практике?
4. Что в домашних условиях можно использовать в качестве индикаторов?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектами и выполняют задания

После завершения работы над проектом



фронтальная проблемно-поисковая беседа

Составление критериев оценивания

Вводная презентация учителя.

промежуточное обсуждение предварительных результатов в каждой группе; контроль учителя заполнения по ходу выполнения работы каждой группой таблицы «Изменение окраски природных индикаторов в различных средах» в виде цветовых схем.

План проведения проектов.

Самооценка работы группы.

Презентация результатов проекта в классе по группам

(презентация, буклет)



Описание методов оценивания

Перед началом проекта учитель проводит с учащимися фронтальную проблемно-поисковую беседу, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы, высказывают предложения и пытаются самостоятельно доказывать их справедливость презентация учителя. Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, знакомит их с критериями оценивания проекта,
В ходе работы над проектом проводится предварительное обсуждение результатов деятельности каждой группы учащихся в виде тестирования, обсуждается методика выполнения лабораторных опытов, проводится инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, консультации по обработке результатов.

Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать обсуждение предварительных результатов в каждой группе, самооценку качества проведенного исследования, что позволит формировать самостоятельность и самоуправление в группах; учитель контролирует заполнение по ходу выполнения работы каждой группой таблицы «Изменение окраски природных индикаторов в различных средах» в виде цветовых схем.
После завершения работы над проектом учащиеся представляют результаты исследовательской работы (презентации, буклеты) в классе и на школьной межпредметной конференции.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания: химические свойства основных классов неорганических веществ — кислоты, основания; правила ТБ
Умения: практические навыки и умения при работе с лабораторным
оборудованием, химическими реактивами, работа с различными источниками информации, целенаправленный поиск информации в интернете.

Учебные мероприятия

  1. Формулирование понятий: среда, индикатор.

  2. Что в домашней и лабораторной практике (при отсутствии реактивов в школе) можно использовать в качестве индикаторов среды — надежных, доступных, безопасных, простых в приготовлении? Высказывание предположений, экскурс в историю, сбор информации из различных источников, ее анализ.

  3. Постановка цели проекта.

  4. Знакомство с пигментами, встречающимися в растительной клетке и их свойствами.

  5. Работа в группах — приготовление антоциановых вытяжек различными способами — механический, с помощью нагревания и индикаторной бумаги, самостоятельное исследование индикаторных свойств антоцианов столовой свеклы, черной смородины, краснокочанной капусты, лепестков фиалки, клубники в зависимости от среды раствора. Обработка результатов.

  6. Заполнение общей таблицы «Изменение окраски растительных индикаторов в различных средах» в виде цветовых схем и сравнение свойств растительных индикаторов со свойствами кислотно-основных индикаторов, используемых в школьной практике. Сопоставление получившейся таблицы с таблицей, имеющейся в школе «Изменение окраски индикаторов».

  7. Выводы учащихся о характере изготовленных и подвергшихся испытанию индикаторов: кислотный, щелочной, универсальный.

  8. Рекомендации учащихся, какие растения и их части можно использовать для приготовления индикаторов.

  9. Заключения учащихся по преимуществам и недостаткам природных индикаторов.

  10. Практическое применение антоцианов в быту (высказывание предположений)- как один из вариантов, определение реакции растворов моющих средств для мытья посуды с помощью антоциановой вытяжки краснокочанной капусты и составление рекомендаций домохозяйкам.

  11. Ответ на вопрос: «Чей индикатор лучше: природы или человека?»

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Т.к. работа проходит в малых группах (по 2-3 человека), поэтому учащиеся могут распределить обязанности в соответствии со своими интересами и предпочтениями:
— проведение химических опытов;
— поиск информации в источниках;
— компьютерная обработка результатов;
— презентация результатов работы группы.
Учащиеся, которым на данный момент тяжело с предметной направленностью группы, выполняют задания в группе по принципу комфортности. Распределение обязанностей в группах осуществляется по принципу добровольности.
Для проблемных учащихся также проводятся индивидуальные консультации учителя и взаимоконсультации учеников.

Одаренный ученик

Для участников проекта одной из форм реализации является защита исследований на межпредметной конференции в школе, а также участие в районной конференции «Я и мир вокруг».
Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении растительных пигментов, могут провести дополнительное самостоятельное исследование свойств других групп пигментов — каротиноидов, хлорофилла.

Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Лабораторное оборудование:

штатив с пробирками, стеклянные палочки, воронка, спиртовка, пробиркодержатель, стакан, ступка с пестиком, чашка Петри, спички, фильры, полоски фильтровальной бумаги.

Химические реактивы:

1% раствор соляной кислоты, 1% раствор гидроксида натрия, вода, спирт, краснокочанная капуста, клубника, столовая свекла, гранат, лепестки фиалки узамбарской.

Канцтовары:

лист ватмана, маркеры, клей, полоски цветной бумаги красного, синего, зеленого, фиолетового, розового цветов.

Печатные материалы:
словари, руководства, справочные материалы и т.д.

Литература

  1. Артамонов В.И. Занимательная физиология растений.- М.: Агропромиздат, 1991.

  2. Батурицкая Н.В. Удивительные опыты с растениями. — Минск.: Народная асвета, 1991.

  3. Беспалов П.И. Этот удивительный мир индикаторов. // Химия в школе.-2002.-№ 9.

  4. Каршина Т.Е. Развивающий практикум. // Химия в школе.-2002.- № 8.

  5. Парлюк Н.Т. К изучению водородного показателя. // Химия в школе.-2005.

  6. Созонтова О.В. Биолого-химический кружок в летнем лагере. // Химия в школе.-1998.-№ 4.

  7. Фадеев Г.Н. Химия и цвет. – М.: Просвещение, 1983.

Интернет-ресурсы

  1. https://ru….wiki/Е163

  2. www.xumuk….a/337.html

  3. www.alhimik.ru/

  4. https://www…c057.shtml

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/



  1. План проведения проекта


Этап

Содержание

деятельности

Необходимое

время

Введение в тему

Выявление проблемы, разграничение области «знаю», «не знаю»

1 час

Организация групп

Организация групп, распределение обязанностей в группах, определение способов деятельности

Самостоятельная деятельность

Поиск информации, обработка результатов, проведение исследований

2 часа + консультации

Оформление результатов

Создание презентаций, выпуск бюллетеня, подготовка творческих отчетов

1 час

Подведение итогов

Представление результатов работы, оценка и самооценка.

Выход на новую проблему

1 час



6



Свежие документы:  Тематическое планирование ИЗО 5-7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: