Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Разработка урока по химии в 9 классе по теме «Серная кислота»
Щеголева Татьяна Александровна,
учитель химии высшей квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 11»
г. Усть-Илимск Иркутской области
2014
СЕРНАЯ КИСЛОТА
Цель урока: обобщение и развитие знаний учащихся о строении, свойствах, значении и областях применения серной кислоты.
Задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать и углубить теоретические знания обучающихся о химических свойствах кислот на примере серной кислоты в свете ТЭД.
2. Познакомить учащихся со свойствами серной кислоты общими с другими кислотами.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций, записывать их в ионной и ионно-сокращённой форме.
2. Развивать умения сравнивать и анализировать свойства кислот при изучении свойств серной кислоты.
3. Совершенствовать практические навыки учащихся, наблюдать и делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, работать в парах.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, добросовестность.
2. Воспитывать бережное отношение к школьному учебному оборудованию.
3 .Формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Средства обучения: оборудование и реактивы для опытов, дидактический материал, мультимедийная презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивационный этап.
Ребята, предположите, о каком веществе пойдёт речь сегодня на уроке.
Вопросы:
1.Это вещество было известно алхимикам ещё в 10 веке.
2.Это тяжёлая маслянистая жидкость.
3.Это сложное вещество, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.
4. Центральный атом формулы этого вещества химический элемент с числом протонов в ядре 16.
5.Это сильный электролит.
6.Лакмус в растворе этого вещества становится красным.
Учащиеся: Это серная кислота. Вместе с учителем формулируют цели и задачи урока.
3.Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним, ребята, что нам уже известно о серной кислоте.
— химическая формула серной кислоты
-химическая связь в молекуле
-валентность кислотного остатка
-степень окисления серы
-какой силы электролит
— классификация
-название солей
4.Этап изучения новых знаний.
Обратимся к плану изучения веществ:
1.Общая характеристика.
2.Физические свойства.
3.Химические свойства.
4.Получение.
5.Применение.
6.Нахождение в природе.
Далее учащиеся работают по плану: особое внимание обращаем на состав и строение серной кислоты, физические свойства изучаем по учебнику, беседуем о соблюдении строгой техники безопасности при работе с серной кислотой.
Химические свойства разбавленной серной кислоты изучаем по группам, учащиеся выполняют лабораторные опыты, записывают уравнения реакций в ионной и ионно-сокращённой форме. Обсуждают результаты работы, записывают уравнения реакций на доске, исправляют ошибки.
Беседу о практическом значении серной кислоты в народном хозяйстве и жизни человека начинаем со слов Д. И. Менделеева: «Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Там, где техническая деятельность развита, там потребляется и много серной кислоты». Обучающиеся читают данный раздел в учебнике, выбирают главные направления применения кислоты, записывают в тетрадь.
О нахождении серной кислоты в природе, истории её открытия рассказывают заранее подготовленные учащиеся (презентация).
Первичную проверку знаний проводим в виде небольшого теста (взаимопроверка).
Тест.
1. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты добавлением к ней воды?:
А) может возникнуть пожар;
Б) может произойти разложение воды;
В) может выделиться ядовитое вещество;
Г) может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты.
2.Сера в серной кислоте имеет степень окисления:
А) 0; В) 6;
Б) 2; Г) 4.
3.Лакмус в растворе серной кислоте изменяет цвет на:
А) красный; В) зелёный;
Б) синий; Г) жёлтый.
4.Раствор серной кислоты реагирует с:
А) медью; В) золотом;
Б) ртутью; Г) барием.
5. Водный раствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:
А) цинком и оксидом натрия;
Б) железом и оксидом углерода (IV);
В) алюминием и сульфатом алюминия;
Г) медью и гидроксидом натрия.
Общие выводы к уроку.
Рефлексия.
Приложение
Инструкционная карта для группы №1
Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»
Ход опыта:
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора серной кислоты.
Опустите в одну пробирку с серной кислотой кусочек цинка, в другую медь. Если необходимо, немного нагрейте.
Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соблюдайте технику безопасности.
Инструкционная карта для группы №2
Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»
Ход опыта:
В пробирку насыпьте немного оксида меди(II).
Прилейте 2-3 мл раствора серной кислоты, слегка нагрейте.
Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соблюдайте технику безопасности.
Инструкционная карта для группы №3
Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»
Ход опыта:
В пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к нему фенолфталеин.
К раствору малинового цвета добавьте серной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соблюдайте технику безопасности.
Инструкционная карта для группы №4
Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»
Ход опыта:
Налейте в одну пробирку 2 мл раствора серной кислоты.
Добавьте в пробирку по каплям раствор карбоната калия.
Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Соблюдайте технику безопасности.
Инструкционная карта для всех групп
Лабораторный опыт «Качественная реакция на серную кислоту и её соли»
Ход опыта:
Налейте в одну пробирку 2 мл раствора серной кислоты, в другую 2 мл – раствора сульфата натрия.
Добавьте в обе пробирки по каплям раствор хлорида бария.
Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакций в ионной и ионно-сокращённой форме.
Соблюдайте технику безопасности.
Литература:
Н.Е.Кузнецова и другие. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана — Граф», 2003.
Л.Ю.Аликберова, Рукк Н.С. Полезная Химия: задачи и истории. М.: «Дрофа», 2008.
А.С.Егоров. Репетитор по химии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
И.Н. Городничева. Контрольные и проверочные работы по химии, 8-11 класс. М.: «Аквариум», 1997.