Разработка урока по химии в 9 классе по теме «Серная кислота»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11











Разработка урока по химии в 9 классе по теме «Серная кислота»










Щеголева Татьяна Александровна,

учитель химии высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 11»

г. Усть-Илимск Иркутской области



























2014

СЕРНАЯ КИСЛОТА


Цель урока: обобщение и развитие знаний учащихся о строении, свойствах, значении и областях применения серной кислоты.


Задачи:

Обучающие:

1. Систематизировать и углубить теоретические знания обучающихся о химических свойствах кислот на примере серной кислоты в свете ТЭД.

2. Познакомить учащихся со свойствами серной кислоты общими с другими кислотами.


Развивающие:

1. Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций, записывать их в ионной и ионно-сокращённой форме.

2. Развивать умения сравнивать и анализировать свойства кислот при изучении свойств серной кислоты.

3. Совершенствовать практические навыки учащихся, наблюдать и делать выводы, выделять главное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, работать в парах.


Воспитательные:

1.Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, добросовестность.

2. Воспитывать бережное отношение к школьному учебному оборудованию.

3 .Формировать ответственное отношение к выполнению домашнего задания.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, самостоятельная работа.


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Средства обучения: оборудование и реактивы для опытов, дидактический материал, мультимедийная презентация.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивационный этап.

Ребята, предположите, о каком веществе пойдёт речь сегодня на уроке.

Вопросы:

1.Это вещество было известно алхимикам ещё в 10 веке.

2.Это тяжёлая маслянистая жидкость.

3.Это сложное вещество, при диссоциации которого образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

4. Центральный атом формулы этого вещества химический элемент с числом протонов в ядре 16.

5.Это сильный электролит.

6.Лакмус в растворе этого вещества становится красным.

Учащиеся: Это серная кислота. Вместе с учителем формулируют цели и задачи урока.

3.Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, ребята, что нам уже известно о серной кислоте.

— химическая формула серной кислоты

-химическая связь в молекуле

-валентность кислотного остатка

-степень окисления серы

-какой силы электролит

— классификация

-название солей

4.Этап изучения новых знаний.

Обратимся к плану изучения веществ:

1.Общая характеристика.

2.Физические свойства.

3.Химические свойства.

4.Получение.

5.Применение.

6.Нахождение в природе.

Далее учащиеся работают по плану: особое внимание обращаем на состав и строение серной кислоты, физические свойства изучаем по учебнику, беседуем о соблюдении строгой техники безопасности при работе с серной кислотой.

Свежие документы:  Информационные технологии в профильном обучении по информатике

Химические свойства разбавленной серной кислоты изучаем по группам, учащиеся выполняют лабораторные опыты, записывают уравнения реакций в ионной и ионно-сокращённой форме. Обсуждают результаты работы, записывают уравнения реакций на доске, исправляют ошибки.

Беседу о практическом значении серной кислоты в народном хозяйстве и жизни человека начинаем со слов Д. И. Менделеева: «Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота. Там, где техническая деятельность развита, там потребляется и много серной кислоты». Обучающиеся читают данный раздел в учебнике, выбирают главные направления применения кислоты, записывают в тетрадь.

О нахождении серной кислоты в природе, истории её открытия рассказывают заранее подготовленные учащиеся (презентация).

Первичную проверку знаний проводим в виде небольшого теста (взаимопроверка).

Тест.

1. При разбавлении серной кислоты всегда приливают кислоту к воде. Чем опасно разбавление концентрированной серной кислоты добавлением к ней воды?:

А) может возникнуть пожар;

Б) может произойти разложение воды;

В) может выделиться ядовитое вещество;

Г) может произойти разбрызгивание раствора вследствие выделения теплоты.

2.Сера в серной кислоте имеет степень окисления:

А) 0; В) 6;

Б) 2; Г) 4.

3.Лакмус в растворе серной кислоте изменяет цвет на:

А) красный; В) зелёный;

Б) синий; Г) жёлтый.

4.Раствор серной кислоты реагирует с:

А) медью; В) золотом;

Б) ртутью; Г) барием.

5. Водный раствор серной кислоты реагирует с каждым из двух веществ:

А) цинком и оксидом натрия;

Б) железом и оксидом углерода (IV);

В) алюминием и сульфатом алюминия;

Г) медью и гидроксидом натрия.


Общие выводы к уроку.

Рефлексия.



Приложение


Инструкционная карта для группы №1

Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»

Ход опыта:

Налейте в пробирку 2-3 мл раствора серной кислоты.

Опустите в одну пробирку с серной кислотой кусочек цинка, в другую медь. Если необходимо, немного нагрейте.

Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Соблюдайте технику безопасности.


Инструкционная карта для группы №2

Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»

Ход опыта:

В пробирку насыпьте немного оксида меди(II).

Прилейте 2-3 мл раствора серной кислоты, слегка нагрейте.

Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Соблюдайте технику безопасности.


Инструкционная карта для группы №3

Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»

Ход опыта:

В пробирку налейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия, добавьте к нему фенолфталеин.

К раствору малинового цвета добавьте серной кислоты. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Свежие документы:  Сценарий урока на тему «Химический калейдоскоп»

Соблюдайте технику безопасности.


Инструкционная карта для группы №4

Лабораторный опыт «Изучение свойств серной кислоты»

Ход опыта:

Налейте в одну пробирку 2 мл раствора серной кислоты.

Добавьте в пробирку по каплям раствор карбоната калия.

Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Соблюдайте технику безопасности.


Инструкционная карта для всех групп

Лабораторный опыт «Качественная реакция на серную кислоту и её соли»

Ход опыта:

Налейте в одну пробирку 2 мл раствора серной кислоты, в другую 2 мл – раствора сульфата натрия.

Добавьте в обе пробирки по каплям раствор хлорида бария.

Что вы наблюдаете? Запишите уравнения реакций в ионной и ионно-сокращённой форме.

Соблюдайте технику безопасности.

















































Литература:

  1. Н.Е.Кузнецова и другие. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Вентана — Граф», 2003.

  2. Л.Ю.Аликберова, Рукк Н.С. Полезная Химия: задачи и истории. М.: «Дрофа», 2008.

  3. А.С.Егоров. Репетитор по химии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

  4. И.Н. Городничева. Контрольные и проверочные работы по химии, 8-11 класс. М.: «Аквариум», 1997.






























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: