Сценарий урока «Виват, Химия»



МОУ «СОШ села Рыбушка

Саратовского района Саратовской области»




Сценарий урока



«Виват, Химия»





















Работа учителя химии и биологии

МОУ «СОШ села Рыбушка

Саратовского района Саратовской области»

Кабардина Ольга Викторовна.















Цели и задачи мероприятия:

  • повышение мотивации и интереса учащихся к химии;

  • развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности, при использовании нестандартных игровых форм учебной деятельности; развитие навыков логического и абстрактного мышления, коммуникативных способностей учащихся.

  • развитие навыков применения химических знаний, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

  • воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.



Ход мероприятия.

Ведущий:

О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.

М. Алигер

Выходят несколько химиков: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – химию.

Звучит гимн химиков:

1. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Ацетилен в сметану превратить,

Весь водород в конфеты переделать,

Из кислорода масло получить.

П/в: Всё выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!

2. Нам не чета филологи-пижоны.

Историков за пояс мы заткнём,

А если будут чем-то не довольны,

Устроим «бум» и дружно пропоём.

П/в.

3. Мы рождены, чтобы пролить что льётся,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Мы собрались, чтоб химию прославить,

А химию должны все-все любить!


Ведущий: Ну, ребята вы не правы, разве можно прожить без литературы или истории? Ну, а химию вовсе и знать не обязательно?

Химики (по очереди): Ах так! А мы сейчас посмотрим? Ну-ка, отгадайте наши загадки!

1. Не фокус это – все мы знаем,

Что цепи длинные глотаем. (Полимеры: белки, углеводы)

2. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар)

3. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит.

Знает, знает весь народ – коль ушиб, то нужен… (йод)

4. Если жар у человека, поищи его в аптеке.

И от гриппа, от ангин вам поможет… (аспирин)

5. Это что за наказание – выключается сознание.

Заплетаются слова, закружилась голова.

Я на солнышке лежал, вдруг сознанье потерял.

Как откачали – не помню я, знаю лишь, что мне помог

Гидроксид … (аммония)


6. Его придумал Макентош, когда ходил он в том под дождь

Надевал он всем в пример натуральный полимер. (Каучук)

7. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад (Известняк)

8. Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.

Стоит только сделать вдох, чтобы я явиться смог,

Но если дверь, окно закрыты и приглашаешь ты друзей,

Смотри – потом не пожалей! (Углекислый газ)

Химик: А вот ещё одна загадка. Да, не торопитесь, подумайте!

а) Порознь каждый ядовит. Вместе – будет аппетит.

б) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти.

в) Оно служило мерилом богатств. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах: начиная день — проглоти кристалл…

г) Оно в воде рождается и в воде умирает. «Из воды родится, а воды боится»

д) На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили «не солоно хлебавши».

(Поваренная соль)

Ведущий: Вы, пожалуй, правы. Ни одной отрасли промышленности не обойтись без знаний по химии. И всё же уморили вы нас своими загадками. Пора и отдохнуть.

Химик: Ну это запросто! Ребята вы фокусы любите?

(выходит «фокусник»)

Опыт « Несгораемый платок»

1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.

2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.

Опыт « Вулкан»

На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.

Опыт « Дым без огня».

Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.


Ведущий: Что-то пить хочется!

Химик: Ну, это можно. Чего бы ты хотел выпить?

Ведущий: Ну не знаю. Может молока (выносят стакан с «молоком» опыт № 1,2 и ещё несколько «пустых» стаканов)

Химик: Запросто!

Ведущий: Нет лучше водички (опыт № 2)…нет или компотику (опыт № 3)… нет или лучше газировки (опыт № 4)

Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку»

1. Раствор хлорида кальция и соляной кислоты («молоко»).

2. Добавить несколько капель соляной кислоты, Жидкость вскипает и становится бесцветной (вода).

3. Перелить полученный раствор в другой стакан, стенки которого смочены раствором лакмуса. Изменение окраски раствора лакмуса в кислой среде (красный – «компот»).

4. Перелить в стакан, на дне которого тонким слоем (незаметно) насыпан порошок мела или известняка (выделение углекислого газа – «газировка»).


Ведущий: Здорово! А как это у вас получается?

Химик: Будешь дружить с химией – узнаешь!

Ведущий: Что-то мне пить расхотелось! А у меня тоже для вас есть задание. Переводил я пословицы с иностранного языка, и какая-то ерунда получилась. Может поможете?


Перевёртыши

  1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)

  2. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит.)

  3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)

  4. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)

Ведущий: Вот здорово, а я бы вовек не догадался. Спасибо вам за интересный рассказ о химии. Теперь и я буду дружить с такой замечательной наукой!


Все по очереди.

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Мы должны от А до Я.

Что мы носим, что едим,

Чем здоровью мы вредим?

Как кислоты выливать,

Чтобы что-то не взорвать?

На все вопросы эти

Нам химия ответит!

Моя родная химия,

Пусть нет тебя опасней,

Но нет необходимее

И нет тебя прекрасней!


Уходят под «Гимн химиков».











Информационные источники:

  1. https://www.alhimik.ru/fun/fun.htm

  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

  3. Дорофеев А.И. и др. Практикум по неорганической химии. Учебное пособие. – Л.: Химия, 1990.

  4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1993.

  5. Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас – М.: Высшая школа, 1992.

  6. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

  7. Подборка журналов «Химия в школе» разных лет.

  8. Энциклопедия для детей. Химия. – М.: Аванта +, 2005







При подготовке сценария использовались журналы «Химия в школе» разных лет.



Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь классов неорганических соединений" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: