Технологическая карта по Химии «Углеводороды»


Технологическая карта урока.


Тема раздела: Углеводороды


СМК раздела

Основные классы УВ: алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклоалканы, арены, их строение, свойства, генетическая связь между классами.


Тема урока: Обобщающий урок по теме «Углеводороды»

Тип урока: урок обобщения, закрепления и систематизации знаний.

Технологии: ПДУ, проблемного обучения, деятельностного подхода.


Цели урока по линиям развития личности

Закрепление знаний о строении, свойствах, основных классах УВ, их взаимосвязи, применении, умении решать расчетные задачи на вывод формул.



Конкретные задачи по содержательно-методическим компонентам (СМК):




Информационные единицы

мини

Классы УВ, их свойства, изомерия, номенклатура

база

Генетическая связь между классами, химические свойства.

макси

Отличия между классами, умение решать расчетные задачи, применять знания в быту, составлять генетические цепочки


Учащиеся должны знать:

особенности строения классов УВ;номенклатуру, изомерию,гомологию.

— получение этих веществ;

химические свойства;

— генетическую связь.


Учащиеся должны уметь:

различать органические вещества разных классов УВ;

анализировать, сравнивать, обобщать;

применять знания в различны ситуациях;

работать с тестами, карточками, книгой.




План урока


Этапы урока

Организация этапа

доска и оборудование

Основное содержание этапа

учитель

ученики

Формальное целеполагание темы раздела.







Актуализация знаний







Химическая разминка







Сообщение темы раздела «Углеводороды»


Ребята, главной целью нашего урока является обобщение, систематизация, закрепление знаний по те

ме для успешного выполнения контрольной работы и дальнейшего применения знаний в учебе.


Какие классы УВ мы изучили. Составляется модель урока – кластер





Ученики пишут 12 формул всех 6 классов.


В центре модели УВ, а в 6 лепестках названия основных классов УВ:

1. алканы

2. алкены

3. алкины

4. алкадиены

5. циклоалканы

6. арены

С каждого ряда выходят одновременно 3 ученика и пишут формулы УВ, называют их.


Ученики называют формулы, рисуют модель и активно участвуют в химической разминке, задания которой заключаются быстрому написанию формулы УВ по числу углерода, который вытягивает ученик с карточкой на столе учителя.

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы выдвижение версий








Промежуточный контроль выполнения заданий

Ответы фиксируется на доске .



Изомеры гексена

Формулы пропана, пропена, пропина.


На доске записывают решения заданий


Почему так много органических веществ получили ученые?

Учитель дает задание ученику написать формулы изомеров гексена, а другой ученик получает задание собрать шаростержневые модели для пропана,пропена и пентина.




Ребята выдвигают различные версии:

  1. Углерод образует цепи

  2. цепи бывают разветвленные замкнутые, линейные

  3. существуют одинарные, двойные, тройные связи между углеродами

  4. существует явление изомерии



Актуализация. Систематизация знаний







Самостоятельная работа с учебным материалом, поиск информации на заданный учителем вопрос


Исторические факты.




Учитель задает вопросы исторического содержания.

— Что изобрел Гудьир?

— Кто и когда получил наш отечественный каучук?

— Кем и когда был открыт бензол?

— Назовите ученых органиков и их открытия?




.

Ученики отвечают



резина


Лебедев С.В., 1928


Фарадей, 1825


Называют фамилии Бутлерова, Зелинского, Коновалова, Семенова, Вюрца, Кучерова, Фарадея, Зайцева, Морковникова








Этапы закрепления, систематизации и обощения.

Презентация

Три ученика работают у доски с карточками


Карточка 1








Карточка 2






Карточка 3






Проверка выполнения заданий на доске

1. генетическая цепочка

2. получение полимеров

3. решение задачи

Учитель вызывает учеников и дает индивидуальные задания- каточки для выполнения на доске.

  1. Составить генетическую цепочку для метана и показать получение важнейших соединений из него

  2. Дается формула поливинилхлорида и ставится задача ученику как его получить из УВ

  3. Расчетная задача на вывод формулы УВ по известной массе и продуктам его сжигания

Презентация позволяет проверить уровень знаний у учеников по всем основным вопросам, а также закрепить их. Класс участвует в проверке заданий на доске.

Остальные учащиеся просматривая презентацию отвечают на сопутствующие вопросы-задания, которые проверяют знания по всем пройденным темам:

знание формул, названий, химических свойств, умение систематизировать и решать генетические цепочки, отличают типы химических реакций УВ: замещение, галогенирование, нитрование, расщепление, гидрирование, гидратация дегитратация, дегидрирование, гидрогалогенирование, окисление





Промежуточный контроль

Самооценка и взаимооценивание

Ситуация затруднения.

Игра «Правда-неправда»

На доске шаблон.

Ответ -да полукруг

Ответ-нет прочерк

Учитель задает вопросы:

1. что в алкинах две двойные связи;

2. что бензол не обесцвечивает бромную воду;

3. что органические в-ва имеют молекулярное строение;

4. что угол связи С-С – 120 градусов.

5. что алкены вступают в реакцию замещения;

6. что бутен и циклобутан – изомеры;

7. что пропин и гексин – гомологи.



Ученики пишут 7 цифр в строчку и по шаблону отвечают да или нет. Затем они обмениваются тетрадями и производят взаимоконтроль.

1 2 3 4 5 6 7

Подсчитывают баллы.

Оценивают друг-друга

Этап закрепления и самопроверки

Тестовые задания

Учитель раздает тестовые задания, включающие 5 вопросов подобные ЕГЭ

Ученики пишут ответы прямо на листиках и сзади составляют синквейн, выражая отношение к данной теме.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Углеводороды»


§10-16







Вывод по уроку

Углеводороды-это вещества из которых создается множество

других органических соединений.

Это важнейшие источники топлива, энергии. Без них

невозможна современная жизнь человека.



5


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: