Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме: «Основные классы неорганических соединений»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области имени Героя Советского Союза А.Е.Черникова »








Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме:

« Основные классы неорганических соединений»






Автор: Крекшина Нина Александровна

Учитель химии и биологии






2013 год





Технологическая карта урока « Основные классы неорганических соединений»


8 класс


Дидактическая цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Основные классы неорганических соединений», создать условия для самостоятельной работы школьников по указанной теме


Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности


Задачи урока:

1. Создать условия для конкретизации понятий «оксиды, кислоты, основания, соли », создать условия для закрепления таких понятий как классификация веществ, названия, свойства и их применение. (предметный результат).

2. Способствовать развитию интеллектуальных умений учащихся (сравнение, синтез, анализ, вывод), максимально включая их в процесс самореализации, формирование адекватной самооценки; искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации (метапредметный результат).

3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование культуры монологической речи (химического языка) и представление результатов исследовательской работы по выявлению среды раствора с помощью индикатора…… (личностный результат).



Методы обучения: проблемный, эвристический, практический


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения: презентация, учебник, рабочие тетради, видеосюжет «демонстрация опыта», задания на карточках, лабораторное оборудование: (пробирки, штатив, реактивы), карточки рефлексии, ЭОР (сайты https://www.fcior.edu.ru, https://school-collection.edu.ru)



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ЭОР

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят: «Я рад Вас сегодня видеть! Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.

Поднимите руки вверх и почувствуйте свою уникальность, необычность, талантливость».

«Посмотрите внимательно на доску, представьте, что это дверь в будущее, сегодня мы ее приоткроем».

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)


Этап 2. Проверка Д/з

Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо заполнить карточку с предложенным тестом.


Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы).

Учащиеся по вариантам работают с тестом .

Тест 1. Тест 2.

Учащиеся обмениваются тетрадями и ставят оценки. Код на слайде.


Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Коммуникативные (определение способов взаимодействия)


Приложение №1.



Интерактивная доска

Этап 3. Актуализация субъектного опыта

Учитель предлагает работу в паре: «Найдите ошибку в высказываниях ленивца Сита:

а) «чтобы не было так скользко, зимой дороги посыпают солью хлоридом натрия, формула которой HCl»;

б) «оксид кремния – SiO2 – хорошо растворим в воде”;

в) «гидроксид кальция – Сu(OH)2 – используют для приготовления раствора для побелки подвалов»

г) «в состав пищеварительного сока выделяющегося в желудке входит соляная кислота – H2SO4»


Напишите шпаргалку для Сита. О каких веществах идет речь в тексте и к каким классам они относятся?»




Мы сегодня за урок систематизируем и обобщим материал.


Ребята исправляет ошибки, оценивают свою деятельность в листах «самоконтроля» и пишут шпаргалку для Сита









Ребята формулируют тему занятия ««Основные классы неорганических соединений веществ»



Личностные

(смыслообразование)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)



Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)


Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)






















Этап 4. Обобщение и систематизация

2.Составление «древа темы»

Составьте классификацию неорганических веществ.




3.«Найди родственников»

Распредели вещества по классам

( Класс разделён на четыре группы по названиям классов неорганических веществ: Оксиды, Кислоты, Основания и Соли).

Из предложенного списка неорганических соединений выпишите вещества, относящиеся к классу, совпадающему с названием вашей группы.


4.«Третий лишний». Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ.




5.Учитель предлагает исследовательскую работу «Экспертиза. «Помогите, юному химику» решить экспериментальную задачу на определение соли, кислоты, основания. Техника безопасности.


В этом химическом «щедерве», необходимо подобрать нужные слова.

Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в её присутствии всегда….., а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, доводила его до …. Несчастный Фенолфталеин питал тайные, нежные чувства к Щелочи. Но зная её едкий характер, при малейшем к ней прикосновении становился…..


6.«Установите соответствие». Запишите формулы соответствующих гидроксидов.


Отгадайте, что это за вещества?


Вещества имеющие кислый вкус
используются при изготовлении лимонадов, печенья, и при окрашивании тканей;
для отчистки металлов от ржавчины и накипи; для выведения пятен от чернил и ржавчины на белье; как добавки предо
храняющие продукты
от порчи.


7. В маршрутном листе у каждого учащегося есть экспресс-тест по кислотам.

Учитель выборочно проверяет тетради (2-3 работы).



Отгадайте, какое вещество находиться под этой шляпой? Учитель зачитывает текст.

Просмотр презентаций разработанных учащимися дома о применении солей.

8.«Химические страсти»

.Учитель предлагает повторить химические свойства кислот и кислотных оксидов в форме «Ромашка». Предлагает выбрать задания по своему уровню и решить их. На столе у каждого ученика три кружка: синий, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и поднимает.

. Ребята работают по предложенным схемам разного уровня. Проверяют по слайду презентации. Ставят себе оценку в лист «самоконтроля»






Ребята работают по группам, заполняя таблицу



Ребята работают по вариантам.

На слайде презентации ответы и шкала оценивания.


Практическая часть: Ребята (работа в группе) анализируют опыты и предлагают выводы.




Ученики выполняют задание устно, продолжая фразу учителя.











«Мозговой штурм» (работа в группе)







Ученики работают индивидуально, выбирая себе задания по уровню



Презентации озвучивают ученики

Ученики выполняют задания в парах.

Ученики самостоятельно пишут уравнения возможных химических реакций, индивидуально выбирая себе задание по своему уровню.



Личностные

(смыслообразование)






Познавательные (общеучебные универсальные действии, логические универсальные действия)



Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция, коррекция))

https://www.text2mindmap.com/

Построение «дерева темы»

слайд презентации

Приложение №2.



Приложение №3.



Приложение №4.





Приложение №5.


Слайд презентации


Видиосюжет












Приложение №6.















Приложение №7.





Презентация «Соли».


«Ромашка»

Приложение 8.



Слайд презентации



Этап 5. Информация о домашнем задании

Габриелян О.С. Учебник Химия 8 класс §38-42
Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из предложенных вариантов.

Мини-сказка «Об оксидах, кислотах…», создать презентации о применении оксидов, оснований.

Ученики выбирают задания и пишут себе рекомендации «как мне успешно выполнить Д/з).

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Этап 6. Подведение итогов учебного занятия

Учитель дает оценку работе класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.


Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

Заполнение «Оценочного листа»


По цепочке ученик продолжают материал «серия выводов на уроке».

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)



Этап 7. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Учитель благодарит школьников за урок.

Ученик выбирает две пословицы, которые соответсвовали ему на уроке.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Источники сети Интернет по теме «Классы неорганических соединений»

Свежие документы:  Сценарий праздника на тему "Цветик - семицветик для любимых мам"


Литература.

1. Габриелян О.С. Химия. Учебник для 8-го класса. — М.: Дрофа, 2005.

2)Тимакова Л.Г. Тетрадь с печатной основой по неорганической химии.8-й класс. — Харьков учебно-методический центр «Школьник»,1998.

3.)Кнунянц И.Л. Большой энциклопедический словарь. Химия. М.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».1998.

4.)Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В.Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. — Из. «Дрофа».1995.


Используются материалы интернета и учителей курсов


сайты https://www.fcior.edu.ru, https://school-collection.edu.ru


Маршрутный лист


Раздаточные материалы для урока

Приложение №1


Тест 1. Вопросы для 1 варианта

  1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?

а) МnО; б) МnO2; в) МnО4;

2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?

а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.

3. Выберите формулу сероводородной кислоты.

а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3

4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?

а) Са(ОН)2; б) Аl(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН.

5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?

а) Fе(NO3)2; б) РЬСl2; в) ВаSО4; г) NаСl.


Тест 2. . Вопросы для 2 варианта

1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НСlО4?

а)+2; б)-1; в)+3; г)+7.

2. Данный оксид составляет 80% массы клет­ки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.

а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г)Nа2О

3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?

а) НСl; б) НF; в) НВг; г) HI.

4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди(I), — это:

а) Сr(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.

5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?

а) Мел; б) мрамор; в) галенит;

г) известняк.


Приложение №2

  1. Найдите ошибку (работа в паре)

Найдите ошибку в высказываниях ленивца Сита:

а) «чтобы не было так скользко, зимой дороги посыпают солью хлоридом натрия, формула которой HCl»;

б) «оксид кремния – SiO2 – хорошо растворим в воде”;

в) «гидроксид кальция – Сu(OH)2 – используют для приготовления раствора для побелки подвалов»

г) «в состав пищеварительного сока выделяющегося в желудке входит соляная кислота – H2SO4»


Напишите шпаргалку для Сита



  1. Классификация. Заполните схему (составление древа). Приём реставрация.

Приложение 3

1.

Сложные вещества

______________ __________________ ________________ ______________

_________ __________ __________________ ________________

амфотерные _______________ _____________ ________________

______ ________ _________

кислые основные

____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

2. Сложные вещества _______________

______________ __________________ ________________ ______________

_________ __________ __________________ ________________

______________ _______________ _____________ ________________

______ ________ _________




  1. «Найди родственников»

  • Вариант 1. Выписать в таблицу

все оксиды и кислоты и дать им названия :

Nа2SО3, Н2SО4, СrО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН



Оксиды

Кислоты

Основания

Соли



















Вариант 2. — Выписать в таблицу


все основания и соли и дать им названия

Мg(ОН)2, Н2SО4, ZnСl2, НNO3, МgО, NаNO3, КОН



Оксиды

Кислоты

Основания

Соли


















  1. «Третий лишний»


Вариант 1. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ:

1) Н20, К2SO4, SO2 — . . .;

2) ВаSО4, НСl, СuСl2 — . . . ;

3)NaОН, СuО, Сu(ОН)2 — . . . ;
4) Н2SО3, НСl, КNO3 — . . ..


4. «Третий лишний»

Вариант 2. Найти лишнюю формулу, вычеркнуть её и назвать класс веществ:

1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 — . . .;

2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S — . . . ;

3) Nа2СO3, Р2O5, МgO — . . .;

4)АlРО4, СuSО4, Zn(ОН)2 — . . ..

  1. Экспертиза. «Помоги Юному химику»


Цель: Распознать экспериментальным путем, в какой пробирке находится соль, кислота, щелочь

1) Продумайте результаты проведенных расследований.

2) Учащиеся делают анализ и формулирует обоснованный вывод.

6. «Установите соответствие»

Вариант 1.

Nа2SO4 — ……………

К2SiO3 -……………….

Ca3(PO4)2 -…………….

Ва(NO3)2 — ……………..

«Установите соответствие»

Вариант 2.

FеС13 — ……………..

ZnSO4 — ………………

АgNО3 — …………….

Fe2(SO4)3 -…………..


  1. Экспресс-тест

1 вариант


1. Формулы бескислородных кислот среди перечисленных: соляная кислота, сероводородная кислота, азотная кислота, бромоводородная — …..

4. Пара кислот, содержащих сложные ионы:

1. азотная и соляная

2. соляная и сероводородная

3. сероводородная и фосфорная

4. фосфорная и азотная

2. Установите соответствие

Формула кислоты

1) H2CO3

2) HNO2

3) H2SO4


Формула оксида

а) CO

б) N2O3

в) SO2

г) CO2

д) N2O5

е) SO3


5. Установите соответствие:

Степень окисления неметалла

1) +3

2) -1

3) +6


Формулы кислот

а) HCl

б) НNO2

в) Н2S

г) Н2CO3

д) НNO3

е) Н2SO4


3. При разбавлении концентрированной серной кислоты необходимо небольшими порциями приливать:

1) кислоту в воду

2) воду в кислоту

6. Запишите определение : Кислоты

— из атомов,…и кислотных, …состоящие, …сложные вещества, …водорода, …остатков


Экспресс-тест

2 вариант

1. Формулы кислородсодержащих кислот среди перечисленных: азотистая кислота, сернистая кислота, ортофосфорная кислота, йодоводородная — …..

4. Пара кислот, содержащих сложные ионы:

1. азотная и фосфорная

2. соляная и йодоводородная

3. сероводородная и кремниевая

4. сернистая и азотная

2. Установите соответствие

Название кислоты

1) кремниевая

2) азотная

3) сернистая


Формула оксида

а) SO2-3

б) NO3

в) SiO2-3

г) PO3-4

д) NO2

е) SO2-4


5. Установите соответствие:

Формулы кислоты

1) Н3РO4

2) НNO3

3) Н2S


Заряд кислотного остатка

а) 6-

б) 5-

в) 4-

г) 3-

д) 2-

е) 1-


3. Выпишите номер правильного ответа. Формула непрочной кислоты:

1) НNO3

2) Н2SO4

3) Н2CO3

4) Н3РO4

6. Какой цвет приобретает лакмус в кислоте:

1) синий

2) фиолетовый

3) красный

4) бесцветный




«Химические страсти»



  1. Группа 1 «Химические свойства Оксидов»

Выберите одно из заданий и выполните его

Группа 1 Закончите уравнения реакций

K2O + H2O

Na2O + SiO2

CuO + HCl

SO3 + KOH

Группа 1

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с оксидом меди(2) : H2O, NaOН, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО

Группа 1

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с оксидом серы(6) : H2O, NaOН, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО


Группа 1

Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства оксида железа(3)


Группа 1

Cu ↔ CuO →СиС12 → Си(NО3)2


Группа 2 «Химические свойства Оснований »

Выберите одно из заданий и выполните его


Группа 2 Закончите уравнения реакций

KOН + СuCl2

NaOН + SiO2

Cu(OH)2

SO3 + KOH


Группа 2

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с гидроксидом кальция : H2O, Na3РО4, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО


Группа 2

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с гидроксидом железа(3) : H2O, NaOН, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО


Группа 2

Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства гидроксида железа(3)


Группа 2

Р → Р2О5 → Н3РО4 → К3РО4


Группа 3 «Химические свойства Кислот »

Выберите одно из заданий и выполните его


Группа 3 Закончите уравнения реакций

Zn + HCl

H2SO4 + KOH

HCl + FeO

HNO3 + Na2SiO3

Cu + HCl

Группа 3

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с соляной кислотой : H2O, Na3РО4, Cu(OH)2 , Р2О5 , HNO3 , СаО, Zn.

Группа 3

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с серной кислотой : H2O, Вa(OН)2, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО, Fe.


Группа 3

Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства серной кислоты

Группа 3
Са → СаО → Са(ОН)2 → СаSО4


Группа 4 «Химические свойства Солей »

Выберите одно из заданий и выполните его



Группа 4 Закончите уравнения реакций

Zn + СuCl2

H2SO4 + K2SiO3

KOH + Fe2(SO4)3

CaCl2 + K2SO4


Группа 4

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с хлоридом меди(2) : H2O, Na3РО4, Cu(OH)2 , Р2О5 , HNO3 , СаО, Zn.


Группа 4

Из предложенного списка выберите вещества реагирующие с сульфатом железа(2) : H2O, Вa(OН)2, Cu(OH)2 , Р2О5 , HCl , СаО, Fe.


Группа 4

Напишите уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства сульфата меди


Группа 4

SSО2H2SО3 → СаSО3



«Ромашка»
























«Ромашка»

























1 – 3 -Надо еще поработать, изучи еще раз параграфы в учебнике.

4 – 5 -Очень хорошо. Но не ограничивайте себя учебником.

5– 6 — У вас отличные знания. Но научитесь использовать их в жизни!





Рефлексия
1. Сделал дело – гуляй смело.
2. Счастье тот добывает, кто уменьем
ума набирает.
3. Работа – не волк, в лес не убежит.
4. Одна голова – хорошо, а две – лучше.
5. Что посеешь, то и пожнешь.
6. Не тот хорош, кто лицом пригож,
а тот хорош, кто на дело гож.


Оценочный лист


п/п

Название заданий

Оценка ( по 5 бал. системе)

1.

Тестирование


2.

Классификация


3.

«Найди родственников»


4.

«Третий лишний»


5.

Экспертиза


6.

«Установите соответствие»


7.

Экспресс – тест по кислотам


8.

«Химические страсти»


Итог





Используются материалы интернета и учителей курсов


7


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: