Урок по теме «СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ»


Урок разработан учителем химии МОУ «Лицей № 3» г. Норильска Кузнецовой О.Н.



ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ «СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ»



Цель урока: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме «Спирты и фенолы».


Задачи урока:

— образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;

развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.


Тип урока: обобщающий.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры (12).



Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1)

(Слайд 2):

Сегодня на уроке:

  • вы повторите, что такое спирты и фенолы;

  • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

  • вы выполните упражнения на компьютере;

  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!



III. Фронтальный опрос.

1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)

Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп –ОН, соединенных с углеводородным радикалом. (слайд 4)


2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 3)

Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд 6)


3. Продолжите фразу «Фенолы – это…» (слайд 3)

Ответ: Фенолы – это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 7)


4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 3)

Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. (слайд 8)


5. Какими химическими свойствами обладают спирты? (слайд 3)

Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:

— замещения;

— дегидратации;

— этерификация;

— окисление. (слайд 9)


6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 3)

Ответ: на многоатомные спирты – взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы – взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. (слайд 10)


IV. Решение задачи.


Решают задачу: один ученик – у доски, другие – на местах.


Задача: Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии металлического натрия массой 3,45 г с избытком этанола.


Решение.

2Н5ОН + 2Na 2Н5ОNa + Н2


n(Na) = = 0,15 моль


n(Na) : n(H2) = 2 : 1


n (H2) = = = 0,075 моль

V2) = 0,075 моль . 22,4 моль/л = 1,68 л



V. Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?


Сообщение учащегося (презентация).



VI. С целью контроля знаний учащимся предлагается индивидуальная работа за компьютерами: выполнение упражнений по теме «Спирты и фенолы».

Используемое пособие: СD-диск «Производные углеводородов» из серии «Электронные уроки и тесты».

Компьютерная программа позволяет учащимся выставить себе проценты за выполнение работы. Учащимся предлагается шкала соответствия баллов отметкам по «пятибалльной системе», что дает возможность каждому ученику поставить себе отметку.


VII. Рефлексия.


Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.


Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.



VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.



Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Химические свойства металлов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: