Экологическая система: лес


Экологическая система: лес.

Урок учителя I категории

школы №182 г. Новосибирска

Тарасенко М.А.


Цели: знакомство учащихся с экологической системой — лес, с её растительным и животным миром. Развитие экологической культуры уч-ся. Формирование умения определять природную зону по основным признакам.

  1. Орг. момент

  2. Актуализация опорных знаний.
    Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с природными законами.

    • Что такое природная зональность?

    • С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

    • Где эта зона расположена?

    • Какой там климат?

    • Какая растительность в природной зоне – тундра?

    • Каков животный мир?

    • Чем занимается человек в этой природной зоне?

Зависимость живой природы от неживой можно проследить на экологической пирамиде:


Волк,

песец,

полярная сова,

северный олень, лемминг


Мох, ягель, карликовая берёза.


Вечная мерзлота



  1. Новый материал.
    Сегодня мы знакомимся с природной зоной – лес.
    Лес! Что вы представляете, услышав это слово.
    Запишите на листочке два слова, которые кажутся вам наиболее подходящими к слову лес.

  • Что у вас получилось? Каждый даёт ответ, учитель иллюстрирует ответы детей на доске.
    Получается картинка леса.
    Зона лесов очень обширна. Откройте карту и найдите эту зону.
    Лес – это сложная экологическая система, в которой определяющее значение имеют деревья. Они создают своеобразные условия для жизни других растений, а так же грибов, микроорганизмов. Здесь сохраняется повышенная влажность, относительное безветрие и слабая освещённость. Растения в лесу образуют ярусы, обычно их 5-6. Первый – это высокие деревья. Второй – более низкие деревья и кустарники. Нижние ярусы – травы, кустарники, и, наконец, мох. Ярусами расположены и подземные части растений. Они ведь стараются, как можно эффективнее использовать пространство почвы и содержащиеся в ней минеральные вещества.
    Этот сложно устроенный «дом» снизу доверху заселён животными. Каждому растительному ярусу соответствует свой набор видов животных. Одни деревья находят себе приют и пищу в кронах деревьев. Другие предпочитают для этих целей ствол и корни.
    Бродит в лесу и громадный лось и маленький муравей, протаптывают свои тропы. Летают лесные птицы, порхают бабочки, а под корой деревьев ведут жизнь многочисленные короеды.


  1. Физкультурная минутка.
    Представьте себя в лесу. Вы стелетесь по почве мхом, поднимаетесь травами, шумите ветвями деревьев. Прыгает с ветки на ветку рыжая белка, парит в воздухе ястреб, высматривая свою добычу. И всё это лес.

Дети повторяют движения за учителем.

  1. Исследовательская деятельность учащихся.
    Сегодня вы будете работать в научных группах. Каждая группа будет изучать природную зону – лес по одному из направлений.

  • Расположение.

  • Климат.

  • Растительность.

  • Животные.

  • Роль человека.

Каждая группа получает карточку, устанавливает соответствие, делает сообщение, использует учебник «Мир и человек» (с. 67-69).

В экологическом сообществе – лес всё взаимосвязано растения дают пищу животным, животные помогают растениям в сохранении вида, и перерабатывают растительные остатки, дают почве полезные вещества. И цепь эта не может прерваться. В экологии такие взаимосвязи называются цепями питания.


Перед вами изображения растений и животных леса.

Рассмотрите их и составьте цепи питания.

(Перед каждой группой по 5 картинок у каждой группы набор разный.)

Проверка.

  1. Закрепление.
    Многообразные леса, богаты растениями животными. Почему же всё меньше становится их на нашей планете? За два последних десятилетия XX века площадь лесов сократилась на 200 млн. га, вырубают 23 га леса, ежедневно под пилами гибнет 5 млн. деревьев.
    Все вы встречали знаки дорожного движения — запрещающие и предупреждающие. Если бы такие знаки можно было разместить в лесу, как бы они выглядели? Попробуйте их нарисовать.
    (Каждая группа рисует свои знаки.)

  2. Итог урока.
    Мы сегодня познакомились с природной зоной – лес. Узнали, где она расположена, какой там климат, растительность, животный мир. Какова роль человека.
    И чем бы человек ни занимался, чтобы не делал, он должен помнить природа в опасности.
    На доске размещается рядом со стихотворением знак:

    О, человек!!!

Природа – мать ни рек,
И не морей своих

От глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав,

Ни голубых озёр. Цени её доверие, Природы!

Не обмани её!

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды!


В память о сегодняшнем уроке деревья леса дарят вам свои листочки.
Но это ещё и ваше домашнее задание. У кого листочек зелёный – готовит сообщение о растениях, красный – о зверях, и оранжевый – о птицах.


Спасибо за урок! Молодцы!

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: