Конспект урока для 5 класса «Среды жизни планеты Земля»


Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Учитель: Виноградова Л.А.

Место работы: ГБОУ СОШ № 455 Санкт- Петербурга

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Раздел 3  урок № 1

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: УМК И.Н. Пономарёва; И.В.Николаев; О.А. Корнилова « Вентана — Граф» 2014г.; компьютер, проектор, раздаточный материал.

Цели урока: 1. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания. 2. Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

Задачи: Образовательные:

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); Анализировать результаты наблюдений; Фиксировать их результаты; Сравнивать различные объекты; Выявлять сходство и различия объектов; Выделять общее и частное в изучаемых объектах; Сопоставлять характеристики разных объектов; Устанавливать причинно-следственные связи между объектами, их положение в пространстве и времени;

Развивающие:

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы; Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств; Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( отвечать на вопрос, что я не знаю и не умею?)

Воспитательные:

Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; Воспитание любви к природе; Готовность учащихся к поступкам на благо природы; Умение отстаивать свою точку зрения; Умение слышать и слушать чужое мнение.

УУД  Личностные УУД:

Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Познавательные УУД: сформировать представление об отличительных особенностей разных сред обитания организмов в их приспособленности и жизни в этих средах, умение рассматривать объекты, выявлять их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты: Предметные

Знать: разные среды обитания, их отличительные особенности, представителей разных сред.

Уметь: уметь оформлять таблицу в тетради, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества.

Свежие документы:  Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии и при организации воспитательного процесса

Метапредметные: умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости.

Ход урока.

  1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Учит. – Добрый день, мои юные друзья! Я рада видеть вас! На столах у вас лежат смайлики, я попрошу вас поднять тот, который отображает ваше настроение сейчас.

— Великолепно, мы готовы к работе!

2. Актуализация знаний

Слайд №1 ( дверь закрытая на замок) Для того чтобы попасть на урок надо открыть эту дверь! ( предлагается решить тест) Приложение 1.

Проводится взаимопроверка по ответам на Слайде №2

Слайд №3 Критерии оценивания, озвучивание результатов, подведение итогов.

Слайд №4 Дверь открылась!

Слайд №5 Теремок ( картинка из сказки « Теремок»)

Учит.- Все вы помните сказку про теремок. Проговаривает слова, просит продолжить детей.

Вопрос- Скажите, а в природе могли бы эти животные жить вместе?

Учен. – отвечают, размышляют.

Учит.- А почему? Учен. – ( потому что живут в разных условиях)

Учит. – О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Предположите тему урока.

Учен. – высказывают предположения.

Слайд №6 – тема урока « Среды жизни планеты Земля»

Учен. – записывают тему в тетрадь

Учит.- Предположите, что нам необходимо изучить, с чем познакомиться по этой теме.

Учен. – формулируют цели урока.

Слайд № 7 – цели урока: 1) узнать, что такое среда обитания; 2) познакомиться с отличительными особенностями разных сред; 3) определить черты приспособленности организмов к жизни в среде обитания.

Учит. – А что такое « среда обитания» ? Учен. – высказывают мысли

Слайд № 8- определение ( записывают в тетрадь)

  1. Изучение нового материала

Учит. — На столах у вас лежат белые конверты, в них картинки с изображением живых организмов. Используя свои знания из нач. школы, распределите картинки по средам их обитания. ( работают в парах)

— Обсуждение результатов выполнения задания. Называют представителей каждой среды, задают вопросы. Дают названия средам обитания: наземно- воздушная, водная, почвенная.

Учит.- На доске схема СРЕДА ОБИТАНИЯ

Учен.- записывают схему в тетради ( одна стрелка осталась не подписана) Слайд №9

Учит. – Из картинок с которыми вы работали возьмите себе по одной, отмеченной синим, зелёным или черным цветом. Объединитесь в группы: зелёные – первый ряд, синие — третий, черные — средний. Динамическая пауза.

Учит.- Какая среда оказалась самая многочисленная? Малочисленная? А почему у нас в схеме одна стрелка не подписана?

Учен. – предполагают существование ещё одной среды.

Задание: работа с учебником стр. 77 Найти описание среды, о которой не говорили, рис. 65 – назвать представителей. Дописали схему в тетради.

Учит. — Почему у нас в стране

Пальмы не растут?

Ясно и тебе и мне

Холодно им тут.

А в походе по грибы

На лесной дорожке

Вряд ли встретятся слоны и носороги.

Учит.- Как же так? А почему? Какие условия необходимы организмам для жизни?

( Что окружает человека — воздух, а дождевого червя — почва; а рыбу — вода)

Учен.- называют ( вода, солнце, воздух, тепло) Слайд № 10

Учит.- Предлагает используя условные обозначения ( на доске) описать каждую среду.

Учен. – работают в парах, обсуждают, записывают в тетради.

Учит.- предлагает слабоуспевающим ученикам «Конверт с помощью» ( приложение 2)

Проверка работы, обсуждение результатов характеристики сред жизни.

Слайд № 11 — таблица « Характеристика сред»

Учит. – Чем являются все эти условия? Как могут они влиять на организмы?

Учен. — ( факторами среды, влияют: положительно и отрицательно)

Учит.- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Факторами среды являются компоненты неживой и живой природы, а также деятельность человека. Каждое живое существо приспособилось к своей среде.

  1. Закрепление материала.

Задание 1: В какой среде обитает это животное и как к ней приспособилось?

Слайд № 12 ГЕПАРД ( отвечают, называют)

Слайд № 13 РЫБА

Слайд № 14 КРОТ

Слайд № 15 аскарида

Задание2: « Третий лишний» ( в тетради ) слабоуспевающие. Приложение 3.

Задание3: Соотнести правые и левые части задания.

  1. Подведение итогов.

  1. Выводы по уроку ( вспомнить цели урока, проговорить что изучили) Слайд № 16

  2. Оценить работу учащихся на уроке.

Слайд № 17 Урок закончим мы на том,

Что вся Земля наш общий дом.

Что дом мы наш должны беречь.

Давай докажем ,что не зря.

На нас надеется Земля!

  1. Слайд № 18 Домашнее задание.

Параграф № 17 1) пересказ

  1. Пересказ + примеры для игры « Третий лишний»

  2. Пересказ + сформулировать правила поведения в природе.















































Приложение 1

  1. Представители какого царства на свету вырабатывают кислород?

А- растения; Б- грибы; В- бактерии; Г- животные;

  1. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

А- неподвижны; Б- состоят из химических веществ;

В- имеют клеточное строение; Г- имеют цвет;

  1. Для выпечки хлеба используются грибы:

А- трутовики; Б- маслята; В- дрожжи; Г- лисички;

  1. Клетки бактерий не имеют:

А- цитоплазмы; Б- ядра; В- нуклеиновой кислоты; Г- наружной мембраны;

  1. Пищевыми являются растения:

А- рожь и рис; Б- лён и хлопчатник; В- зверобой и тюльпан; Г- берёза и осина.



Приложение 2

Водная среда

Кислорода не хватает

Света мало

Воды достаточно

Температура изменяется

Почвенная среда Наземно – воздушная среда

Кислорода недостаточно Света достаточно

Света недостаточно Воды часто не хватает

Воды достаточно Температура значительно изменяется

Температура ровная









Приложение 3

« Третий лишний»

Задание 2

Найдите « лишнего» и объясните свой выбор.

  1. Крот — верблюд — морская черепаха;

  2. Лягушка — волк — пиявка;

  3. Крот — червь — сова — землеройка;



Задание 3

Соотнесите правые и левые части задания.

А – кит, сом, водоросль; 1) почвенная

Б – крот, червь, гриб; 2) организменная

В — растения, птица, медведь; 3) наземно-воздушная

Г — бактерия, аскарида, гриб трутовик ; 4) водная

А

Б

В

Г









Свежие документы:  Урок для 10 класса по теме: "География транспорта мира. Мировая транспортная система"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: