Конспект урока по Географии «Антарктида»


Тема урока: Антарктида

Цель урока:  1)  Сформировать знания об особенностях живой и неживой природы Антарктиды; 

2) Развивать умение работать с картой и учебником; 3) Воспитывать прилежание.

 Форма урока: групповая

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Наглядные пособия и оборудование:  1.Атласы. 2. Карта полушарий.3. Видеоматериал. 4. Фотографии и картины.

 I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 II.Проверка домашнего задания.

1. Особенности Антарктиды (площадь 12,4 млн. км², самый высокий материк – 2040 м, общий объем ледников – 24 млн. км³ — 90% пресной воды мира; в 1983 г зарегистрирована самая низкая температура -89,2° С, самая высокая точка – гора Винсон – 5140 м, самая низкая – впадина Бентли -2555 м, действующий вулкан Эребус на острове Росса)

2. Географическое положение (течение Западных ветров; условное название – Южный океан; самые толстые шельфовые ледники в морях Уэдделла и Росса)

3. История открытия (в 1772 – 1775 гг. Дж. Кук трижды пресек Южный полярный круг, но так и не прошел через льды; 28 января 1820 г Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» открыли Антарктиду)

4. Исследования Антарктиды (14 декабря 1911 г. Руаль Амундсен и 18 января 1912 г Роберт Скотт достигли Южного полюса; 57 исследовательских станций разных стран –

 III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Страна Южной Америки (Аргентина)

2. Сахара состоит из пустынь (песчаных, глинистых, соляных, каменистых)

3. Материк, в котором есть внутренние моря (Евразия)

4. Волну, заливающую бухту, японцы называют (цунами)

5. Сколько основных слоёв в строении Земли? (3)

6.Какие 3 группы процессов образуют внешнюю силу, изменяющую поверхность Земли? (энергия солнца, сила тяжести и жизнедеятельность организмов)

7.Масштаб, выраженный словами «в 1см – 1км», называется (именованным)

8. Единственное хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою на зиму (лиственница)

 IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.Проблемный вопрос: Почему Антарктида скована льдами? Почему лишь у берегов Антарктиды существует животный и растительный мир?

 V.Объяснение новой темы.

1. Рельеф Антарктиды (вместе с ледниковым покровом – Ледяная Антарктида — средняя толщина льда1720 м, максимальная – 4300 м; средняя высота материка вместе с ледниковым покровом в 3 раза превышает среднюю высоту всех материков; лед в центре материка толще, приподнятый, если весь лед растопить, уровень воды в Мировом океане поднимется на 62 м; Каменная Антарктида – материковая часть безо льда; основу составляет гондванская платформа; на западе – полуостров Антарктида относится к складчатой системе Анд; на берегу моря Росса – вулкан Эребус; низкая Западная и Высокая Восточная Антарктида; поверхность Западной – сильно рассечена, здесь самая высокая точка – массив Винсона (5140 м) и самая низкая точка – впадина Бентли (-2555м) на равнине Бэрда; на Востоке горы высотой 3000-4000 м, лишь отдельные вершины которых поднимаются над ледяным щитом)

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

2. Полезные ископаемые (полностью не исследованы; разведаны запасы каменного угля, железа, слюды, графита, золота, алмазов, урана и цветных металлов)

3. Климат (средние температуры внутренних районов зимой  -60°С — -72°С, а летом от -30°С до -50°С; на станции «Восток» зарегистрирована самая низкая температура в мире

(-89,2°С) – Полюс холода; спецодежда для полярников; ледники отражаю 90% солнечной радиации; полярный день длится 186 суток, но внутренние районы не прогреваются; высокое давление, холодные антарктические массы; у побережья другое давление и температура, поэтому на прибрежной полосе, шириной 600-800км дуют постоянные ветры – стоковые ветрызимой моря полностью покрыты льдами; Антарктический лед движется от центра к периферии, появляются айсберги, которые десятки лет плавают в океанах; возле берегов – субантарктический климат – зимой антарктические ВМ, а летом – прохладные и влажные умеренные ВМ; летняя температура поднимается до 0°С, годовое количество осадков в виде снега внутри материка 50 мм, а на прибрежных до 700 мм)

4. Растительный и животный мир (почти отсутствует, преобладают антарктические пустыни, только на прибрежных участках и островах – мхи, лишайники, мелкие водоросли – антарктические оазисы; прибрежные воды богаты планктоном – пища для китов, тюленей и рыб – 13 видов птиц, 5 видов тюленей, синие киты, касатки, кашалоты; пингвины – эндемики; 17 видов, самый многочисленный – Адели; императорские пингвины – вес до 50 кг, рост 1 м; гнездятся буревестники, морские чайки, поморы; найдены останки гондванской фауны; экологические проблемы – «озоновая дыра», загрязнение льдов)

 VI.Усвоение новой темы.

Работа с учебником и атласом .

 VII.Домашнее задание. § 60, к. к.

VIII.Итог урока.  Комментирование оценок.

Вывод: Природа Антарктиды уникальна, необходимо беречь ее! На материке нет постоянных поселений людей. Существует международное соглашение по охране природы Антарктиды.



















скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: