Тема: « Горючие полезные ископаемые»
Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
Развивать умение работать в группе.
Задачи: 1. Формировать представление учащихся в ходе исследовательской
работы со свойствами горючих ПИ и их использованием;
2. развить наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,
делать выводы;
3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу,
ответственность к окружающей среде, любовь к природе и
бережному отношению к источниками ресурсов человечества.
Оборудование: интерактивная доска, бумаги, фломастеры, карточки с заданиями ,образцы горючих полезных ископаемых, учебник, тетрадь, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Методы и приемы:
— наблюдения;
— исследовательская работа;
— эвристическая беседа;
-диалогическая речь
— работа с учебником;
— сравнительно-сопоставительный анализ.
Форма работы:
групповая,
индивидуальная,
коллективная
Ход урока:
«Геологический дневник»
условный знак | свойства | применение человеком | |
нефть |
| имеет запах— не имеет запаха; жидкость— твёрдое вещество; лёгче воды—тяжёлее воды; горит—не горит; темно-коричневая-бесцветная | -пластмасса, -лекарство, -отопление, -памятники, -косметика, -удобрение, -топливо |
торф |
| рыхлый—твёрдый; горит—не горит; лёгче воды—тяжёлее воды; впитывает влагу—не впитывает влагу; бесцветный -темно-коричневый | строительство, изготовление кирпичей, -лекарство, -отопление, -удобрение, -топливо |
уголь |
| Рыхлый-твердый Горит-не горит
Легче воды- тяжелее воды Имеет блеск- не имеет блеска | Строительство Получение красителей Удобрение Топливо Пластмасс Лекарства Памятники
|
Природный газ |
| Без запаха-имеет запах Бесцветный-имеет цвет Горит-не горит Газообразное- твердое |
Топливо Лекарства Искусственные волокна Строительство
|
Инструкция для проведения опытов «Нефть»
Рассмотреть образец нефти в колбе.
Прочитать текст на странице 33
Сделать выводы о свойствах нефти. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.
Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют нефть.
В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.
Подготовиться к выступлению:
Наша группа исследовала нефть. Мы установили, что она имеет такие свойства как……..
Условное обозначение….
Месторождение нефти….(показ на карте)
Из нефти изготавливают……
Для современных модниц отсутствие нефти стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Нефть— это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин.
В ходе нашей работы мы выяснили, что нефть добывается из недр Земли и находит применение в жизни человека.
Инструкция для проведения опытов «Торф»
Рассмотреть образец торфа.
Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек торфа. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.
Провести опыт №2. Бросьте кусочек сухого торфа в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.
Провести опыт №3. Положите кусочек сухого торфа на блюдце с водой. Понаблюдайте, что произойдёт с водой. Какой торф: впитывает влагу—не впитывает влагу. Внесите это в таблицу.
Ещё раз перечитайте текст найдите, где применяют торф. В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.
Подготовиться к выступлению:
Мы занимались исследованием торфа и установили, что он имеет такие свойства как……..
Условное обозначение….
Торф используют как…..
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Добывается на болотах. В старину болота считали святыми, так как из торфа можно было делать лекарства.
Во время нашего исследования мы установили, что торф добывается на болотах и применяется человеком в жизни.
Инструкция для проведения опытов «природный газ»
1.Рассмотреть образец природного газа в колбе.
2.Прочитать текст на странице 34
3.Сделать выводы о свойствах природного газа. В таблице выбрать и подчеркнуть нужные свойства. Работают все вместе.
4.Ещё раз перечитать текст и найти, где применяют природный газ.
5.В таблице выбрать и подчеркнуть нужное.
6.Подготовиться к выступлению:
Мы занимались исследованием природного газа и установили, что он имеет такие свойства как……..
Условное обозначение….
Месторождение природного газа….(показ на карте)
Природный газ используют как……
Во время нашего исследования мы установили, что есть месторождения нефтегазовые газовые и применяется человеком в жизни.
Инструкция для проведения опытов «каменный уголь»
1.Рассмотреть образец каменного и бурого угля.
2 Провести опыт №1. Попробуйте разломать кусочек угля. Легко ли это сделать? Почему? Какой он: рыхлый или твёрдый? Внесите это в таблицу.
3Провести опыт №2. Бросьте кусочек угля в воду. Почему он не тонет? Какой он: легче воды или тяжелее воды? Внесите это в таблицу.
4Ещё раз перечитайте текст на странице 32 и найдите, в чем отличие каменного угля от бурого угля.
Подготовиться к выступлению:
Мы занимались исследованием каменного угля и установили, что он имеет такие свойства как……..
Условное обозначение….
Месторождение каменного угля….(показ на карте)
Каменный уголь используют как……
Во время нашего исследования мы установили, что уголь добывается открытым и закрытым способом и применяется человеком в жизни.
Тест по теме «Горючие полезные ископаемые»
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи; 2) геологи; 3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото,
5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?
1) о песке 2) о торфе 3) о глине
6.Назови свойства каменного угля.
1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.
2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.
3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.
7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения
1) нефти и газа 2) каменного угля 3) полиметаллической руды
8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?
1)нефть 2) газ 3) каменный уголь
Тест по теме «Горючие полезные ископаемые»
1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи; 2) геологи; 3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина; 2) гранит, торф; 3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото,
5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чём идёт речь?
1) о песке 2) о торфе 3) о глине
6.Назови свойства каменного угля.
1.)горючая маслянистая жидкость темно-коричневого или черного цвета.
2.) твердое вещество черного цвета, горит, выделяет много тепла.
3.) твердое вещество, обладает магнитным свойством, не горит.
7.Прикаспийская низменность и полуостров Мангыстау – это месторождения
1) нефти и газа 2) каменного угля 3) полиметаллической руды
8.Какое полезное ископаемое на карте обозначается так: ?
1)нефть 2) газ 3) каменный уголь
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
.
Торф
Обозначается:
Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.