Научно-методическая статья «Создание для учащихся ситуаций выбора как элемента личностно-ориентированного урока»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия












Создание для учащихся

ситуаций выбора

как элемента личностно-ориентированного урока










подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич










Саранск

2013


Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.

Личностно-ориентированный урок — это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.

Личностно ориентированный урок — способ организации обучения, в процессе которого обеспе­чивается всемерный учет возможностей и способно­стей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно — ориентированным в подлинном смысле этого слова.

Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно — потребностные особенности каждого ученика, особенно старших классов.

На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, политолога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.


Цель такого урокасоздание условий для обес­печения собственной учебной деятельности обучаю­щихся, учета и развития индивидуальных особеннос­тей школьников.


Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является — создание ситуации выбора и успеха на уроке

Чтобы данный элемент личностно – ориентированного урока был освоен, необходимо решить следующие задачи:

  1. определить понятие «ситуация выбора»;

  2. выявить педагогические условия создания ситуации выбора на уроке;

  3. разработать алгоритм деятельности педагога;

  4. описать и систематизировать различные виды учебных задач, применяемых для создания ситуации выбора.

Выбор – предпочтение одного из вариантов. Применительно к учебно – воспитательному процессу, выбор – это осуществление отдельным учеником или группой учащихся возможности избрать наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

Ситуации выбора присущи следующие черты:

— использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

— использование проблемных творческих заданий;

-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;

— оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

— поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

При построении ситуации выбора надо учитывать и такие обстоятельства:

  1. Готовность учащихся к выбору.

Необходимо научить учащихся выбору, делать выбор в соответствии со своими возможностями. От урока к уроку увеличивать количество вариантов для выбора, усложнять задачи.

  1. Педагогическая целесообразность.

Создания ситуации выбора создаётся учителем на определённом этапе урока, когда она целесообразна.

  1. Стимулирование учащихся к выбору.

Учитель чётко поясняет каждое из предложенных заданий, раскрывает критерии оценки.

  1. Аргументация своего выбора.

Учащиеся должны уметь обосновать свой выбор.

  1. Успешность деятельности.

Предлагая задания, учитель должен быть уверен в том, что школьники обладают достаточным объёмом знаний, умений и навыков.

6.Защищённость школьников от собственных ошибок.

Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу.

Ситуация выбора на уроке не возникает случайно. Она моделируется и строиться учителем. В мире экономики основой выбора всегда является рациональность, т. е. стремление получить при имеющихся ресурсах наиболее предпочтительный результат. Изучая блок экономика в курсе географии 9 –го класса, и на уроках экономики в 10-м и 11-м классе мы изучаем не только направления и пути по которым развивается экономика страны, но и происходит обсуждение выбора школьниками их варианта, где ребята приводят аргументы в пользу того или иного направления по которым будет развиваться хозяйство страны. В теме: « Экономическая эффективность фирм» школьникам надо было выбрать наиболее экономически эффективный способ производства деталей, а было предложено три способа. И это только пара примеров, а таких примеров много: и по географии, причём начиная с 6-го класса и по экологии, и по экономике. Причём наряду с этими предметами, которые я веду, мной включаются вопросы и обсуждения по интеграции с рядом других предметов: истории, биологии, литературы и т.д.

Педагогу необходимо учитывать:

— познавательные интересы и потребности учащихся;

— наличие у них опорных знаний и умений;

— развитость творческих способностей учеников;

— подбор приемов и методов стимулирования учащихся к совершению выбора;

— расчёт времен протекания ситуации выбора.

Способность адекватно действовать в ситуации выбора развивается у человека постепенно. На уроке можно использовать различные памятки для учеников (памятки прилагаются).

Чтобы учащиеся смогли освоить алгоритмы индивидуальной и коллективной деятельности и научились правильно действовать в ситуации выбора, необходимо создавать такие ситуации не от случая к случаю, а создавать их в системе на уроках.







Памятка по осуществлению коллективного выбора.


  1. Внимательно прочтите предложенные на ваш выбор варианты учебных заданий.

  2. Вместе проанализируйте содержание и варианты выполнения.

  3. Соотнесите индивидуальные и коллективные возможности членов своей группы с уровнем сложности предлагаемых заданий.

  4. Учитывая мнение каждого члена группы, выберите тот вариант, которому отдаётся коллективное предпочтение.

  5. Разработайте план совместных действий по решению избранного задания.

  6. Попробуйте добиться того, чтобы каждый член группы внёс свой вклад в выполнение задания.

  7. Вместе решите, кто и как представит результаты вашей совместной работы.

  8. Оцените успешность сделанного выбора и результативность.


Памятка по осуществлению индивидуального выбора.


  1. Внимательно прочтите все варианты учебных заданий.

  2. Постарайся осмыслить каждое задание.

  3. Попробуй соотнести свои желания с собственными возможностями успешного решения того или иного варианта учебной задачи.

  4. Мысленно подберите то задание, которое в большей степени соответствует твоим возможностям.

  5. Постарайся объяснить (обосновать) самому себе, что тот выбор, который ты хочешь сделать, является в данной ситуации наилучшим.

  6. Теперь выбирай и направляй свои усилия на выполнение избранного варианта задания.

  7. Проанализируй и оцени полученные результаты и правильность сделанного тобой выбора.
















Список литературы



  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.,1997

  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении.- М.,1990.

  3. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика.-М., 2003.

  4. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. — М.,1991.

  5. Якиманская И. С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. — М.,1996.

  6. Якиманская И. С., Якунина О.С. Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения //Директор школы. 1998,№3.


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Понятие о гидросфере. Мировой круговорот" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: