Конспект открытого урока
Цели:
дидактические:
— повторить тему «Призма» ;
— обеспечить усвоение понятия пирамида, ее элементы;
— научить учащихся распознавать пирамиду среди других объемных тел;
— ввести формулу площади большой поверхности;
— научить учащихся решать простейшие задачи;
— познакомить с некоторыми историческими сведениями;
развивающие:
— развивать память мышления и речь учащихся, умение анализировать и делать выводы;
— развивать пространственное воображение;
воспитательные:
— воспитывать старание, прилежание и ответственность;
— воспитывать умение работать в коллективе;
Тип урока: приобретение учащихся новых знаний;
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, доска, треугольник, мел;
Эпиграф: « Все на свете страшатся времени, а время страшится пирамид!»
Арабская пословица
Ход урока
I. Организационная часть.
Приветствие. Отметить в журнале отсутствующих учащихся. Ознакомить с целью урока учащихся.
II. Проверка домашнего задания и опрос учащихся. Опрос учащих провести фронтально по теме «Призма».
Мы закончили изучение выпуклых многогранников – это призма. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним многогранником – это пирамида. Для того, что бы знакомство с ним было успешнее, повторим пройденный материал.
1. Определение призмы
2. Сформулируйте полное название призм, изображенных на экране.
3. Слайд №3
__________________________________________
Назовите для призмы:
а) вершины;
б) основания;
в) боковые ребра;
г) боковые грани;
________________________________________
4. Слайд №4
Закончите предложения:
1) Призма называется прямой, если ……
2) Призма называется правильной, если ……
3) Высотой призмы называется ……
4) Диагональю призмы является ……
5) Диагональным сечение призмы является ……
6) Sпол. =
7) V =
5. Кроссворд (слайд №5)
6. Слайд №6 Изображение призм и пирамиды вперемешку.
III. Объяснение новой темы.
Выполняя последнее задание, вы среди многогранников выявили призмы. Геометрические тела, которые остались и есть пирамиды, знакомством с которыми мы займемся на нашем занятии.
Слово «пирамида» уже встречалось вам при изучении истории
среднего века в виде пирамиды Хеопса. Эта же пирамида известна в мире как одно из семи чудес света.
Слайды «Семь чудес света» (№ 7-13)
«Пирамиды вокруг нас» (№ 14-17)
Используя модели призмы и пирамиды ввести понятия пирамиды:
Определение
Рассмотреть элементы пирамиды (вершины, боковые грани, основания);
Построение пирамиды;
Научить учащихся строить пирамиды
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обратить внимание учащихся, что треугольная пирамида называется тетраэдром.
По каждой пирамиде назвать ее элементы.
Определение высоты пирамиды;
Площадь полной поверхности;
Площадь боковой поверхности пирамиды;
В пирамидах, которые мы построили, основание высоты попадает во внутреннюю область многоугольника в основании пирамиды. Но возможны и другие варианты. Обратите внимание на призму. Если призма прямая, то каждое боковое ребро может рассматриваться в качестве высоты. А в пирамиде?
_______________________________
РА — ребро и высота.
Основание высоты есть вершина
треугольника АВС
в основании пирамиды.
________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Решить задачу №
Правильная пирамида
Апофема
____________________________
Треугольник РА1 А2, треугольник РА2 А3,
треугольник РА3 А4, …. , боковые грани;
Р – вершина пирамиды;
РА1, РА2, РА3, …. , РА6 – боковые ребра;
РО – высота пирамиды;
РА — Апофема
_____________________________
Доказать, что все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренным треугольникам.
Вывод формулы площади боковой поверхности правильной пирамиды
Sбок. = Росн., * Е, где
Росн. — периметр основания;
Е – апофема;
IV. Закрепление пройденного материала. Закрепление провести поэтапно.
Задачу № на нахождение элементов пирамиды решить после того, как учащиеся научатся строить пирамиду.
Задачу № решить после вывода формулы площади боковой поверхности правильной пирамиды.
V. Итоги урока:
1. (Слайд № 18) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Среди изображенных тел выберите номера тех, которые являются пирамидами.
2. (Слайд №19)
_______________________________
Назовите:
а) вершину пирамиды;
б) основание;
в) боковые ребра;
г) боковые грани;
д) высоту;
_______________________________
3. Продолжите предложение:
1) Пирамидой называется ……
2) Тетраэдр это пирамида, у которой ……
3) Высотой пирамиды называют ……
4) Апофема правильной пирамиды это ……
5) Sпол. =
6) Площадь правильной пирамиды ……
4. Если останется время, прочитать афоризмы или разгадать кроссворд (?)
5. Назвать оценки за урок.
VI. Домашнее задание.