Урок для 5 класса по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»


МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области













Урок по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

5-й класс









Ананченко Александра Анатольевна

учитель физики, математики

первой квалификационной категории





















П. Белая Берёзка, 2015 г.



Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Цель: отработать навыки определения объёма прямоугольного параллелепипеда.

Задачи:

  • образовательная: отработать умения определять объём разными способами: сравнением с единицей измерения, по формуле; применять при решении текстовых задач;

  • развивающая: развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями прямоугольного параллелепипеда и куба; развивать у учащихся логическое мышление, познавательную активность, правильную устную и письменную математическую речь, уметь анализировать и сравнивать;

  • воспитательная: воспитывать организованность, высокую работоспособность при достижении поставленной цели.

Тип урока: обобщение знаний учащихся по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Вид урока: творческий практикум

Формы реализации целей: самостоятельная работа

Оборудование:

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Материалы для учащихся: модели параллелепипеда и куба (изготовленные учениками самостоятельно), карточки с заданиями, учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Целеполагание – 3 мин.

  3. Актуализация знаний – 8 мин.

  4. Практическая самостоятельная работа – 27 мин.

  5. Подведение уроков – 3 мин.

  6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

1.Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка рабочего места, наличие карточек с заданиями у каждого учащегося. Создание положительной мотивации для работы на уроке.

2. Целеполагание

— Начнём сегодняшний урок с загадки:

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом из четырнадцати букв! (Параллелепипед)

-Да, это параллелепипед, и сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

— Цель урока – отработать навыки определения объёма.

— Сформулируем задачи урока.

(учащиеся формулируют самостоятельно: 1) повторить нахождение объёма при сравнении с единицей измерения;

2) по формуле; 3) применять полученные знания при решении задач.

3.Актуализация знаний

Повторение математических понятий, необходимых для работы на уроке проведём, заполнив следующую таблицу: (карточка с таблицей перед каждым учеником на парте)

Пря Прямоугольный параллелепипед – это…

1) … вершин

рёбер

граней

2) три измерения:



3)противоположные грани … между собой

4)все грани… .

5)Sп.п.= …

6)Lрёбер=…

7)V=…

V= …

Куб – это…

  1. вершин;

рёбер;

граней.

2)три измерения: …



3)противоположные грани … между собой,

все рёбра … между собой

4)все грани,

5) Sп.п.= …

6)Lрёбер= …

7)V=…



4.Практическая самостоятельная работа

Творческий практикум позволит нам повторить нахождение объёма разными способами, выявить и устранить наиболее часто встречающиеся затруднения и ошибки.

Нахождение объёма:

Задание 1. Определите объём каждой фигуры, сложенной из кубиков с ребром а.

А









а=1 дм

V= ___________

V=5 ·1дм3=5дм3

Ответ: 5дм3

В











а=2 см

V= ____________

V=23 ·8 см3=184 см3

Ответ: 184 см3

Б











а=3 см

V= ____________

V= 12·27 см3= 324см3

Ответ: 324 см3

Г













а=2 м

V= ____________

V=13 · 8 м3= 104 м3

Ответ: 104 м3

— Какой способ нахождения объёма нам поможет в данном задании? (Сравнение с единицей измерения)

Самопроверку необходимо провести с помощью презентации.

— Всегда ли нам удобно вычислять объём фигуры путём разбиения её на кубики?

— И тогда как же нам вычислить объём фигуры, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда? (Нам поможет формула.)

— Дома вы знакомились с параллелепипедом и кубом при создании их бумажных моделей.



Задание 2. Найти объём бумажных моделей параллелепипеда и куба.

Учащиеся самостоятельно выполняют соответствующие измерения и расчёты, согласно плану действий, определённому на слайде презентации:

1. Измерить длину, а =

2. Измерить ширину, b=

3. Измерить высоту, c=

4. Определить объём фигуры по формуле V=abc

5. Записать ответ: V=

Справившиеся работают консультантами. Затем выполняется проверка путём «защиты» несколькими учащимися своей работы.

Задача

Применения знания и умения

Задание 3. Реши задачу: Сколько пакетов молока войдёт в коробку, если длина коробки 70 см, ширина 40 см, высота 36 см? Величины пакетов молока: длина 7 см, ширина 10 см, высота 18 см.

Решение:

1) 70·40·36=100800 (см3) — объём коробки

2)7·10·10=1260 (см3) – объём пакета молока

3)100800 : 1260 = 80 (п.) – молока

Ответ: 80 пакетов

Учащиеся самостоятельно решают задачу, затем выполняется проверка у доски и обсуждаются ошибки.

Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник,

Теперь переверни его вершиной вниз.

Рисуй восьмёрку вертикально

И на бочок её клади,

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глазки открываем и решать мы продолжаем.



Задание 4. Найдите неизвестную величину, используя формулы объёма прямоугольного параллелепипеда.

Цель: отработать навыки выводить неизвестные величины из формулы объёма. Вспомнить соотношения между единицами измерения.

(Карточка с заданием перед каждым учеником на парте)

А

1) а = 25 дм

b = 2 м

с = 8 дм

V = (4000 дм3)



2) а = 3 дм

b = 10 cм

с = 19 cм

V = (5700 см3)

3) а = 6 м

b = 20 дм

с = 50 см

V = (6000 дм3)



4) а = 8 м

b = 70 дм

с = 125 м

V = (7000 м3)


Б

1) b = 4 см

c = 13см

V= 104 см3

a = (2 см)



2) а = 30 cм

c = 17 дм

V= 1020 дм3

b = (20 дм)




3)S = 40 дм2

h = 5 дм

V = (200 дм3)





4)V = 15 м3

h = 3 м

S = (5 м2)



Обучающиеся работают в парах. Проверка осуществляется с помощью презентации.



5.Подведение итогов

На этом этапе обучающиеся проводят систематизацию знаний и осуществляют рефлексию:

1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?

2. С помощью каких формул мы вычисляли объём прямоугольного параллелепипеда?

3. На уроке я научился (научилась) …

4. Теперь я могу …

5. Мне понравилось …

6. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: — комфортно;

— неуверенно;

— превосходно;..

7. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?

Вместе с классом учитель даёт не только количественную, но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.











6.Домашнее задание

А

1) а = 9 м

b = 14 м

с = 5 м

V =



2) а = 20 дм

b = 15 дм

с = 2 дм

V =

3) а = 7 см

b = 10 см

с = 8 см

V =



4) а = 19 дм

b = 25 дм

с = 4 дм

V =


1.Учитель предлагает учащимся задания по карточкам:

На оценку «3»





На оценку «4» и «5»



А

1) а = 8 дм

b = 6 дм

V= 96 дм3

с =



2) а = 1 м

b = 19 дм

V= 1140 дм3

с =

3) V = 160 дм3

h = 20 дм

S =



4) h = 4 м

S = 60 м3

V =




2. Предлагается творческое задание: «Определить объём воздуха в кабинете математики № 10. Произвести измерения следующим образом: 1-ый ряд измеряет длину класса; 2-ой ряд – ширину; 3-ий ряд – высоту классной комнаты».







Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса «Фотосинтез и его значение в жизни растений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: