внеклассный урок математики на обобщение площади поверхности тел, 11 класс


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Кемеровский профессионально-технический колледж












Методическая разработка открытого внеклассного урока математики на обобщение площади поверхности тел







Тема: « Профессиональные качества, необходимые для современного выпускника, востребованного на рынке труда».

( с использованием интерактивной формы проведения занятий – модерации. Приложение № 1)








Разработала

преподаватель

математики

Гаврилова Н.А.











Кемерово – 2013


План — конспект урока по математике

( урок проводится в 11 классе при итоговом закреплении знаний по теме « Площади поверхностей тел вращения и многогранников»)

Автор: Гаврилова Надежда Андреевна

Образовательное учреждение: ГОУ СПО КПТК г. Кемерово

Дисциплина: математика

Раздел: Многогранники, тела вращения

Тема: Измерение в геометрии

Класс: 11

Время реализации занятия: 45 мин.

Тип урока:

По основной дидактической цели: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: деловая игра;

Тема урока:

«Профессиональные качества необходимые для современного выпускника ,востребованного на рынке труда».

Оборудование: Приложения № 2 -5 оформленные на плакатах, разрезные в 4- х экземплярах каждой группе, флажки разноцветные с названием групп, цветок ромашки на плакате.

Время: (1 урок).

Методическое обоснование темы урока

  1. Курс математики « Многогранники, тела вращения»;

  2. Уровень математического образования: второй;

  3. Курс: первый;

  4. Место в учебной программе: 86 урок в разделе «Измерение в геометрии »;

  5. Составлено согласно ФГОС 3-его поколения.

Развернутая целевая установка урока

Методы: словесный, частично – поисковый; мозговой штурм, эвристическая беседа

Методическая цель: выявление и совершенствование профессиональных качеств выпускника;

Цель урока: выявить степень развития профессиональных качеств на уроках математики;

Задачи:

— закрепить формирование ведущих профессиональных качеств будущих специалистов;

-обеспечить определение профессиональных качеств, необходимых для трудоустройства выпускников; — развивать ключевые компетенции на уроках математики.

Ожидаемые результаты

Формирование ведущих профессиональных качеств, необходимых для трудоустройства выпускников;

План урока


п/п

Структура урока

Приемы и методы работы

Время

1.

Организационный момент

Словесный метод, эвристическая беседа

3 мин.


2.

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового.

Эвристическая беседа, вопросно– ответный метод

7 мин.


3.

Мозговой штурм. Работа в группах: обсуждение и выбор задания.

Коллективная экспертная оценка результатов под руководством учителя.

Мозговой штурм, частично- поисковый метод

25 мин.


4.

Итог урока Подведение итогов урока. Рефлексия. Обобщение изученного материала.

Рефлексия с помощью инструмента «ромашки».

Словесный метод

10 мин.




Ход урока

I этап

Знакомства с целью установления свободной и доверительной атмосферы.

Давайте поговорим о том, каким будет ваш дальнейший жизненный, профессиональный путь? Как подготовиться к изменениям на рынке труда, быть востребованным? Что для этого необходимо? Формировать профессиональные качества. А нужно ли формировать личные качества: умение владеть собой, ладить в коллективе…? Давайте выясним, какие качества являются личностными, а какие профессиональными, раздаются каждой группе, вывешивается плакат для опроса « Какие профессиональные и личностные качества способствуют вашему профессиональному успеху?» Приложение №2.

Какие профессиональные и личностные качества способствуют вашему профессиональному успеху? (качества вывешиваются в ходе обсуждения и остаются до конца урока)

Качества, способствующие успеху

личностные

профессиональные

Трудолюбие

Пунктуальность

Коммуникабельность

Оперативность

Добросовестность

Общительность

Вежливость

Ответственность

Аккуратность

Доброта

терпеливость


Профессионализм

Знание профессиональной этики

Знания, умения, навыки

Умение планировать карьеру

Мастерство

Целеустремленность

Готовность к нестандартным решениям

Навыки поведения в нестандартных ситуациях

Профессиональная мобильность



Сегодня я буду у вас помощником в решении проблем возникнувших в ходе нашей работы. Мы будем говорить о вашей профессии: « Мастер отделочных и штукатурных работ, облицовщик, плиточник», выясним связь её с математикой и химией.

Будем придерживаться правил:

— все высказывания должны быть краткими;

— не говорить всем сразу, одновременно;

— главные идеи оформлять письменно(вывешивается плакат с правилами, приложение№3).

II этап

Определение формирования проблемы или темы обсуждения.

А теперь подумаем, от чего зависит ваш успех в трудоустройстве на работу – от случая или профессионализма? Для этого предлагаю заполнить таблицу, вывешивается на доску и каждый участник ставит звездочку, где считает необходимым. Приложение № 4

Как ты считаешь, твой успех в поиске работы будет зависеть от воли случая или твоего квалификационного разряда.

От воли случая От квалификационного разряда

полностью

частично

полностью

частично









Таким образом, очевидно, что большинство из вас считают необходимым наличие определённых навыков и качеств, присущих современному рабочему, а значит надо работать над их приобретением.

Итак, какую же тему нашего урока нам выбрать? Правильно! « Профессиональные качества, которыми должен обладать современный выпускник».

А какой же будет цель нашего занятия? (выявление качеств, присущих современному рабочему). Верно! Вывешивается плакат с названием темы, целей занятия. Приложение № 5.

III этап

Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов.



Как вы считаете, а кому надо, чтобы вы были квалифицированными специалистами? (родителям, самим себе, работодателям). Вы правы работодателям, родителям, педагогам. А теперь, разобьёмся на группы. По любимому цвету. На столах стоят флажки: красный — преподаватели, зеленый — родители, синий — работодатели, оранжевый – обучающиеся, каждый выберет свой любимый цвет. В каждой группе вы обсуждаете качества необходимые современному рабочему, а затем главные три из них вывешиваете в таблицу, на обсуждение, каждый со своей позиции: обучающиеся, преподаватели, родители, работодатели.

Требования, предъявляемые к современному рабочему(каждая группа вывешивает свои требования в соответствующую колонку). Приложение № 6

обучающиеся

преподаватели

родители

работодатели









А какие качества можно развивать на уроках математики? Вам даются задания, выбирает каждый индивидуально, все карточки совершенно разные, по уровням. Решаете все пять заданий получаете оценку « 5», четыре задания « 4», время выполнения 20 – 25 минут (варианты карточек – заданий в приложении № 7, инструкция к ним в приложении № 8). Группа сама оценивает результаты работы каждого, предоставив оценки модератору, у доски решить самое на ваш взгляд интересное задание.

Как вы считаете, какие качества развивались при решении заданий? ( выступает каждая группа со своими позициям – добавляются в таблицу). Например: трудолюбие, пунктуальность,оперативность,добросовестность,общительность,вежливость,доброта, аккуратность, ответственность, терпеливость, готовность к нестандартным творческим решениям). А какое значение имеет развитие этих качеств? (совершенствование мастерства, самостоятельности, мобильности…). А это важно? Да! Можно ли обойтись без этих качеств? Нет, т. к. человек живет в обществе, где ценят профессиональное мастерство и личные качества человека. А теперь, каждая группа предложит , что делать, чтобы развивать качества необходимые для профессионала своего дела на уроках математики, производственного обучения. Другими словами, как вы думаете, что помогает развитию личной готовности каждого к будущей профессиональной деятельности? ( дается время для обдумывания).

IV этап

Обобщение и конкретизация результатов своей работы

На доске заголовок « формированию и тренировке качеств присущих современному рабочему помогает: ( каждая команда пишет своё) Например:

— участие в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах;

— участие в спортивных соревнованиях;

— самостоятельная работа на уроках;

— решение задач с профессиональной направленностью;

— проведение ролевых, деловых игр на уроках общеобразовательных дисциплин.

Итак, к какому мнению мы с вами пришли, какие качества необходимы для современного рабочего? ( посмотреть, что было на 1 этапе, что добавилось в ходе работы). Видно, что необходимы профессиональные и личностные, чтобы быть востребованным на рынке труда, поэтому нам необходимо развивать, воспитывать их в себе, в ходе учебного процесса.

V этап

Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Ребята, сегодня вы поняли, что такие качества как: коллективизм, трудолюбие, ответственность за результаты труда коллектива, взаимопомощь, взаимовыручка, организованность необходимы современному рабочему и их можно развить на уроках математики. Перед вами ромашка, давайте дадим оценку нашему занятию, зарисуем ромашку и поставим звездочки:

— ближе к центру – понравилось;

— в середине – не очень,

— на конце лепестка — не понравилось.

Получился зарисованным почти весь центр ромашки, значит, занятие вам понравилось. Всего вам доброго! На этом наше занятие закончено.


Приложение № 1

Структура метода модерации.


Модерация – это именно тот способ проведения занятий, который быстрее приводит к результатам и даёт возможность всем участникам принимать общие решения как свои собственные.

Метод модерации отмечает:

— чёткое структурирование( логика отдельных фраз) всего процесса, обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями;

— специфические требования к профессиональной компетентности и личным особенностям организатора, так называемого модератора;

— наличие свода обязательных « правил игры» для всех участников.

Этапы процесса модерации:

I этап – знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы;

II этап – определение формирования проблемы или темы обсуждения;

III этап – обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов;

IVэтап –обобщение и конкретизация результатов работы;

V этап – подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

I этап

Знакомства с целью установления свободной и доверительной атмосферы.

На данном этапе создаётся настой на предстоящую работу, атмосферу открытости и доверительности, повышение работоспособности обучающихся. В знакомстве участвуют: модератор, который обозначает свою роль, задачи предстоящей работы и результаты которые нужно получить. Поинтересоваться у участников об их ожиданиях относительно предстоящей работы.

II этап

Определение формирования проблемы или темы обсуждения.

На данном этапе необходимо чётко сформулировать тему предстоящую обсуждению, довести до сознания каждого значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, но не приступать к обсуждению темы по существу;

III этап

Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов.

На данном этапе проводится самоосуждение темы. Более продуктивно обсуждение проходит в малых группах. Происходит обмен мнениями, выявляются противоречия и пути их разрешения. Необходимым условием является выполнение предварительно оговорённого временного регламента. Заранее модератор готовит « сценарии» для такого обсуждения. Результаты обсуждения в подгруппах представляются с помощью плакатов, на основании чего проводится общая дискуссия.

IVэтап

Обобщение и конкретизация результатов работы.

На этом этапе велика роль модератора, которому предстоит проанализировать, обобщить предложенную работу и представить участникам результаты обсуждения, активизировать внимание на проявленной заинтересованности каждого участника в совместной работе и значимости вклада в общий результат, а также ответственности за решение проблемы. В итоге работы должны быть составлены:

— перечень взвешенных проблем, который признаётся всеми участниками;

— список задач, выработанных с целью решения проблемы, с указанием конкретных мероприятий, заданий отдельным лицам или подгруппам, а также сроков их выполнения.

V этап

Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Важен здесь свободный обмен симпатиями и впечатлениями, подведен итог работы. Можно использовать таблицы с координатной сеткой, в которой все участники отличают степень своей удовлетворённости полученным результатом и отношениями сотрудничества. Необходимо вернуться к плакатам составленным на 1 этапе модерации. Серьёзная работа завершена, определены реальные проблемы и конкретные способы их решения, налажены партнёрские отношения, наступает пора практических действий.

Приложение № 2

Опрос

« Какие профессиональные и личностные качества способствуют вашему профессиональному успеху?»

  1. Профессионализм;

  2. Трудолюбие;

  3. Знание профессиональной этики;

  4. Пунктуальность;

  5. Коммуникабельность;

  6. Оперативность;

  7. Знания, умения, навыки;

  8. Добросовестность;

  9. Умение планировать карьеру;

  10. Мастерство;

  11. Общительность;

  12. Вежливость;

  13. Ответственность;

  14. Целеустремлённость;

  15. Аккуратность;

  16. Доброта;

  17. Терпеливость;

  18. Готовность к нестандартным творческим решениям;

  19. Умение презентовать свои идеи;

  20. Навыки поведения в экстремальных ситуациях.


Приложение № 3

Правила поведения на уроке:

— все высказывания должны быть краткими;

— не говорить всем сразу, одновременно;

— главные идеи оформлять письменно

Приложение № 4 Таблица успеха:

От воли случая От квалификационного разряда

полностью

частично

полностью

частично









Приложение № 5

Тема урока:

«Профессиональные качества необходимые для современного выпускника ,востребованного на рынке труда».

Цель урока: выявить степень развития профессиональных качеств на уроках математики;







Приложение № 6

Требования, предъявляемые к современному рабочему

Профессиональная готовность рабочего

Мотивационная

Профессиональная ориентация

Психологическая

готовность

Социально- психологическая

Операциональная

готовность

Положительное отношение к профессии

— Осознание ценности и престижности своего труда

— Желание заниматься именно этой профессией

— Личная значимость данной профессии.

— Интерес к профессиональной деятельности

— Профессиональное мировоззрение и убеждения, намерения совершенствовать профессиональное мастерство.

— Развитый интеллект и творческие способности, способность осуществлять рефлексию, требовательность, самостоятельность, работоспособность, высокий уровень физического развития.

— Иметь сформированными качества: коллективизм, трудолюбие, ответственность за результаты труда коллектива, взаимопомощь, взаимовыручка, общительность, высокий уровень нравственности, чувство долга, общая культура, организованность

— Глубокие и разносторонние профессионально- технические знания,социально- экономические знания рыночной экономики

-высокий уровень профессиональных умений и навыков

профессиональная мобильность

— развитые расчётные, регулировочные, аналитические и контрольные умения



Приложение № 7

Варианты карточек – заданий

Карточка № 1

1 а) Склад имеет размеры комнаты 12 х5 х 3 м. Вычислите необходимое количество эмульсионной краски для покрытия стен и потолка в нём, если дверь имеет размеры 1,5 х 2 м.

б) Какую площадь покрасит валик за один оборот, если его длина 25см, а диаметр 6 см?

в) В кабинете черчения необходимо наклеить плитки клеевого потолка, обои на стены, покрасить пол. Вычислите, необходимое количество материала для ремонта кабинета. Размеры кабинета 8х4х3м, три окна размерами 2,5х3 каждое и дверь 1,5х2м.



Карточка № 2

2

а) Сколько понадобится краски, чтобы покрасить пол в двух комнатах размерами 5х7х3 и 3х2х3м, если на 1м 2 идёт 200г краски?

б) Найдите нужное количество рулонов обоев, чтобы наклеить на стены кухни размером 2,5 х 2 х 3 м.

в) Размеры кухни прямоугольной формы 3м х1,2м. Сколько надо плиток имеющих вид правильных шестиугольников со стороной 6см, чтобы выложить пол на кухне? Бой составляет 3,5 %.



Карточка № 3

3

а) Размер складского помещения 4м х 5м х 3,5м.. Найти расход необходимых материалов для ремонта комнаты( дверь 1,5м х 2м): а) краски для покрытия потолка; б) керамической плитки квадратной формы( длина стороны 15см), для покрытия пола; в) количество рулонов обоев для покрытия стен.


Приложение № 8

Расход на 1м 2:

Размеры:

Формулы:

Краски- 200г

Алифы- 180г

Извести- 180г

обои: 1 рулон- 10м х 0,5м

1 плитка потолка-

60см х 60см


S кВ = а 2

Sпрям = а . в

S6 = а2

S бок.пов..цил.= 2πrh


Литература

  1. Соколов Г.К. Технология и организация строительства [Текст]/ Г.К. Соколов//Учебник для среднего профессионального образования.- 2-е изд.,- М.: Изд. центр « Академия», 2004.

  2. Чичерин И.И. Общестроительные работы [Текст]/ И.И. Чичерин// Учебник для начального профессионального образования.- М.: Профессиональное Образование. Изд. 2002.

  3. Невский В.А. Строительное материаловедение.[Текст]/В.А. Невский// Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  4. Атанасян Л.С. Геометрия, 10- 11[Текст]/ Л.С. Атанасян// учебник для общеобразовательных учреждений- М., Просвещение, 2008.


Свежие документы:  Урок на тему "Площадь боковой поверхности цилиндра"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: