Рабочая программа учебной дисциплины «История»


Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краевой колледж предпринимательства»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ































ПЕРМЬ

2014


Программа по дисциплине «История» ОДБ 4 разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).





























Одобрена на заседании ПЦК Председатель ПЦК ___________ Зыкова Е.А.


Утверждаю Заместитель директора по УР _______________ Г.В Айзенштат


Протокол от _________ № ______



Разработчик Преподаватель истории ___________________ И.А.Воронцова


стр.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




4 — 5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5 — 28

  1. условия реализации учебной дисциплины


26

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


28


































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенность изучения истории как учебной дисциплины заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Важное значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 часов.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

Итоговая аттестация в форме зачета.



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.


Объем часов

Уровень освоения


ВВЕДЕНИЕ – 2часа (1)




Проблема достоверности исторических знаний. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и другие.

История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.


Самостоятельная работа:проработка учебного материала.

2







1

1

Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 4 часа(2)


Тема 1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита

Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Виды человека, расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Практическая работа:работа с учебником, составление тезисов в ходе лекции.


Самостоятельная работа:проработка конспекта лекции, учебной литературы и справочных источников.

2







1

1

Тема 1.2. Неолитическая революция и ее последствия.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации.

Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура, неолитическая революция, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда.

Практическая работа: работа с учебником, составление тезисов в ходе лекции.

Самостоятельная работа: работа с исторической терминологией, подготовка к тестированию по теме: «Древнейшая стадия истории человечества»

2









1

2


Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА – 10 часов(5)


Тема 2.1. Древнейшие государства.

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

Ранние цивилизации: Египет, города-государства Шумера, Вавилонское царство, Восточное средиземноморье. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций. Социальный строй.

Практическая работа:работа с картой, конспектирование учебного материала.


Самостоятельная работа: подготовка сообщений по теме.

2





1

1

Тема 2.2. Великие державы Древнего Востока. Индия и Китай в древности.

Предпосылки появления первых держав. Хеттское царство, Ассирия и Урарту, Персидское царство.

Индийские и китайские государства, особенности развития общества и культуры.

Практическая работа:работа с картой,конспектирование учебного материала.


Самостоятельная работа: подготовка сообщений и презентаций по темам: «Древняя Индия» и «Древний Китай» (задания дифференцированные).

2





1

2


Тема 2.3. Древняя Греция.

Античная цивилизация.

Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, ее причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Культура Древней Греции.

Практическая работа:тестирование по теме Древнейшие государства и державы Древнего мира. Работа с картой и презентационным материалом «Колонизация Древних греков».


Самостоятельная работа:составление сравнительной характеристики греческих полисов – Афины и Спарта; подготовка к ответам на контрольные вопросы по теме: «Древняя Греция».

2









1

2

Тема 2.4. Древний Рим.

Этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Практическая работа:разработка тезисов по теме, на основе опорной терминологии.


Самостоятельная работа: подготовка сообщений о культуре и особенностях религиозных верований народов Древнего мира; подготовка к ответам на контрольные вопросы к тестированию по теме: «Древний Рим».

2





1

2

Тема 2.5.

Культура и религия Древнего мира.

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока и античной цивилизации.

Практическая работа:тестирование по теме «Античная цивилизация»; анализ и оценка сообщений; работа с картой.


Самостоятельная работа:поиск дополнительной информации в справочно-исторической литературе.

2




1

3

Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЕВРОПА И ИСЛАМСКИЙ МИР. 10 часов(5)

Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века.

Возникновение ислама, арабские завоевания. Арабский халифат и его распад. Особенности арабской культуры.

Практическая работа:работа с картой, учебным теоретическим материалом, решение проблемных задач.


Самостоятельная работа: извлечение дополнительной информации из различных историческихи справочных источников по заданию.

2





1

2

Тема 3.2. Становление западноевропейской средневековой цивилизации.



Великое переселение народов и егоисторические результаты.

Процесс христианизации германских народов. Исторические итоги раннесредневекового периода. Империя Карла Великого и ее распад.Политическая раздробленность и ее причины.

Практическая работа:дифференцированноезаполнение сравнительных таблиц, работа с картой, определение хронологической последовательности исторического периода.


Самостоятельная работа:анализ учебного и дополнительного материала на основе исторических схем и таблиц.

2






1

2

Тема 3.3.

Основные черты западноевропейского феодализма.


Причины возникновения феодализма,социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Феод. Вассальные связи. Начало формирования «феодальной лестницы».

Практическая работа: подготовка опорного конспекта по теме, выявление и запись в тетрадь основных признаков феодального общества.


Самостоятельная работа: проработка учебного материала, подготовленного во время практического занятия.

2






1

3

Тема 3.4. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации


Феномен средневекового города.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество.

Практическая работа:выявление причинно-следственных связей социальных конфликтов в Средние века (ереси, крестьянские восстания, народные движения).


Самостоятельная работа: поиск значения исторических терминов,на основе справочных источников, по конкретному заданию преподавателя.

2






1

3

Тема 3.5. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья.


Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Крестовые походы. Встреча восточно-христианской, мусульманской и западно-христианской цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

Основные понятия: средние века, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия,крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, мусульманство, университет, традиционные устои.


Самостоятельная работа: проработка конспектов и тезисов,подготовка контрольному тестированию.

2









1

3


Раздел 4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА – 24 часа(12)


Тема 4.1. Формирование основ государственности восточных славян


Предпосылки образования государства у восточных славян.Теории о возникновении государственности.

Быт и хозяйство восточных славян: жилище, одежда, формы хозяйствования, общественные отношения, семья, роль женщин в общине, верования, славянский пантеон и языческие обряды.

Практическая работа:тестирование по теме «Христианская Европа и исламский мир».


Самостоятельная работа: подготовка сообщений о первых русских князьях и роли вече в древнеславянском обществе (по отдельному плану преподавателя).

2






1

3

Тема 4.2. Рождение Киевской Руси.

Крещение Руси


Становление Киевской Руси. Правление Владимира Святославича, защита Руси от кочевников. Крещение Руси, историческое значение. Русская православная церковь.

Практическая работа: разработка письменных выводов о роли православия в формировании самосознания русского средневекового общества.


Самостоятельная работа:углубленноеизучение вопроса о принятии христианства на Руси при помощи дополнительных исторических и справочных источников.

2





1

3

Тема 4.3. Общество Древней Руси.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Практическая работа: анализ отдельных статей свода законов «Русская правда», с целью представления понятия о правовом поле древнерусского государства.


Самостоятельная работа:составление конспекта по теме «Общество Древней Руси».

2






1


3

Тема 4.4. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности



Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие, города и ремесло. Роль боярства.

Практическая работа:определение причин и последствий феодальной раздробленности в Киевской Руси.Составление сравнительной таблицы развития крупнейших княжеств Древней Руси.


Самостоятельная работа:определение причин и последствий феодальной раздробленности в Киевской Руси.

2










1

3

Тема 4.5. Древнерусская культура.


Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров.

Практическая работа:заполнение сравнительно-аналитической таблицы по основным направлениям Древнерусской культуры.


Самостоятельная работа: подготовка к тестированию по теме: «Древняя Русьв IXXIIвв.»

2






1

2

Тема 4.6. Борьба Руси с иноземными завоевателями


Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды, Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.

Практическая работа:решение проблемных заданий по теме; работа с картой.


Самостоятельная работа:работа с картой, терминологией и хронологией по теме.

2








1

3

Тема 4.7. Русь на пути к возрождению


Русь и Золотая Орда в XIV в. Борьба за великое княжение. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение.

Церковь в период объединения Руси.

Практическая работа:самостоятельное выяснение исторической необходимости объединения русских земель в единое государство, определение закономерности исторического процесса.


Самостоятельная работа:подготовка сообщения о деятельности ИванаIII, проработка учебного материала и практической работы.

2







1

3

Тема 4.8. От Руси к России


Усиление Московского княжества. Начало правления Ивана III. Падение ордынского ига.

Судебник 1497г.

Практическая работа:анализ личности политического деятеля (ИванаIII) на основе подготовленных сообщений.

Самостоятельная работа:выяснение значимости и последствий введения Судебника 1497г.


2




1

3

Тема 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного


Территория и население России в XVI в. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Практическая работа:работа с картой, определение значимости экспансионной политики Ивана IV для Российского государства; выявить суть опричнины и ее результаты.


Самостоятельная работа:составление политического портретаИвана Грозного, проработка учебного материала урока.

2













1

3

Тема 4.10. Смута в России начала XVII в.


Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. Учреждение патриаршества.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России.

Практическая работа:на основепроблемных заданий и изучения учебного материала, выявление причин Смуты, определение значимости борьбы русского народа с польскими и шведскими интервентами. Работа с картой и историческими источниками.


Самостоятельная работа:составление политических портретовКузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

2











1

3

Тема 4.11. Россия в середине и второй половине XVII в.


Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия.

Характер и особенности российского самодержавия.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение.

Практическая работа:определение значимости церковного раскола в России посредством решения проблемных, самостоятельных заданий и изучения дополнительного исторического материала по данной тематике.


Самостоятельная работа:подготовка к тестированию по теме «Русское государство в XIIIXVIIвв.»

2








1


3

Тема 4.12. Русская культура в ХIII–ХVII вв.


Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум.

Основные понятия: крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

Практическая работа:тестированиепо теме«Русское государство в XIIIXVIIвв.»


Самостоятельная работа:заполнение сравнительно-аналитической таблицы по основным направлениям русской культурыв XIIIXVIIвв.

2











1

3


Раздел 5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVIXVIII ВВ. – 2 часа(1)


Тема 5.1.

Эпоха Просвещения.

Революции XVIIXVIIIвв. в Европе и Америке, их значение для утверждения индустриального общества.


Понятие «Просвещение» и его содержание. Английская буржуазно-демократическая революция, ее историческое значение в утверждении индустриального общества. Война за независимость североамериканских колоний. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Основные понятия: модернизация, Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, гражданская война, внутренний рынок, кризис, урбанизация, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, прогресс, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция.

Практическая работа:составление развернутого плана ответа по теме.


Самостоятельная работа:работа с исторической терминологией. Подготовка презентации на тему «Великая эпоха, Великого Петра».


2












1

3


Раздел 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ – 10 часов(5)


Тема 6.1. Россия в период преобразований

Петра I

Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Восприятие «преображенной России» современниками.

Практическая работа:анализ презентацией исообщений по теме «Великая эпоха, Великого Петра».

Самостоятельная работа:выполнение проблемно-творческих заданий.

2









1

3

Тема 6.2. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

(1725–1762 гг.)

Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. Воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Практическая работа:работа с картами, схемами, хронологией. Выявление особенностей внешней политики России в период правления Елизаветы Петровны.


Самостоятельная работа:заполнение сравнительной таблицы дворцовых переворотов



2




1

3

Тема 6.3. Внутренняя политика России во второй половине XVIII в.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Практическая работа:работа над тезисной, аргументированной формулировкой прогрессивной роли Екатерины II в развитии Российского государства и общества .


Самостоятельная работа:определение роли крестьянских восстаний в развитии государства и общества. Аргументация выводов.

2





1

3

Тема 6.4. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Практическая работа:составление хронологической таблицы, работа с картой.


Самостоятельная работа:подготовка к тестированию по теме «Россия в XVIIIвеке»

2




1


Тема 6.5. Культура России в середине и во второй половине XVIII в.


Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.

Практическая работа: тестирование по теме «Россия в XVIIIвеке»; заполнение сравнительно-аналитической таблицы по теме «Культура России в середине и во второй половине XVIII в.»


Самостоятельная работа:продолжение работы со сравнительной таблицей.

2







1

3


Раздел 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ – 2 часа(1)


Тема 7.1. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений индустриального общества в XIX в.

Промышленный переворот. Зарождение индустриального общества. Особенности экономического развития во второй половине XIXв. Роль государства в экономике. Перемены в экономике крупнейших стран.

Мировосприятие человека индустриального общества. Научные открытия. Расцвет книжной культуры. Развитие образования: университеты, школы, формы самообразования.

Практическая работа:конспектирование темы.

Самостоятельная работа: работа с понятийным и хронологическим аппаратом темы.

2





1

1


Раздел 8. РОССИЯ В ХIX ВЕКЕ — 20 часов(10)


Тема 8.1.Россия в первой половине XIX столетия.


Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями.


Самостоятельная работа:проработка конспекта лекции, решение проблемного задания.

2




1

2

Тема 8.2. Внутренняя политика России в первой четверти XIXв.

Реформы начала царствования Александра I. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение.

Практическая работа:групповая работа на выявление умения формулировать и обосновывать выводы, логически строить доказательство.


Самостоятельная работа:подготовка рефератов и презентаций о видных деятелях XIX века.

2






1

2

Тема 8.3. Внешняя политика России в первой четверти

XIX в.

Сражения при Аустерлице и под Фридландом. Тильзитский мир. Континентальная блокада. Русско-шведская война 1808-1809гг. Русско-турецкая война 1806-1812гг. Отечественная война 1812г., ее историческое значение. Заграничные походы русской армии.

Практическая работа:заполнение таблицы «Внешняя политика России в первой четверти XIX века»; работа с картой.

Самостоятельная работа:подготовка к тестированию.

2




1

3

Тема 8.4.Внутренняя политика России во второй четверти

XIX в.

Николай I. Декабристы. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах. Кризис идеологии самодержавия.

Практическая работа:тестирование по теме«Россия в первой четверти XIX в.»


Самостоятельная работа: работа с дополнительной литературой и подготовка сообщений по вопросам урока.

2





1


Тема 8.5. Внешняя политика России во второй четверти

XIX в.


Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.

Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.

Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».

Практическая работа: работа с картой и со справочными источниками.


Самостоятельная работа: составление хронологической таблицы.

2







1

3

Тема 8.6.

Общественное движение во второй четверти XIXв.

П.Я.Чаадаев. Политические идеалы: иллюзии и реальность.Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Западники и славянофилы. Первые русские социалисты. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».

Практическая работа:работа с таблицей.


Самостоятельная работа: подготовка сообщений по культуре в первой половине XIXв.

2




1

3

Тема 8.7.

Интеллектуальная и художественная жизнь Россиипервой половины XIX в.


Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в. Реформа системы образования. Университеты и научные общества.Правительственная политика в отношении образования.

Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.

Место России в мировой художественной культуре

Основные понятия: многонациональность, аракчеевщина, военные поселения, общественное движение, декабристы, национализм, космополитизм, бюрократия, геополитическое положение, легитимизм, автономия, западники, славянофилы, национально-политическая идентичность, теория «официальной народности».

Практическая работа: заполнение сравнительно-аналитической таблицы по теме «Культура России в первой половине XIX в.»


Самостоятельная работа:работа надтворческим опережающим заданием по ознакомлению с реформами Александра II.

2













1

3

Тема 8.8. Россия в Эпоху Великих реформ Александра II


Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Практическая работа:анализ Крестьянской реформы 1861г. на основе исторических источников.

Самостоятельная работа:подготовка плана для устного ответа по теме «Эпоха Великих реформ».

2





1

3

Тема 8.9. Власть и общество во второй половине XIX в.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти.Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия

Практическая работа:разработка тезисов по вопросу социально–экономической ситуации России во второй половине XIX в.

Самостоятельная работа:работа с проблемными заданиями, выявляющих сущность идеологии общественных течений.

2









1

3

Тема 8.10.

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIXв.

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.

Общественное движение.

Основные понятия: крестьянская реформа, народничество, марксизм, менталитет.

Практическая работа: выполнение проблемных заданий на основе исторических документов.

Проработка учебного материала.



Самостоятельная работа:подготовка ответов на контрольные вопросы

2









1

2


Раздел 9. От новой истории к новейшей – 10часов(5)


Тема 9.1. Международные отношения в началеXX в.

Политическое развитие в начале XX века. Начало борьбы за передел мира. Планы военно-политических блоков в Европе. Балканские войны.

Проблемы модернизации. Экономика ведущих европейских стран.

Практическая работа:тестирование по теме «Россия во второй половине XIX века».

Конспектирование лекции, работа с проблемным заданием.


Самостоятельная работа:проработка новой темы в соответствии с конспектом и учебным материалом.

2




1

1

Тема 9.2. Россия в началеXX в.


Особенности экономического развития России в начале XX века. Русско-японская война. Революция 1905-1907гг. Россия в период столыпинских реформ. Серебряный век русской культуры.

Практическая работа: разработка развернутого плана. Работа с картой, с хронологическим и понятийным аппаратом.


Самостоятельная работа:подготовкасообщений по отдельному плану. Работа с источниками дополнительной информации.

2





1

3

Тема 9.3. Россия в Первой мировой войне.

Истоки и причины.Военные действия в 1914-1918гг. Влияние войны на общество.

Практическая работа:работа с картой и составление хронологической таблицы на основе исторических источников. Анализ документов.


Самостоятельная работа:выполнение творческо-поисковых заданий.

2



1

3

Тема 9.4. Россия в 1917 году.


Февральская революция в России. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства.

Октябрьская социалистическая революция и ее последствия. Первые шаги советской власти. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Практическая работа:запись тезисов учебного материала, выполнение проблемных заданий на основе исторических документов.


Самостоятельная работа:выполнение заданий наумение группировать исторические события по указанному признаку (мероприятия новой власти, интересы политических и общественных сил и т.д.)

2







1

3

Тема 9.5.Гражданская война

Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России.

Основные понятия: монополии, государственно-монополистический капитализм, правовое государство, военно-политический блок, национальная политика, тоталитарная идеология, «военный коммунизм», интервенция, однопартийная система, декрет.

Практическая работа:выявление причинно-следственных связей исторического события. Работа с хронологией, терминологией.


Самостоятельная работа:подготовка к тестированию по разделу 9

2











1

3


Раздел 10. СССР Между мировыми войнами – 4часов(2)


Тема 10.1.

Строительство социализма в СССР:

модернизация на почве традиционализма.

Новая экономическая политика (НЭП): сущность и направления. Образование СССР. Индустриализация и коллективизация в СССР.

Советское государство и общество в 20 — 30-е гг. XX века.

Развитие советской культуры в 20 – 30-е годы XX века: «культурная революция»; создание советской системы образования; достижения и потери в сфере науки и искусства.

Практическая работа:тестирование по разделу 9. Работа над оценочной характеристикой исторического периода.


Самостоятельная работа:подготовка опережающих сообщений и презентацийпо теме

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа».

2







1

3

Тема 10.2.

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны

Внешняя политика СССР в 20–30-е годы.

Основные понятия: тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический кризис, нацизм, реваншизм, новая экономическая политика, «мировая революция», культ личности, индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция».

Практическая работа:лабораторное занятие по учебнику. Консультативно-индивидуальная работа по подготовке к семинарским занятиям.


Самостоятельная работа:подготовка к семинарским занятиям.

2







1

2


Раздел 11. Вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа. – 6часов(3)


Тема11.1. Вторая мировая война: причины, ход, значение.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Практическая работа:семинарское занятие

Самостоятельная работа:работа с историческими, справочными и иными дополнительными источниками.

2




1

3

Тема 11.2. СССР в годы В.О.В. 1941-1945гг.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Партизанское движение.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Основные понятия: блицкриг, антигитлеровская коалиция, биполярный мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм.

Практическая работа:семинарское занятие.

Самостоятельная работа: работа с историческими, справочными и иными дополнительными источниками.

4






2

3

Раздел 12. Мир во второй половине XX – начале xxiвека. — 10 ЧАСОВ(5)


Тема 12.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны».


Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонкавооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Практическая работа:подготовка развернутого плана ответа.

Самостоятельная работа:проработка учебного материала. Подготовка докладов.

2







1

3

Тема 12.2. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.


Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Государство и личность.

Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Позиция СССР в локальных конфликтах.

Практическая работа:выполнение проблемных творческих заданий по теме.


Самостоятельная работа:подготовка тезисов.

2










1

3

Тема 12. 3.

Советский Союз в период частичной либерализации режима


Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

Практическая работа:выполнение заданий исследовательского и аналитического характера по отдельному плану.


Самостоятельная работа:изучение контрольных вопросов, на основе пройденного материала по 12 разделу.

2













1

3

Тема 12.4.

СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. XXвека.

Заключительный этап «холодной войны».

Общественно-политическое развитие СССР. Теория развитого социализма. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.

Экономика СССР. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам.Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

Практическая работа:разработка сравнительной характеристики определенного исторического этапа.


Самостоятельная работа:изучение документальных источников по плану.

2











1

2

Тема 12.5. СССР в период перестройки


Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации.

Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач.

Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы.

Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

Практическая работа:анализ событий эпохи перестройки на основе дополнительных сообщений и презентаций.


Самостоятельная работа: изучение контрольных вопросов к тестированию по всему разделу.

2




















1

3


Раздел 13. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ3 часа(2)

Тема 13.1. Российская Федерация на современном этапе


Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Практическая работа:творческая работа на основе проблемно-аналитических вопросов, заданий.

Самостоятельная работа:подготовка к зачету

2














2

3

Тема 13.2.

Мир в ХХIв.


Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира.Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

Практическая работа: зачет

1

3

Всего


117 (59)



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


Примерные темы рефератов


Российская история как часть мировой истории.

Образ жизни людей в позднем каменном веке.

Боги и мифы Древнего Египта.

Устройство и жизнь Древних Афин.

Древняя Спарта: государство и традиции.

Боги Древней Греции.

Конфуций и его учение.

Зарождение буддизма и его основные принципы.

Зарождение ислама и его основные принципы.

Великое переселение народов: основные вехи.

Культурное наследие Византии.

Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века.

Крестовые походы и их результаты.

Варяги в истории Древней Руси.

Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

Князь и вече в Древней Руси.

Князь и дружина в Древней Руси.

Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

Характер международных связей и отношений Киевской Руси.

Александр Невский — государственный деятель и полководец.

Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его время.

Город и горожане в Древней Руси.

Империя Чингисхана и нашествие монголо-татар на Русь.

Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси.

Новгородская республика в XIXIII вв.

Общественный строй Древней Руси.

Рождение русской письменности. Кирилл и Мефодий.

Русь и наследие Византии.

Человек Древней Руси в повседневной жизни.

Борьба Руси за свержение ордынского ига: основные вехи.

Дмитрий Донской — государственный деятель и полководец.

Иван III и его роль в российской истории.

Иван Грозный — человек и политический деятель.

Опричнина Ивана Грозного. Причины, сущность, последствия.

Освоение Сибири. Характер русской колонизации.

Борьба русского народа с польской и шведской интервенцией в годы Смуты.

Церковь и государство в России XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Воссоединение России и Украины.

Восстание под предводительством С.Разина.

Государственное устройство России в XVII в.

Титаны эпохи Возрождения.

Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.

Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).

Английская революция XVII в.: люди и события.

Научная революция XVII в.: основные вехи.

Вольтер — «патриарх» Просвещения.

Монтескье и теория разделения властей.

Руссо и теория «общественного договора».

Промышленная революция в Англии: основные вехи.

Образование США.

Французская революция XVIII в.: причины и результаты.

Террор Французской революции XVIII в.

Великое посольство Петра I в Европу.

Военная реформа Петра Великого.

Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.

Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.

Культурные преобразования в Петровскую эпоху.

Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.

Государство и церковь в XVIII в.

Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, итоги.

Елизавета I. эпоха и личность.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.

Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.

Россия в конце ХVIII в. Павел I.

Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Наполеоновские войны: ход и результаты.

Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.

Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.

Гражданская война в США: причины, ход и результаты.

Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты.

Реформы Александра I.

Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.

Крымская война и ее значение для России.

Александр II: человек и государственный деятель.

Реформы Александра II и их значение.

Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Повседневная жизнь дворян в России XIX в.

Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.

Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Революция 1905—1907 гг. в России.

Политические партии в России начала ХХ в.

Столыпинская реформа: ход, результаты, значение.

Первая мировая война: причины, основные вехи, результаты.

Версальско-вашингтонская система мирового устройства.

Россия в Первой мировой войне: фронт и тыл.

Политические партии в Февральской революции 1917 г.

В.И.Ленин: человек и политик.

Двоевластие в России 1917 г.

Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде 1917 г.: ход и результаты.

Идеология и организация «белого» движения в России 1918–1922 гг.

Гражданская война в России: ход и последствия.

«Красный террор» в воспоминаниях современников и оценках историков.

Нэп: причины, содержание, результаты.

Первые пятилетки в СССР: достижения и их цена.

Крах Веймарской республики и приход к власти нацистов.

Англо-французская политика умиротворения агрессора и ее последствия.

ГУЛАГ и его роль в жизни СССР.

Пакт Молотова—Рибентропа: причины его заключения и последствия.

Советско-финляндская война: причины, ход, значение.

Начальный период Великой Отечественной войны: причины неудач Красной

Армии.

Битва под Москвой 1941—1942 гг.

Сталинградское сражение 1942—1943 гг.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1943 г.

Освобождение Советской армией Восточной Европы от нацистов и его

последствия.

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство

Европы.

«Холодная война»: причины и основные вехи.

Корейская война: ход и результаты.

СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного

развития.

Советская культура в эпоху «оттепели».

ХХ съезд КПСС и его значение.

Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и

итоги.

«Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».


Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

— комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

— компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


Мультимедийное оснащение кабинета: мультимедиа проектор, мультимедиа экран, доска для плакатов, схем, таблиц.

Аудиторная мебель: столы, стулья для студентов – по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. — М., 2011.

Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2009.

Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2010.

История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2010.

Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2008.

История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 2010.

Для преподавателей

Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2009.

Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2009.

Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2008.

Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2009.

Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2009.

Галактионов М. Париж 1914. — М., 2011.

Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2009.

Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2011.

Дроз Ж. История Германии. — М., 2009.

Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2010.

Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2009.

Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб.пособие. — М., 2008.

Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2008.

Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2008.

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2008.

Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2008.

Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2009.

Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2010.

Мезин С. А. История русской культуры XXVIII вв. — М., 2011.

Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2008.

Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2009.

Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2011.

Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2009.

Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2010.

Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2011.

Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2010.

Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2011.

Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2009.

Шатохина-Мордвинцева Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2008.

Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2011.

Элиас Н. Придворное общество. — М., 2009.

Интернетресурсы

1.https:// www. history. ru/ histr. htm —

2. https:// www. woridhist. ru

3. www.hist.msu.ru/

4. https://www.zavuch.info/

5.https://www.zavuch.info/


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине История, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение учебной дисциплине завершается аттестацией в форме зачета.

Формы и методы текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, самостоятельно разрабатываются учреждением.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением разрабатываются комплекты контрольно-измерительных материалов, которые включают в себя задания и инструкции по их выполнению для учащихся и задания с эталоном показателей результатов подготовки для педагога, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям подготовки.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

Доклад, реферат, презентация

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

Реферат


анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

Презентация


различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

Исследование

структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

Тест

даватькраткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

Доклад


устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Тест

определять историческое значение явлений и событий прошлого;

Тест

устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

Тест

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Решение задач, проблемных заданий

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Конспект, реферат, рецензия

Знания:


основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

Тест

основные исторические термины и даты;

Тест

периодизацию всемирной и отечественной истории;

Тест

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

Реферат

историческую обусловленность современных общественных процессов;

Исследование

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;


Исследование

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесениея своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

внеаудиторная самостоятельная работа

выполнение индивидуальных заданий



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

80-70

4

Хорошо

60-50

3

Удовлетворительно

Менее 50

2

Не удовлетворительно


Свежие документы:  Урок в 4 классе по теме «Начало истории человечества»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: