Конспект урока чтения и развития речи 7 класс «Максим Горький. Биография»


Государственное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение Школа-интернат №10

г. Белогорск











Конспект

урока чтения и развития речи

7 класс



Тема: «Максим Горький. Биография».











Материал подготовлен:

Говыжа Екатерина Юрьевна, учитель






Тема: Максим Горький.

Цель: знакомство с биографией и творчеством Максима Горького.

Задачи:

а) Образовательные: сформировать представление о детстве М.Горького и связанных с ним особенностях творчества; познакомить с понятием «псевдоним».

б) Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) путем анализа биографических сведений, рассматривания портрета; развивать связную речь, умение отвечать полным ответом на вопросы учителя.

в) Воспитательные: воспитывать умение сочувствовать, чувство гуманного отношения к людям.

Оборудование: учебник, портрет М.Горького, выставка книг.


План урока


I. Орг.момент (2-3 мин)

II. Артикуляционная гимнастика (1-2 мин)

III. Проверка домашнего задания (3-4 мин)

IV. Подготовка к восприятию текста (10-15 мин)

V. Физкультурная минутка (1-2 мин)

VI. Первичное восприятие и анализ текста (10-12 мин)

VII. Домашнее задание (1-2 мин)

VIII. Итог урока (4 мин)














Ход урока


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

— Садитесь.


II. Артикуля-ционная гим-настика

Жу-жу-жу – над цветами я кружу.

Ете-ете-ете – мы летим в ракете.

Ул-ул-ул – ветер с моря дул.

Ицу-ицу-ицу – мы заметили лисицу.

Да-да-да – друг поможет мне всегда.

Шу-шу-шу – сижу тихо, не шуршу.


III. Проверка домашнего задания

— Какое произведение изучали на предыдущих уроках?

— Кто автор?

— О чем писал автор?

(О ком? Где жили дети? Почему они жили в подземелье?)

— Как относится Короленко к таким беспризорным, голодным, нищим детям?


— Нравится Короленко, что дети живут в таких условиях?

— Против чего выступает Короленко в своем произведении?

— Верно. Владимир Галактионович Короленко выступал против бедности, нищеты, голодающих детей, потому что не должно быть такого. Разве могут дети жить в таких тяжелых условиях?


«Дети подземелья».

В.Г. Короленко.

О бедности, нищете.




Жалеет, сочувствует.



Нет.

Против бедности, нищеты.





Нет.

IV. Подготовка к восприятию текста




а) Рассматривание портрета

















б) Рассказ учителя

— Эту же тему тяжелого, трудного детства поднимает в своих произведениях замечательный русский писатель Максим Горький.

Запись на доске темы урока и периода жизни.

— Вспомните, что такое портрет?


— Сейчас я предлагаю вам посмотреть на портрет Максима Горького, который написал художник Исаак Бродский.

— Понравился вам портрет?

— Чем именно понравился?

— Кто изображен на картине И.Бродского?

— Какое лицо?


— Обратите внимание на взгляд. Какой он?


— Что еще в его лице указывает на то, что это серьезный, думающий человек?


— Верно. Рассмотрите, во что одет М.Горький?

— Посмотрите, ворот рубашки расстегнут, вся одежда очень простая. О чем это говорит? Максим Горький – человек дворянской крови или человек из народа?

— А сейчас я расскажу вам об одном мальчике. Хотите?

— Мальчик Алеша Пешков родился в 1868 году в г.Нижнем Новгороде. Его мать – Варвара Васильевна. После смерти своего мужа, это папа Алёши, она возвращается в семью своего отца — красильщика Василия Васильевича Каширина. Красильщик – это профессия. Что делал дед Алёши? (Он был владельцем красильной мастерской. Он и его работники красили кожу в разные цвета, а затем продавали.)

— Дед Алеши в семье самый главный, он – глава семьи. Человек он мрачный, несдержанный, неласковый.

— Вскоре после возвращения к деду, умирает мама Алеши. Он остаётся круглой сиротой. В семье кроме Алеши еще есть дети, его двоюродные братья. Но в доме все равно невесело. Все живущие в доме враждуют друг с другом, часто ссорятся, дерутся, а еще балуются и проказничают, как и вы можете. Поэтому каждую субботу их жестоко наказывают, порют розгами – длинными тонкими мокрыми прутьями. Оттого, что розги были мокрые, порка была еще больнее.

— Единственным светлым человеком во всём его окружении была бабушка Акулина Ивановна, невероятной доброты и теплоты женщина. Умная, терпеливо сносящая издевательства деда Каширина, она была поддержкой для Алеши, она была для него и матерью, и нянькой, и другом. Бабушка рассказывала Алёше интересные сказки, истории.

— В 1879 году, когда Алёше исполняется 11 лет, дед разоряется, поэтому решает, что мальчик может и должен теперь жить самостоятельно и отправляет внука «в люди».

— Что значит «в люди»? т.е. жить и работать на чужих людей.

— Сколько лет было Алеше, когда дед решил отправить его «в люди»? А вам сколько? Представляете как такому маленькому мальчику, еще младше вас, пришлось заботиться о себе самому, работать и жить самостоятельно!

— Мальчик работает на посылках в обувном магазине, грузчиком, моет посуду на пароходе, расписывает иконы.

— Но, несмотря на свою тяжёлую, сложную жизнь, жизнь в бедности, он мечтает об образовании, хочет поступить в университет. Но, не имея ни денег для этого, ни знаний, Алёша занимается самообразованием (сам себя учит, для этого он читает много книг). Позже, когда он станет взрослым, он скажет: «Всем хорошим в себе я обязан книгам».

— Прошло много лет, и Алёша Пешков стал русским писателем Максимом Горьким.

— Странно, да? Как так получилось? Два имени у человека, разве такое бывает?

— Оказывается, если человек хочет, он может взять себе псевдоним.

Чтение слова «псев-до-ним» хором по слогам на доске.

— Что же такое псевдоним? Это новая фамилия, которую выбирает себе писатель или артист. Так и получилось, что Алексей Пешков стал называть себя Максимом Горьким.

— Почему же именно такая фамилия?

О своем горьком детстве, нелегкой судьбе он и рассказал во многих своих произведениях. У нас есть выставка книг, которые он написал. Прочитаем их названия.

— Самой большой его работой стала трилогия – три повести, которые рассказывают обо всей жизни Максима Горького.

— Запишите, названия этих повестей: «Детство», «В людях», «Мои университеты».


Изображение человека.





Мужчина.

Мужественное, серьезное.

Задумчивый, напряженный.

Морщины на лбу; брови, сведенные на переносице.

Шляпа, плащ, рубашка, галстук.


Максим Горький – человек из народа.
































































Нет.





Записывают в тетради: «Псевдоним – новая выдуманная фамилия писателя или артиста».

Потому что жизнь его была тяжелой, горькой. Много ему пришлось пережить в своей жизни.





Записывают.

V. Физкультурная минутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шерстку моет, щечки трет,

Убирает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.


VI. Первичное восприятие и анализ текста

— Сегодня мы с вами начнем читать повесть «Детство».

Чтение по абзацам с анализом каждого.


VII. Домашнее задание

с. 168-171 прочитать

с. 170, с. 171 ответить на вопросы


VIII. Итог урока

— Кто автор повести, которую мы начали читать?

— Это его настоящее имя?

— Как же настоящее имя Максима Горького?

— Почему именно такой псевдоним выбрал себе Алексей Пешков?

— Какие еще произведения написал Максим Горький?

Выставление оценок.


Свежие документы:  Конспект урока литературы «Он по жизни шагал…по канату, натянутому, как нерв» (по песенному творчеству В. Высоцкого) 11 класс



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: