Конспект урока чтения в 9 классе по теме : С. А. Есенин «Отговорила роща золотая»


Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа УШвида











Открытый урок чтения

в 9 классе



С. А. Есенин

Отговорила роща золотая



Провела: Смирнова И.А.










Урок чтения 9 класс.

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина

«Отговорила роща золотая».

Задачи: 1. Развитие эмоционального и познавательного интереса к работе со стихотворением

  1. Осуществлять связь содержания уроков чтения с музыкой и изобразительным искусством

  2. Обучение правильному и выразительному чтению стихотворения

4 Расширение кругозора детей на основе установления связей с окружающим миром.

Ход урока.

  1. Орг.момент

  2. Проверка д/з.

  • Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение творчества великого поэта России С.А.Есенина. Прежде чем продолжить разговор о человеке, оставившем своему народу не только прекрасные стихи о любви, о природе, животных, но и поэмы, воспевающие родную Россию, «страну березового ситца», «голубых далей», «густых трав», «прекрасных людей», давайте вспомним его биографию.

  • Как, по-вашему, откуда к нему пришла эта любовь? (из детства)

Все начинается с детства: и любовь, и красота. Что же вы знаете о детских годах С. Есенина?

А чтобы у нас был не только рассказ, мы стихами будем подтверждать его биографию. Итак, детские годы поэта (рассказывает ученик) после рассказа подтвержд. стихотворением Есенина «В хате».

«Пахнет рыхлыми драценами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в лаз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за солонкою- Шелуха сырых яиц..

  • Как бы вы назвали это стихотворение?

  • О чем в нем идет речь?

  • Кто бывал в деревне? Есть что-то похожее в описании того времени деревянной избы и в настоящее время вашего деревянного дома?

У Есенина на всю жизнь сохранилась любовь к родному дому и близким людям. Кто они? (дед, бабушка, мама). Подтверждение стихотворением Есенина «Письмо матери»

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете Не буди, как 8 лет назад…

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу В старомодном, ветхом шушуне.

  • Зачем же мать полная грусти и тревоги выходит на дорогу? Кого она ожидала? (рассказ учащегося)

Долгие годы Есенин пребывал вдали от родного дома, он бывал в Москве, Ленинграде, путешествовал по России, был в Крыму, на Кавказе, за границей. Но всегда и везде он помнил о доме, его тянуло в родные места. Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,

Слишком были такими недавними

















Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.

Итак, из всего сказанного, давайте сделаем вывод. Какое чувство по- вашему сформировалось у Есенина в детстве (чувство любви, к чему? — к родному дому, природе, народу)

III. Материал урока.

Продолжим изучение творчества Есенина. У нас сегодня будет необычная тема урока. Прочитайте ее на доске.

«Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали»

  • Найдите и выделите главные слова в теме урока (родился я, зори свивали).

  • О чем будем говорить? (о доме, о природе)

  • Одним из лучших шедевров, посвященной теме природы, считается стихотворение С. Есенина, с которым мы с вами сегодня познакомимся «Отговорила роща золотая».

Написано оно поэтом в 1924 г. В это время С.Есенин находился в Баку, и напечатано оно было в газете «Бакинский рабочий». Познакомившись со стихотворением «Отговорила роща золотая», мы с вами убедимся в том, что природа у Есенина неотделима от человека, от настроения его, от земных радостей и тревог.

  • Чтение стихотворения учителем.

  • Какие строчки вам больше всего запомнились?

  • Как по-вашему, о чем данное стихотворение?

  • Какое время года? Что говорит о том, что это осень? (зачитываются строчки об осени).

  • Каким настроением оно пронизано?

  • О чем грустит поэт (об осыпавшейся роще, улетающих журавлях, быстротечности жизни, прошедшей молодости).

  • Какие слова передают грусть поэта? (зачит.)

Обратите внимание на иллюстрации на доске.

Подходят ли они к нашему стихотворению?

Если да, то давайте найдем строчки из стихотворения, подходящие к иллюстрации (зачит.)

Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Природа имеет лицо. Можем мы сказать, что природа у Есенина это застывший, пейзажный фон. Нет, потому что она у него живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Природа у Есенина неотделима от человека.

Давайте найдем сравнения, которыми пользуется поэт в стихотворении, показывая нам животворящую силу природы.

  • Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.

  • Горит костер рябины красной Но никого не может он согреть

  • Как дерево роняет тихо листья Так я роняю грустные слова.

(учащиеся объясняют, что поэт сравнивает в этих строчках)

  • Чтение стихотворения по столбцам.

  • Чтение стихотворения сильными учащимися. Каким голосом вы будете передавать настроение стихотворения? (тихим, печальным)

При чтении стихотворения вы заметили музыкальность? Я читаю «Отговорила роща золотая» хочется пропеть слова, голос то повышается, то понижается. И композиторы обратили внимание на музыкальность

рифмы стиха и более 300 стихов положены на музыку. Одну из них мы прослушаем, и попробуем проследить, сумела ли музыка и исполнение актеров передать то настроение, которое Есенин передал в стихотворении. Еще мы говорили о том, что у Есенина стихи живописны, т.е. их можно передать в цвете и сейчас попробуем, слушая музыку, передать ваше настроение от восприятия через зрительный образ.

А для этого проведем такую работу, (зубная щетка обмакивается в краске и разбрызгивается на лист, затем лист сгибается пополам, открывается и смотрим, какие цвета передали ваше настроение через музыку). Идет прослушивание романа «Отговорила роща золотая» и работа с красками. Использование (желтый, красный, коричневый, оранжевый) теплых тонов. Настроение теплое, жизнерадостное, внутреннего подъема (данные цвета встречаются в стихотворении). Черный цвет — грусти и печали, черная туча, голая равнина, грусть о прошедшем лете, наступлении длинных, холодных вечеров.

Синий, голубой, фиолетовый цвет (холодные тона)

Настроение романтичности, трепета души, к раздумью о чем-то (любимые цвета Есенина)

— Еще раз читаем стихотворение «Отговорила роща золотая»

  1. Итог. Над чем работали на уроке? С чем познакомились? Что нового узнали? Как можно передать и почувствовать настроение человека?

  2. Д/з. Стихотворение выучить наизусть.

















Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Путешествие по есенинским местам»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: