Конспект урока для 7 класса «Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВРАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27 г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ







Конспект проведения

Урока внеклассного чтения в 7 классе

« Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»





















Составила и провела

учитель – дефектолог

Черемных Т.А.





Братск, 2014



Цели: закрепить понятие «устное народное творчество»; жанры устного народного творчества; повторить и закрепить виды сказок;

Познакомить с литературной сказкой (сказом) П. Бажова «Серебряное копытце»; выделить особенности сказки;

Развивать мыслительные операции – синтез, анализ; совершенствовать активный и пассивные словари;

Воспитывать любовь и уважение к богатству народной культуры;


Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Повторение.

  1. Объясните понятие «устное народное творчество»;

  2. Назовите жанры устного народного творчества;

Угадай жанр по описанию:

Жанр народного творчества, который сопровождает человека всегда: и в веселое застолье, и на рождение ребенка, в игре, в горестном событии, во время работы; (песня)
Жанр, в котором описывается то, что было на самом деле; рассказывается о подвигах народных героев; (былина)

Жанр, где добро побеждает зло, есть троекратные повторы, много необыкновенного;
(сказка)

Жанр, который учит уму разуму; имеет переносный смысл; (пословицы)

Народная задача, головоломка; (загадка)


  1. Назовите самый распространенный жанр устного народного творчества;

  2. Назовите виды сказок;

  3. Охарактеризуйте каждый вид сказки;

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим о литературной сказке. Цель наша – исследовать и выяснить в чем сходства и отличия литературной и народной сказок.

IV. Актуализация знаний.

Автор литературных сказок – Павел Бажов.

  • Выступление учеников с сообщением о биографии Павла Бажова.

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве. Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.


Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.


  • Сказка П. Бажова «Серебряное копытце».

V. Словарная работа.


  • Пособник
    Барская рукодельня
    Балаган
    Очаг
    Статочное дело
    Угрузнешь в снегу
    Солонина
    Хризолиты

  • Назовите героев сказки;

  • Чем занимался дед?

  • Прочитайте описание жизненного уклада Коковани и Даренки;

  • Что заинтересовало Даренку в рассказе деда?

  • О какой черте характера говорит этот факт?

  • Расскажите, какой был козел, найди этот отрывок в тексте, прочитайте;

  • В чем его особенность?

  • Почему дед хотел его увидеть?

  • Произошла ли встреча? Как она произошла?

  • Какие камни стали находить люди?

  • Охарактеризуй Кокованю и Даренку;

VI. Расслабляющая пауза.

  • Выявление сходства и различий сказки литературной и народной.

Сходства:
Герои, обладающие волшебством;

Троекратный повтор пытается увидеть козла;

Отличия:

Народная сказка

Литературная сказка

Вымысел;

Описание занятий людей;

Сказочные герои;

Есть автор;

Волшебные предметы;

Обыкновенные люди;

Занимательный рассказ;

Реальные события;

Отсутствует автор;

Обычные предметы;


VII. Подведение итогов.

  • Нашей целью являлось – знакомство с литературной сказкой, сравнение с народной сказкой, выявление сходств и отличий.

  • О чём главная мысль сказа Бажова?
    Выбери самую точную формулировку.


А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.


  • Вопрос для самого внимательного:

О чем больше всего пожалела Даренка, когда снегом засыпало самоцветы?

  • Выставление оценок.

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Тема добра и зла в романе "Мастер и Маргарита""

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: