Конспект урока литературы для 4 класса «Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором»



Конспект урока

литературы для 4 класса

«Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором»



Горшкова

Елена Валерьевна

учитель высшей категории





Санкт-Петербург

18 декабря

2012-2013 учебный год





Конспект урока

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


1. 4 класс, Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века»;

2. Тема раздела: От фольклорных сказок к литературным

Тема урока: Сказки братьев Гримм. Знакомство с автором

3. Цель: Обучить созданию презентации по теме «Жизнь и творчество братьев Гримм»


4. Задачи:

Предметные:

1. Развитие умений в поиске, отборе, изучении информации о жизни и творчестве сказочников братьев Гримм

2. Развитие воображения и фантазии в процессе создания эскизов слайдов к презентации.

3. Развитие умений сохранять информацию с использованием компьютерной презентации

4. Развитие умения работать в группе по созданию презентации

5. Развитие коммуникативных навыков.

Метапредметные:

1) Овладение различными способами поиска информации в справочной литературе, Интернете

2) Овладение способами сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

3) Овладение практическими способами действий и приемами мыслительной деятельности: наблюдение, анализ, сравнение, синтез, обобщение

3) Овладение навыками смыслового чтения текстов

4) Приобретение умений строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

5) Умение анализировать и оценивать информацию с точки зрения полезности и достоверности;

6) Формирование информационного мировоззрения


5. Литература:


1) Виноградова Н.Ф. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений: в 3 ч.Ч.1- М. : Вентана-Граф, 2012.

6. Оборудование урока: учебник, компьютер, проектор




Ход урока.



Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Информация из разных источников

Речь и деятельность учащихся

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

— Сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.

— Вам нравится, когда приходят гости? Почему?

-Да, всегда приятно встречать гостей.

— Волнуетесь?! Я тоже немного волнуюсь. Главное – это положительный настрой!

— Возьмитесь за руки, закройте глаза.

Сегодня замечательный день, у вас хорошее настроение, у вас все получится!

— Откройте глаза.

— Дети отвечают.






Дети берутся за руки, закрывают глаза


Открывают глаза

2. Актуализация знаний


— Посмотрите на доску. Перед вами портретная галерея. Назовите, кто изображен на портретах?

— Что объединяет этих знаменитых людей?



— Что можете рассказать о каждом из них?







































— Кто еще может что-либо добавить?

— Откройте учебник на с. 144. Прочитайте статью об авторах.

— Что узнали из этой статьи?





— Ш. Перро, А. Пушкин, братья Гримм


— Здесь изображены писатели-сказочники

— На материале народных сказок они стали сочинять свои, авторские сказки


Ш. Перро

— Французский сказочник, родился в Париже

— Всю жизнь собирал и обрабатывал народные сказки.

— Родоначальник, основоположник литературной сказки.

— Самые известные сказки: «Золушка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица»

А. Пушкин

— Знаменитый русский поэт.

— Родоначальник новой русской литературы.

— Получил домашнее образование. В 12 лет был зачислен в Царскосельский лицей. Там, на протяжении 6 лет, развивался его поэтический дар.

— Имя Пушкина стало известно за пределами лицея. Он был принят в литературное общество «Арзамас»

— А. Пушкин не писал специально для детей, но многие его произведения вошли в детское чтение: стихотворения, отрывки из поэм, сказки, повести

— «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»….

Братья Гримм

— Это немецкие писатели-сказочники.

— Самые известные их сказки: «Бременские музыканты», «Госпожа метелица» , «Соломинка, уголек и боб» , «Белоснежка», «Король Дроздобород», «Золушка», «Золотой гусь» «Принц-лягушонок, или Железный Генрих»

— Учащиеся затрудняются ответить.

— Открывают учебник. Читают статью.

— Известные знатоки фольклора

— Два брата: Вильгельм и Якоб

— Собиратели народных сказок



3. Усвоение новых знаний



1. Объявление темы урока

(Портрет сказочников перевешивается в центр)

— В каких источниках можно получить более подробную информацию о жизни, творчестве знаменитых людей?



— Мы постараемся найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества немецких сказочников братьев Гримм.

— Попробуем сделать небольшую презентацию.

— Напомните, что такое презентация?

(На доске появляется слайд)



2. Составление плана работы

— У кого есть опыт составления презентации?

— С чего обычно начинают такую работу?

— На доске деформированный план. Восстановите пункты плана


2. Обработка информации

4. Создание презентации

6. Оценивание работы

1. Поиск информации

3. Разработка структуры презентации

5. Представление результатов











3. Краткий инструктаж

— Работать будете в группах. Ребятам, у которых уже есть опыт работы с презентацией, я предлагаю подойти к компьютеру. Сегодня это ваше рабочее место.

— Еще раз обратимся к нашему плану.

1. Поиск информации

— Вы можете воспользоваться биографией автора. Информация взята из интернета. Так же вам предложена дополнительная литература.

Ваше право выбрать любой источник информации.

— Как быстро и правильно найти нужную статью?




2. Обработка информации

— Чтобы легче было отобрать необходимую информацию для слайдов, на столе – карточка-помощница с вопросами, которые могут быть представлены в слайд-шоу.

— Обязательно добавьте свой вопрос, который, по вашему мнению, необходимо осветить в презентации.




3. Разработка структуры презентации

— У вас на столах 4 листа бумаги для создания эскизов слайдов. Вы должны подготовить эскизы для 4 слайдов.

— Как сделать вашу работу в группах более слаженной, быстрой?


— На создание эскизов – 15 минут


4. Создание презентации

Эскизы готовы. Время приступить к созданию самой презентации.

— Четверо ребят выполняют работу за компьютером. Остальные группы пробуют создать презентацию в бумажном варианте. Каждой группе выдается по 4 листа, на которых и появится ваша презентация.

— Обратите внимание, у вас на столе лежит памятка по созданию презентации

— На создание презентации – 15 минут







5. Представление презентации

— Посмотрим на результаты вашей работы.

— Расскажите при помощи своей презентации о жизни и творчестве братьев Гримм. Выберите по одному представителю от каждой группы.





— Справочная литература, учебная литература, журналы, энциклопедии, интернет, учебно-познавательные фильмы, презентации





— Это слайд-шоу. Обычно делается в программе Power Point




— Необходимо составить план действий



— Сначала нужно найти литературу

1. Поиск информации

— Отобрать необходимую информацию

2. Обработка информации

— Подготовить эскизы слайдов

3. Разработка структуры презентации

— Создать презентацию

4. Создание презентации

— Показать презентацию

5. Представление результатов

— Оценить работу

6. Оценивание работы








Ребята отбирают необходимую литературу



— Открыть содержание, найти нужную страницу, найти необходимую статью















— Распределить слайды межу членами группы, совместно продумать , какие вопросы подойдут к каждому слайду










Учащиеся читают











Учащиеся рассказывают: сначала мультимедийная презентация, затем остальные.



















4. Обобщение и систематизация знаний


6. Оценивание работы

Молодцы!

— Оцените свою работу по предложенным критериям и подсчитайте количество баллов





— Пожмите друг другу руки, поблагодарите за хорошую работу в группе. Вы молодцы!











— материал презентации изложен логично

— группа обращалась за помощью к учителю

— грамотное, уместное употребление терминов

— докладчики грамотно излагают материал


5. Инструктаж д.з.

— Дома я вам предлагаю еще раз проявить свои творческие способности.

— В Контакте, на страничке нашей группы 4а класса, я выложу презентацию, которую сегодня создали на уроке. Кто захочет, может попробовать дополнить ее, создать свои слайды о жизни и творчестве братьев Гримм. На следующем уроке мы всем классом с удовольствием посмотрим, что у вас получилось









6. Организация рефлексивной деятельности



— Получилось у вас найти, изучить и кратко изложить историю жизни и творчества братьев Гримм. Как вам это удалось? (На доске появляется первый слайд презентации)

— У вас неплохо получилось!

— Взгляните еще раз на портрет знаменитых немецких сказочников. Что изобразил художник в левом нижнем углу?

— Почему именно перо?


— Братья Гримм создавали свои чудесные сказки при помощи пера. Мы сегодня с вами тоже творили, но только уже при помощи новых компьютерных технологий…. (На доске появляется перо рядом со слайдом)


— Вы готовы еще творить?!







— Мы создали презентацию




— Художник изобразил перо


— Писатели-сказочники, написали очень много сказок, раньше писали перьями





Да!


7. Организационное

завершение урока


— Возьмитесь за руки, закройте глаза…Вспомните наш урок…Что понравилось на уроке, что вам запомнилось…Откройте глаза

-Урок окончен










Памятка для создания мультимедийной презентации




Стиль


  • Соблюдайте единый стиль оформления.



Цвет


  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.





Содержание информации



  • Используйте короткие слова и предложения, небольшой

объем информации.



Расположение информации на странице



  • На слайде обязательно располагается картинка.

































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ



пп

Критерии оценки

Баллы

1.

Оформление проекта:

  • Аккуратность – 1 балл

 

2.

Содержание проекта:

  • Соответствие теме проекта – 1 балл

  • Наличие оригинальных находок – 1 балл

  • Полнота представления материала – 1 балл

  • Логичное представление материала – 1 балл

 

3.

Представление проекта:

  • Ясность, красота речи – 1 балл

  • Эмоциональность в представлении – 1 балл

 

 

Итого:

7 баллов – “5”
5-6 баллов – “4”
3-4 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 








Братья Гримм Якоб (1785 – 1836) и Вильгельм (1786 – 1859) –

немецкие сказочники 18-19 века.

Они родились в Германии в городе Ханау в семье чиновника. Росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.

За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.

Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок». Среди них: «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Король-лягушонок, или Железный Генрих». 
Великие сказочники подарили миру множество чудесных сказок. Они переведены на многие языки мира. Сказки братьев Гримм учат нас быть добрыми, верными, честными, отзывчивыми.





Свежие документы:  Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Звуки [ т ] , [ т’]. Буквы Т т"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: