Конспект урока литературы «УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… » 4 класс


Урок по литературному чтению в 4 классе

по программе О. В. Кубасовой.


Тема: « УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛИ МИРУ… »

Басни: Х.К. Андерсена и Эзопа.

Цель: воспитание компетентного читателя:

— вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями;

— способствовать формированию умений воспринимать структуру текста,

понимать его содержание, выделять из него необходимые для читателя аспекты;

— учить осуществлять диагностику и оценку уровня читательской компетенции на

разных стадиях ее формирования;

— совершенствовать владение разными техниками чтения на основе информации,

полученной в результате чтения;

— познакомить с баснописцами разных эпох и их произведениями;

— развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей;

— воспитывать нравственные качества;

— формировать чувство ответственности.


ХОД УРОКА

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности:

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: “Будет интересно!”

Будем басни мы читать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Сегодня на уроке мы подробнее поговорим еще об одном жанре

художественной литературы — о баснях.


2. Актуализация знаний фиксации индивидуального затруднения в пробном

действии:

1) актуализация знаний о былинах.

— Но сначала вспомним, что же было задано на дом? (дети читают на оценку, остальные их оценивают)

— Удалось ли интонацией передать характер героев?

— Получилось ли передать былинную интонацию?

— Если вас заинтересовали произведения о русских богатырях, вы можете

продолжить чтение дома. Мы еще вернемся к этому жанру на уроках

внеклассного чтения. (Учитель демонстрирует книги).

— Напомните, с каким жанром художественной литературы мы

знакомились на прошлых уроках? (Былины)

— Так, что же такое былина? (Это русские народные песенные сказания).


2) актуализация знаний о баснях. N (слайд):

а) — Какие жанры художественной литературы вы еще знаете? (Дети

перечисляют – басни…).

— Какие басни вы знаете и кто их автор? (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»,

Л.Толстой «Старый дед и внучек» и др.)

— На что похожа басня на сказку или на рассказ? (На сказку)

— В чем особенности этого жанра?

(Выслушиваются ответы учащихся).

— Давайте сравним свои знания об этом жанре со сведениями в энциклопедии для детей «Что такое? Кто такой?»

& БАСНЯ – это литературный жанр, в виде краткого рассказа, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме). В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Герои басни не только люди, но и животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Этот прием называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне, — «эзоповским» языком.

Что же это за язык такой? Давно, две с половиной тысячи лет назад, жил в Древней Греции раб по имени Эзоп. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками.

Басни Эзопа были переложены на латинский язык. Позже они стали достоянием всех европейских литератур и явились основным источником басенных сюжетов разных баснописцев, от француза Лафонтена до русского Крылова.

В России басня стала широко распространятся уже с середины 18-го в. Но своего расцвета она достигла лишь у Крылова. «Эзоповским» языком Иван Андреевич владел мастерски. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду: «А

Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил». Каждая его басня – это отражение какого-то события, свидетелем которого был он сам.

Свежие документы:  Список внеклассного чтения 10 класс

И поныне в многонациональной литературе басня продолжает жить как сатирический жанр, где словам тесно, а мыслям просторно.

ВЫВОД: — Так, что же такое басня? (Басня – краткий, чаще всего

стихотворный, нравоучительный рассказ)

— В чем особенность этого жанра? (Всегда носит

нравоучительный характера. В начале или

чаще в конце басни сформулирован вывод,

основная поучительная мысль – мораль.

Герои басни люди или животные)

N (слайд)


б) N (слайд) «КОРОЛЬ СКАЗОК» Г.Х.Андерсен тоже писал басни. Мы сейчас познакомимся с одной из них и на ее примере разберем особенности этого жанра.

= дети читают басню по цепочке ;

= словарная работа: — гениальный способ,

— диковинные вещи,

— зрелище сколь занимательное, столь…

= анализ: Как Х.К.Андерсен назвал басню? (чудесным зеркалом)

— Почему он так ее назвал?

— Почему люди не могли рассердиться на басню?

= вопросы страница 5: Что же хотели сказать этой басней древние

мудрецы?

— Подберите пословицы, близкие по смыслу к

морали этой басни.

= пословицы: — Поспешишь – людей насмешишь.

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


в) физминутка: Друг за другом дружно встали,

Руки вверх скорей подняли.

На носочки поднимитесь,

Хорошенько потянитесь.

Руки в стороны теперь,

Спины держим все прямей.

Прыгнем раз, еще разок.

А теперь за парты сели

И продолжим наш урок.

г) — Я хочу вам рассказать о человеке, которого считают основателем этого жанра, а вы подумайте, что для него было самым важным в жизни. N (слайд)

Сообщение учителя. Эзопродился в Древней Греции, в области северно-западной части Малой Азии (Фригия) в 6 веке до нашей эры. Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд – множество. Говорят, что он был рабом и калекой, что жил во времена Креза – царя Лидии, правившего в 6 в. до н.э. – на острове Самос. Эзоп был очень умным и смелым человеком. За его ум ему дали вольную, т.е. он стал вольным человеком и служил при дворе самого царя. Но за смелые слова и вольные мысли он был осужден и приговорен к смертной казни. Его бывший хозяин хотел помочь Эзопу избежать смерти, но для этого Эзоп должен был признать себя рабом и опять попасть в рабство. Но Эзоп сказал: «Я очень долго мечтал о воле, о свободе. Поэтому, лучше умру я вольным человеком, чем буду жить рабом».

Вслушайтесь внимательно в эти слова.

Тем самым он не покорился тому образу жизни, тем порядкам. Погиб Эзоп насильственной смертью (местные жители сбросили его со скалы). Так гласит легенда. …

Но, а на самом деле, его краткие записи собираются с 3-4 вв. до н. э., сохранилось свыше 300 басен с краткими моралями.

Так что же ценил Эзоп больше всего в жизни?

Идеи эзоповских басен скептичны, т.е. подвергающиеся сомнению, недоверию. И пессимистичны, т.е. заканчиваются они все уныло или плохо. Персонажи (главным образом животные) откровенно условны, повествование сжато и прямолинейно, язык прост и близок к разговорному. Сюжеты Эзопа составили основной фонд сюжетов европейской литературной басни.

И мне хочется, что бы вы сегодня на уроке познакомились с некоторыми из них. Очень часто под рукой талантливого автора история, лежащая в основе сюжета басни, превращается в сценку.


3. Выявление места и причины затруднения:

— Вашему вниманию предоставляется басня «Путник и гадюка» N (слайд)

(заранее подготовленные дети инсценируют басню)

Свежие документы:  Урок литературы «Завещание писателя» (по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный Цветок» 6 Класс


= ПУТНИК И ГАДЮКА

= Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась — ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: « Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить? »


— В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей. Нет

единого мнения).

— Выступающие, вы согласны с чьим- то мнением? (Нет. Выступающие

дети высказывают свое мнение или зачитывают мораль).

= Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ за добро, но даже восстает против благодетеля.

Почему у нас не получилось прийти к единому мнению? (Мы не знаем, как

правильно определять мораль басни)

— Хотите научиться? (Да.)


Анализ басни

1. Читаю внимательно басню. На мысленном жанре стараюсь представить события басни.

2. Определяю героев. Анализирую их поступки.

3. Какие людские недостатки и пороки высмеиваются в басни?

4. На что автор хотел обратить мое внимание.

5. Определяю, где в басне мораль.

4. Построение проекта выхода из затруднения:

(у каждого ученика есть опорная схема анализа

басни)

Какова же главная цель нашего урока?

(Научится правильно определять мораль басни).

— Послушайте еще одну басню «Лев и мышь» и

подумайте: N (слайд)

(басню читает хорошо читающий ученик)

— Какие людские недостатки или пороки

высмеиваются в этой басне?

— Что автор хотел этим сказать?


= ЛЕВ И МЫШЬ

=У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил ее и готов был сожрать; но она умоляла отпустить ее, уверяя, что еще отплатит добром за свое спасение, и лев, расхохотавшись, отпустил ее. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев к охотникам, и они привязали его веревкой к дереву; а мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла канат и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, словно не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу; а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».


— В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).

(Далее вывод зачитывает ученик, который читал басни).

= Басня показывает, что порой при переменах судьбы даже самые сильные нуждаются в самых слабых.

(Дети из класса сверяют свои мнения с моралью автора).

— У вас получилось выделить мораль? (Да.)

— Что вам в этом помогло? (Мы послушали басню, выяснили недостатки и

пороки над которыми смеется автор, подумали, что этим хотел

сказать автор).


5. Реализация построенного проекта:

— Вниманию предоставляем следующую басню «Лев и лисица» N (слайд)

(басню инсценируют заранее подготовленные дети).

— Подумайте над моралью этой басни.


= ЛЕВ И ЛИСИЦА

= Лев состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больным; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. Много зверей уже погибло; наконец лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила, как он поживает. «Плохо» — ответил лев и спросил, почему же она не входит? А лисица в ответ: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов много ведет, а из пещеры – ни одного».

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Правда Евгения и правда Петра по поэме Пушкина Медный всадник"


— Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?

— Попробуйте передать главную мысль своими словами?

— В чем же мораль этой басни? (Выслушиваем ответы детей из класса).

— Выступающие вы согласны? (Дети высказывают свое мнение).

= Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.


д) N интерактивная физминутка для глаз


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

1) коллективная работа.

= Учащиеся читают басню в учебнике — «Ворона и кувшин».

— Какие мысли возникли после прочтения этой басни? (ответы детей)

— Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?

— Перечислите основные черты характера главной героини басни.

(Умная, хитрая, изобретательная)

— В каких строках заключена мораль басни? (Зачитывают)


2) работа в парах.

= Работа над басней – «Мальчик-вор и его мать».

= подготовка к чтению ;

= чтение басни по цепочке до морали;

= анализ: — Какие чувства у вас вызвала эта басня? (Дети делятся

своими чувствами, мыслями)

— Какие выражения показались вам наиболее яркими,

образными, запоминающимися?

— Предположите мораль этой басни? (Ответы детей)

= один ребенок зачитывает мораль из учебника.

— Правильно мы определили мораль? (Да)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

= Дети самостоятельно знакомятся с басней «Лисица и Козел».

— Кто главные герои этой басни? (Лисица и Козел)

— Почему названия животных написаны с большой буквы?

(Заслушиваем ответы учеников)

— Перечислите основные черты характера главных героев басни.

(Лисица – хитрость, Козел – глупость)

— Какие мысли вызвала данная сказка?

— Зачитайте мораль басни?

— А были ли у вас в жизни ситуации, к которым бы подошла

мораль этой басни?

— Можно ли по этой ситуации составить басню?

— Вам понравилось читать басни?


8. Включение в систему знаний и повторение N (слайд):

— Так, что же такое басня?

— В чем особенность строения басни?

— Как же правильно определять мораль басни?

Сообщение учителя. — Басни это древнейший вид литературного жанра. Основателем мы считаем Эзопа (Др. Греция – 6 в. до н. э.); в Др. Риме – Федр (1 в.н.э.), в Индии в 3 в. вышел целый сборник «ПАНЧАТАНТРА». Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Лафонтен (17 в.). В России развитие басен относится к середине 18 – конца 19 веков связано с именем Сумарокова (притчи), Хемнещера, Измайлова, Дмитриева. Первые стихотворные басни были у Симеона Полоцкого (17 в.) и в 18 в. у Кантемира и Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринужденного и лукавого сказа в баснях И. А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России.

— Как вы думаете, а басни писать легко или тяжело?

Д/з: — Попробуйте сами стать баснописцами и придумать басню с той же

моралью, что и у басни «Лисица и Козел».

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

— Какова была цель нашего урока?

— Достигли ли мы ее?

— Выскажите свое мнение.

N (слайд)

— Я научился на уроке …

— Урок привлек меня тем …

— Урок показался интересным …

— Я задумался о …

10. Оценка деятельности учащихся:

— Мне очень понравилось, как работали …

— …. вы были активны.

— А вот вам стоит подтянуться.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: