С пециальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, г. Нягань
Учитель русского языка и чтения Шилина Алеся Борисовна.
Конспект урока чтения по теме «А. Барков, «Пожарник Карл»
Цели: учить делить текст на части, передавать содержание по плану; коррекция связной устной речи; коррекция внимания, мышления посредством упражнений; воспитывать желание любить всё живое, помогать слабым и беззащитным животным (птицам).
Наглядность: таблица слогосочетаний; иллюстрации с изображением птиц, домашних животных;
Ход урока.
Орг. момент.
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
— Плоховато рассказали, сделаем речевую гимнастику, тогда лучше, чётче будете произносить слова.
2. Речевая гимнастика:
дыхательные упражнения;
артикуляционная гимнастика;
чтение слогосочетаний;
чтение скороговорки.
— На иве галка.
На берегу — галька.
Коррекционное упражнение «Четвёртый лишний».
— Какая картинка лишняя?
— Почему?
(Корова, лошадь, овца, сорока. Лишняя картинка — сорока.)
— Ребята, вспомните, о какой птице мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили об одной из разновидностей птиц из семейства врановых – галке. Галка – персонаж произведения А. Баркова.)
Работа с текстом.
— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Баркова «Пожарник Карл», в котором одним из героев был галчонок Карл. Вспомним содержание рассказа.
4. Работа по вопросам:
Расскажите, как у мальчика появился галчонок Карл?
Как вёл себя галчонок в доме?
Как галчонок ходил с хозяином за водой?
Где Карл устроил себе гнездо? Как оно выглядело?
5.Сообщение темы.
— Сегодня мы ещё раз обратимся к тексту рассказа, прочитаем, но читать будем, деля рассказ на части, затем передадим содержание рассказа по плану.
— Озаглавливать части не будем, так как план готов – с. 135. (Знакомимся с планом.)
Словарная работа.
— Перед чтением произведения, вспомним “хитрые слова”, объясним значение этих слов:
— взъерошенный – растрёпанный, взлохмаченный;
— бедолага – бедняга;
— медный умывальник – изготовлен из меди (медь – сплав железа и меди);
— коромысло – предмет для ношения двух вёдер на плече — толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах;
— сруб – стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен;
— шальной ветер – сильный, быстрый;
— бадья – большое ведро;
— нахохлился — съёжился, втянув голову, взъерошив перья.
(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов.)
— А сейчас все закрыли глазки, открыли и наблюдаем за картинками, на которых изображены птицы…
7. Гимнастика для глаз «Что за птицы?»
(Иллюстрации с изображением птиц размещены в разных частях классной доски.)
Чтение рассказа и деление его на части.
с. 133.
(Один из учащихся читает I часть рассказа, совместно с учащимися озаглавливаем часть по плану, передача части, затем читаем следующую часть .)
— Ребята, как называется первая часть? (Читаем, делим…)
План.
1. В доме поселился галчонок Карл.
Забавы галчонка.
9. Физминутка «Если…». (Птицы – хлопок, животные – приседаем.)
Карл ходит за водой.
Гнездо Карла.
Карл – пожарник.
10. Итог урока:
— Какое произведение читали?
— Кто автор этого произведения?
11. Закрепление. Упражнение на внимание «Найди среди других птиц – галку».
— Опишите внешний вид птиц — галочек.
— Видели ли вы этих птиц?
— За какими птицами наблюдали? Что заметили?
— Давайте учиться наблюдать за животными, птицами, растениями и делиться впечатлениями. Помогать.
— Как называется раздел, из которого изучили произведение? («Люби всё живое».)
12. Оценивание учащихся.
13. Д./з. с. 136, самостоятельно прочитать рассказ Г. Скребицкого «Медвежонок» и подумать, о чём в нём говорится. (Запись домашнего задания в дневники.)
Источники материалов
1. Чтение . 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Воронкова В.В.- М: «Владос», 2007 — 128 с.
2. Русский язык и чтение, 5 – 7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения / авт.-сост. М.Е. Прокопенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 208 с.
3. Животный мир в картинках. – М.: «Русское энциклопедическое товарищество, 2003 г. – 64 с.
4. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 58 с.