Конспект урока на тему: «Дорога жизни – дорога чести»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Кызыла»












Конспект урока на тему:

«Дорога жизни – дорога чести»

(По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина)














Учитель русского языка и литературы

Ондар Аида Васильевна












2002-2003 учебный год

Тема урока: «Дорога жизни – дорога чести» (По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина).

Цели: 1.помочь учащимся прийти к выводу, что жизненный путь Петра Гринева – это дорога чести;

2.воспитание чувства ответственности за свои поступки, обратить внимание учащихся на одну из актуальных тем – на тему милосердия;

3.расширение словарного запаса, развитие умения строить устные и письменные монологические высказывания.

Ход урока.

— Сегодня на уроке посмотрим, сумел ли Петр Гринев, пройдя по дороге жизни, сохранить те качества, которые вынес из родительского дома и выполнил ли наказ отца. Ведь дорога жизни каждого человека начинается с родительского дома. Родительский дом не просто начало дороги. Он является путеводной звездой, которая помогает человеку не заблудиться и достойно прожить жизнь. И тот, кто не забывает сверяться по этой звезде, не потеряет свою дорогу. Для Гринева такой путеводной звездой оказался наказ отца.

— Отпуская сына на службу, какой наказ дает отец?

— Что он просит сберечь?

— Итак, верность присяге, честь, доброта, благородство – вот что ценит отец Петруши, вот его наказ, напутствие сыну, вступающему в самостоятельную жизнь. Проблема чести – одна из основных проблем повести. Не случайно эпиграфом ко всему произведению Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду», который полностью прозвучал в наказе отца.

— Дома попробуйте раскрыть смысл эпиграфа. Откройте дневники и запишите: «Раскрыть смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».

— Что такое честь?

— Друг Пушкина В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

— А что такое совесть?

— Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Как, по мнению отца, надо жить?

— Гринев «отправился в дорогу, сел в кибитку с Савельичем».

— Куда идти? На этот вопрос вместе Гринева ответил Андрей Петрович, отправив сына в Оренбург. А какой будет его дорога? Это зависит от самого Гринева.

— Куда в ту же ночь привела дорога нашего героя?

— Как прошел первый день «на воле»?

— Как вы оцениваете его поступки?

Свежие документы:  Конспект урока по географии "Самое необыкновенное вещество в мире" 6 класс

— В чем его можно оправдать, а в чем нельзя?

— Что ценного в характере Гринева проявилось в этот неудачный для него день?

— Если у человека неспокойна совесть, значит, душа его очищается от того дурного, что было в нем. Он чувствует раскаяние, стыд, мучение за свое поведение перед людьми.

— Покинув родительский дом, Гринев уже успел совершить неблаговидные поступки. И поэтому, какой стала его дорога? А дальше будет ли гладкой, спокойной дорога?

— Как развивается буран?

— А зачем нужен был буран? Ведь буран происходит в начале сентября. Это ведь неправдоподобно.

— Белое облачко – белую тучу;

Ветер – слегка подымается, показался не силен, становился сильнее, завыл;

Мелкий снег – повалил хлопьями.

(Буран развивается стремительно)

— Во время бурана наши герои потеряли дорогу. Почему?

— Заблудились. Это в прямом смысле. А в переносном, что означает потеря дороги?

— Кто помог ее найти?

— Как по-другому называется вожатый?

— Почему?

— Найдите описание дороги, по которой они поехали, когда дорожный нашел ее.

— На что была похожа эта дорога?

— Это не накатанная дорога, а бездорожье, бугры, ямы, овраги, препятствия. Здесь вожатый выводит на постоялый двор, а в жизни Гриневу самому придется прокладывать дорогу.

— Так начинаются его встречи с Пугачевым. Чем заканчивается первая встреча?

— Почему? Что произошло?

— Как называется качество характера, когда человек отвечает на добро добром?

— Что такое милосердие?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

— Этот его поступок показал, что Гринев действует так, как его научили добрая мать, строгий и требовательный отец. Он поступает по-человечески. На добро отвечает добром. Пытается жить честно, по совести.

— Актуальна ли тема милосердия в наши дни? Почему?

— Наши герои отправились дальше, и Гринев скоро позабыл и о буране, и о вожатом, и о заячьем тулупе.

— Где автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного поступка и показывает его озорство и легкомыслие?

— После Оренбурга дорога идет «по крутому берегу Яика» Какой смысл вкладывает автор в слово «крутой»?

— Проехав сорок верст, Гринев приезжает в Белогорскую крепость. Здесь Гриневу предстоит выдержать серьезные испытания.

— Почему Гринев и на желал другого общества в крепости?

Свежие документы:  Конспект урока технологии для 5 класса на тему «Грач»

— Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви к Маше Мироновой. Он не отказывается от дуэли со Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь любимой девушки.

— Как стал относиться к Швабрину Гринев после дуэли?

— Почему?

Одно из главных испытаний Белогорской крепости – приступ и взятие крепости Пугачевым.

— Как проявил себя Гринев?

— Почему Пугачев, жестоко расправившийся с комендантом, его женой и Иваном Игнатьевичем, пощадил Гринева?

— А дальше будет и третья встреча с Пугачевым. Найдите этот эпизод. Прочитаем по ролям.

— Оцените поведение Гринева.

— И вот опять Гринев в дороге. Зачем он едет в Белогорскую крепость?

— Эта дорога таит в себе еще одно испытание. Какое?

— И вот опять встреча с Пугачевым. На этот раз в Бердской слободе, в пристанище Пугачева.

— Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка. В кибитке Пугачев и Гринев. Что чувствовал Гринев?

— Чего он боялся?

— Но, несмотря на это они поехали по гладкой дороге. Причем этот эпитет повторяется дважды. К чему это?

— Мы опять возвращаемся в Белогорскую крепость, в эту «богоспасаемую крепость». Почему она «богоспасаемая»? Ведь она пала от Пугачева.

— Здесь он не растратил себя, свою душу. Здесь окрепли его лучшие задатки, то, что завещал отец. Здесь он оказался на высоте своего духа. Здесь бог душу ему спас.

— Испытания Гринева на этом не закончились. Его ожидает впереди арест, где он не выдает Машу – не называет ее имени; последняя встреча с Пугачевым, «который узнал его в толпе и кивнул ему головою…»

— И дорога, по которой он выехал из родительского дома, превратилась в большую. Почему?

— Сохранил ли он те качества, которые вынес из родительского дома. Выполнил ли наказ отца?

— Самое главное найти сою дорогу, остаться самим собой, верным себе, тем идеалам, которые руководят. Не покривить душой, сохранить совесть, не замарать честь свою, говорить правду и остаться человеком.

— Дорога жизни Гринева оказалась дорогой… чести.

— Я вам желаю, чтобы ваша дорога тоже была дорогой чести.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: