Конспект урока на тему «Поэзия в период войны»


«Поэзия в период войны»

Цели урока: 

  1. Образовательная:

  • обучение творческому восприятию лирического произведения;

  • проследить историю Великой Отечественной войны через лирические произведения и песни военных лет;

  • показать особенности тематики военной лирики;

  • актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ. 

  1. Развивающая:

  • развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;

  • развить творческие и актерские способности учащихся.

  1. Воспитательная:

  • воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

  • воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ;

Задачи урока:

  1. Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.

  2. Развить поисково-информационные умения, умения работы учащихся в группе;

  3. Осуществить метапредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний, форма урока – урок-проект

Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах, презентация, музыкальное сопровождение.



В начале урока класс делится на группы. Предлагаю выбрать координатора в группе. Правила работы в группе ( раздаю)

Раздаю и записано на доске:

Тема проекта

Задача

Цели

Гипотеза

Актуализация

Конечный результат


— Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада Вас видеть! Посмотрите, какой сегодня солнечный день! Мне бы хотелось, чтобы так было всегда. Светло, радостно, мирно! И пусть такая же погода будет завтра, ведь завтра великое для нашей страны событие – 70 лет со дня Победы.

— Ребята, а чего бы Вы хотели больше всего на свете? (ответы учащиеся записывают к себе в тетрадь)

— Хорошо, в конце урока мы еще вернемся к этому вопросу.

— А сейчас посмотрите видеоклип и подумайте, о чем мы будем с вами разговаривать на уроке.

Просмотр видеоклипа «О той весне»

— О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

— Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне. Запишите своё ощущение войны одним словом – эпитетом или метафорой.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось.(Афиширование)

СТРАХ, СМЕРТЬ, УЖАС, НАДЕЖДА, ВЕРА, ЛЮБОВЬ….

— Откуда у вас такие представления о войне? (В беседе выясняем, что представления о войне ребята в основном черпали из книг, фильмов, рассказов бабушек и дедушек)

— Молодцы, ребята! Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны.
Пережившие смерти, голод, потерю близких людей, тревогу за судьбу своих детей и своей страны не могут этого забыть. А ведь как сложно выразить чувства войны одним словом, не так ли? И прежде всего чувства сохраняет и передает эти чувства поэзия, поэт.


Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку, ни в тылу, ни на фронте было не прожить, и поэзия в то время была самым популярным жанром.

— Ребята, сегодня у нас несколько необычный урок. Я хочу предложить вам урок в форме проекта. Для начала предлагаю вам определить тему урока. «Поэзия в период войны»

— Хорошо. Следующий шаг – это задача. Какою задачу мы с вами должны решить? Должны определить роль искусства в годы ВОв.

— А для чего нам это надо? Какие цели мы преследуем?

1) знать авторов – фронтовиков

2) понимать назначение искусства в годы войны (поддержать духовно, убедить в силах, вселить уверенность в победу)

3) выяснить, какие песни пели в годы войны?

4) определить тематику песен (напомнить о доме, который защищали)

—  Кстати, уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, — «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.

Песня «Священная война» (1 куплет) (1 колонка)- призыв!!!

-Какой смысл несет в себе песня?

Песня «На солнечной поляночке дугою выгнув бровь»(2 колонка) – тема любви!!!!

— А о чем эта песня?

— Песни, которые писали и исполняли в военные годы были подвержены жестокой цензуре. Так, не увидели свет песни, в которых были строчки «лежит у меня на погоне рука..», «а до смерти 4 шага». А такие, как «Катюша», «Священная война» наоборот широко распространялись в массах.

— в связи с этим напрашивается вопрос, который стает ГАПОТЕЗОЙ нашего проекта.

Отрывок из фильма «В бой идут…»

ГИПОТЕЗА:

надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце

просит музыки вдвойне!

В. Лебедев-Кумач

Песни здесь имеется в виду искусство в целом ( кино, театр, музыка, танцы, песни…)

-Постарайтесь мне привести несколько аргументов за и против. А в конце урока мы все-таки попытаемся ответить на этот вопрос. (обсуждение в парах)

Победа досталась ценой жизни миллионов советских людей (страшная арифметика войны).  Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом «взрослой» жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они (Окуджава, Друнина, Майоров, Гудзенко, Самойлов, Симонов, Твардовский) прошли войну и знали об ее ужасах не понаслышке. Поэтому каждое их стихотворение — документальное свидетельство тех лет.

— Сравним, к примеру, 2 стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвященное фронтовому другу и «Жди меня».

— Что в них общего и чем они различны? (учебник стр. )

— Какими были лирические герои военных стихотворений молодых поэтов?

(Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Честнейшие из честнейших, они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.

— Какова тональность этих стихотворений? (обсуждение в группах)

Аргументы записываются на доске.

— Более подробно ответить на этот вопрос нам помогут стихотворения Алексея Александровича Суркова, Михаила Васильевича Исаковского и Булата Шалвовича Окуджавы. (чтение стихотворений в группах)

-Чтение выразительно стихотворений!!!!

— Почему стихотворения становились песнями?(обсуждение)

— Афиширование.

— Почему эти песни не исполнялись хором?

— Обратимся к каждому стихотворению. Предлагаю поработать в группах и посмотреть, благодаря чему эти стихи стали песнями, необходимыми людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

— Я вам немного подскажу, на что нужно обратить свое внимание (записано на доске, раздаю в группах)

1. От лица кого написано стихотворение?

2. Какие художественные приёмы использовал автор?

3. Авторское отношение.

4. Почему нет описания конкретных черт лирического героя?

Работа в группах.

1 группа:

А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

Задания:

1. Песня на стихи А.А. Суркова одна из самых популярных в военные и послевоенные годы. Чем близко это стихотворение слушателям и читателям?

2. Что противопоставлено тяжёлым солдатским будням в землянке? Найдите в каждой строфе противопоставления и осмыслите их значение в выражении чувств героя.

3. Какими художественными средствами создаётся образ любимой? Почему, как вы думаете, здесь нет описания конкретных черт адресата стихотворения?

2 группа:

М.В. Исаковский «Огонёк»

Задания:

  1. Вы прослушали песню на стихи Исаковского. Как вам кажется, удалось ли композитору передать мелодичность лирики поэта, его настроение?

  2. Какую тему поднимает данное стихотворение? Что сближает его с народом?

  3. Какими художественными средствами создаётся образ любимой? Почему, как вы думаете, здесь нет описания конкретных черт адресата стихотворения?

3 группа:

Б.Ш.Окуджава «До свидания, мальчики!»

Задания:

  1. Найдите эпитет, которым характеризует войну Б. Окуджава? Подберите свои эпитеты к слову «война»

  2. Как можно расшифровать этот эпитет? Аргументируйте свою точку зрения?

  3. Характеризуйте образ лирического героя в стихотворении.

Афиширование работ.

— Ребята, а хотите послушать, как звучат ваши стихотворения в песне?

Просмотр видеоклипа До свидания, мальчики!

— Понравилось? Что особенного?

— Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет?

— Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни военных лет также «канут в лету»?

— Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни? (индивидуальные ответы)

— И всё-таки, нужны ли песни на войне?(ответ на гипотезу)




Рефлексия.

  1. Придумать по вопросу к каждой группе, касающемуся темы нашего урока.

  2. У вас на столах лежат карты оценки. Я предлагаю вам оценить друг друга по представленным критериям:

1. Оценить речь

2. Оценить этическое отношение (уважение друг к другу)

3. Умение аргументировать свой ответ.




Д.З. 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение о войне.

2. Мы посмотрели с вами клип на стихи Окуджавы «До свидания, мальчики». Я предлагаю вам в группах сделать свой видеоролик о лирической песне (о любви)ВОв. Лучшие клипы будут выставлены на сайте школы.


Закончить свой урок я бы хотела словами Валентина Распутина: «Знания о войне должны стать памятью, а память убить нельзя…»

Спасибо за урок, за понимание, за сотворчество.




Свежие документы:  Урок алгебры для 9 класса на тему «Методы решения уравнений и неравенств»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: