Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки»» 1 класс


Конспект урока. Литературное чтение: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Класс: 1

Предмет и УМК: литературное чтение, «Начальная школа 21века»

Тема урока: Обобщение по теме «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Форма проведения: урок – конкурсная программа.

Тип урока: урок-викторина.

Место урока в теме: обобщение знаний.

Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Читаем сказки, загадки, скороговорки».

Задачи урока.

  1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

  2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

  • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

  • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

  1. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.



Планируемые результаты: учащиеся

  • называют правильно книги;

  • классифицируют книги с народными и литературными сказками;

  • соотносят произведение и героев (называют героя, находят сказку в учебнике, читают или рассказывают о герое);

  • работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения; выбирают книгу по заданному признаку на основе совместного обсуждения.

Материально-техническое оснащение урока:

1. ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация.

2. Для обучающихся: учебники, карточки для групповой работы с заданиями, сигнальные карточки


Содержание и технология урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

1. Организа-ционно-мо-тивационный

этап

(парты стоят так, чтобы дети могли сесть по группам – 4 группы по

6 – 7 человек)

1)Создать мотивацию к учебному действию через игровой момент










— Посмотрите друг на друга и подарите улыбку!



— Сегодня у нас последний урок в разделе «Читаем сказки, загадки, скороговорки» .

— Как вы думаете, что будет целью нашего итогового урока?

— Правильно. Целью урока будет подведение итога знаний, которые вы получили при изучении раздела «Читаем сказки, загадки, скороговорки». Осуществим мы это в ходе конкурса знатоков.



-Как вы думаете, какие задания у нас будут на конкурсах?


Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются…









— Повторить прочитанные произведения.


















Л:

— проявление интереса к способу решения поставленной задачи

К:

— умение слушать и понимать речь других;



— умение строить простое речевое высказывание

Доска

Слайд 1



2. Акту-ализация знаний



1)Актуализировать имеющиеся у детей знания :

-организовать актуализацию изученных способов действий;

-зафиксировать способы действий в речи;

-организовать актуализацию мыслительных операций для построения учебного процесса;



— Перед тем как приступить к выполнению конкурсных заданий мы с вами проведём традиционную речевую гимнастику – звукозадержание:

Шум леса –Ш-ш-ш.

Полёт пчелы -З-з-з.

Полёт жука –Ж-ж-ж.

Накачивание воздуха –Ф-ф-ф.

Сдутие мяча –С-с-с.

— А сейчас всем ребятам нужно сосредоточиться, так как вы будете произносить знакомые фразы, но можете допустить ошибки. Слушайте внимательно, если фраза сказана правильно, нужно кивать головой и говорить: «Да, да, да», а если не верно, то качать головой из стороны в сторону и произносить : « Нет, нет, нет».

-Соломинка тонкая, а Пузырь толстый?

-Лапоть легкий, а Пузырь тяжелый?

-Соломинка низкая, а Пузырь высокий?



-Пузырь трусливый, а Соломинка смелая?



-Пузырь сплели, а Лапоть надули?

-Соломинка сломалась, а Пузырь лопнул?

— О героях какого произведения мы сейчас вспоминали?











Шум леса –Ш-ш-ш.

Полёт пчелы -З-з-з.

Полёт жука –Ж-ж-ж.

Накачивание воздуха –Ф-ф-ф.

Сдутие мяча –С-с-с.



















Да. Да. Да.



Нет, нет. Нет



Нет, нет. Нет



Да, да, да





Нет, нет. Нет



Да, да, да



«Пузырь, Соломинка и Лапоть»




К:

— умение слушать и понимать речь других



Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

3. Постановка темы, цели урока и планирования деятельности

1) Совершенствовать умение формулировать тему и цель урока



















2) Отрабатывать умение планировать свою деятельность

— Сформулируйте пожалуйста ещё раз цель нашего урока.



— Давайте составим план наших действий.

(«Угадай-ка»; «Расскажи-ка»; «Вспоминай-ка»;

«Прочитай-ка»

«Соединяйка»)



— Спрогнозируйте свой результат.

— Повторить прочитанные произведения.



1.Речевая разминка

2.Выполнение конкурсных заданий.









Дети показывают сигнальные карточки:

— справлюсь

— сомневаюсь

— не справлюсь

Самооценка по заданному критерию

Р:

— умение высказывать своё предполо-жение, форму-лировать учебную проблему;

— умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё надо узнать;

— умение составлять план и последова-тельности действий при закреплении знаний

Доска

Слайд2,3















Слайд 4

4.Физкультминутка.

(музыкальная)









5. Коррекция знаний и способов действий

1)Организовать смену динамической позы ученика







2)Организовать повторение учебного содержания.



3)Совершен-ствовать умение работать в группе по заданному критерию













Приступаем к выполнению конкурсных заданий. Первый конкурс называется «Угадай-ка».

Прочитайте загадку, обсудите в команде вариант отгадки.

Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели … (Пузыри)

Из коры плели галошки и одевали их на ножки. (Лапти)

Летом в полюшке росла — колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело. (Солома).

— Героями какого произведения являются данные герои? («Пузырь, Соломинка и Лапоть»)



Чья прогностическая оценка совпала с реальной?



Второй конкурс называется «Расскажи-ка». На экране будут появляться картинки к сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть», а представители команд должны будут пересказать тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.













Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы»

Дети читают загадки и отгадывают их.



«Мыло заменить решили, пышную пену быстро взбили. Как подули, посмотри: полетели..» (Пузыри)

«Из коры плели галошки и одевали их на ножки» (Лапти)



«Летом в полюшке росла — колос к солнышку несла, а как только пожелтела, ей нашлось другое дело» (Солома).









Представители команд пересказывают тот момент сказки, которому соответствует иллюстрация.














П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические.

К:

постановка вопросов;

управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

















Р:

— умение преобразовывать иллюстративную модель в рассказ;

— умение строить логические цепочки рассуждений;


Слайды

5 — 12









Слайд 13









































Слайд 14, 15




1) Совершен-ствовать умение работать в паре по заданному критерию

Третий конкурс «Вспоминай-ка». На доске записаны номера вопросов, команда выбирает номер вопроса, который будет задан второй команде. В этом конкурсе у команды есть возможность за правильный ответ получить два балла: один, если правильно будет названо произведение, а второй – если вы назовёте автора данного произведения.

Учитель вычёркивает номер, который назвали дети, и зачитывает задание.

  1. «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».

  2. «И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся».

  3. «Кушать захочешь – вылезешь».

  4. «Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковь дёргать, да так, что она во все стороны полетела…»

  5. «Петух ходит по избе, молчит, не отзывается».

  6. «Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега…».




Работают в группе по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы»













  1. Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин

  2. Кораблик. В.Г.Сутеев

  3. Лис и Мышонок. В.В.Бианки

  4. 4.(Дядя Миша. В.Г.Сутеев)











5. Кот, петух и лиса. Русская народная сказка

6. Палочка- выручалочка В.Г.Сутеев

К:

— умение слушать и понимать речь других















П: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности), логические.



К:

постановка вопросов;

управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли


Доска

Слайд 16















Слайд 17, 18








































Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

6.Работа по учебнику.


Четвёртый конкурс «Прочитай-ка». Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок». (в учебнике)








Представители каждой команды должны по ролям прочитать сказку В. Бианки «Лис и Мышонок».







Дети дают самооценку и оценку своих товарищей с помощью сигнальных карточек.

Р:

— умение оценивать свою работу по заданным критериям





Л:

-умение связать новое знание с жизненным опытом

Слайды 19














7.Повторение.

Установление соотношений.




Организовать повторение учебного содержания.


Пятый конкурс «Соединяй-ка». Каждая команда получает лист с заданием на котором в первом столбике записаны названия произведений, а во втором столбике даны герои этих произведений. Необходимо соотнести героя и название. Обратите внимание, что один и тот же герой может встречаться в нескольких произведениях.






Дети работают в группе.







Приложение 1.

Р:

-умение соотносить известные данные;

— умение работать с источниками информации (тетрадь, учебник)

— умение находить свои ошибки и исправлять их;

— умение оценивать свою работу по заданным критериям


Слайд 20

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

8. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону

1) Учиться самостоятель-но применять знание при решении заданий









2) Учиться сравнивать свою работу с эталоном














Шестой конкурс «Собирай-ка». Каждой команде даётся по набору, состоящему из имён, отчеств и фамилий авторов произведений, которые мы изучили. Ваша задача: пользуясь учебником и хрестоматией правильно выложить на парте имена, отчества и фамилии писателей. (Приложение 2.)

Владимир Григорьевич Сутеев

Александр Сергеевич Пушкин

Кир Булычёв

Виталий Валентинович Бианки







Пользуясь учебником и хрестоматией команды (группы )правильно выкладывают на парте имена, отчества и фамилии писателей.

Р:

— умение строить логические цепочки рассуждений;

— умение ориентироваться в учебнике, в хрестоматии или в тетради

К:

постановка вопросов;

управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

П:

— умение ориентироваться в системе знаний;


Учебник хрестома-тия, тетрадь



Слайд 21

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

9. Рефлексия учебной деятельности

1) Учиться оценивать свою работу на уроке

2) Учиться сравнивать поставленную на уроке цель и ее результат

— Какая цель перед нами стояла?



— Достигли ли мы цели урока?



— Понравилось ли вам работать в команде?

— Почему? Объясните.





— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

(Приложение 3)










Выслушиваются ответы детей…….













Оценивают свою работу на уроке




К:

— умение строить простое речевое высказывание, используя термино-логию;

умение выражать свои мысли

Л:

— имеет представление о себе и своих возможностях.










Слайд 22















Слайд 23










Приложение 1.

Палочка-выручалочка. В.Г.Сутеев


Сказка о царе Салтане. А.С.Пушкин


Кот, петух и лиса. Русская народная сказка


Кораблик. В.Г.Сутеев


Лис и Мышонок. В.В.Бианки


Дядя Миша. В.Г.Сутеев


Лиса


Петух


Медведь


Гвидон


Мышонок


Лис


Лягушонок


Заяц


Ёжик



Приложение 2.

Владимир Григорьевич Сутеев

Александр Сергеевич Пушкин

Кир Булычёв

Виталий Валентинович Бианки



Приложение 3

У меня всё получилось

— У меня почти всё получилось

У меня ничего не получилось















1


Свежие документы:  Николай Семенович Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: