Конспект урока по чтению и развитию речив 9 классе «А. С. Пушкин»


Составила учитель высшей категории: Солодова С. Д.

Конспект урока по чтению и развитию речи

в 9 классе.

«

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа–интернат для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья с. Неверкино.



»

Тема: А. С. Пушкин

https://st.kp.yandex.net/images/film_iphone/iphone360_41475.jpg

с. Неверкино.

Тема: А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка»

Цель:

Образовательная:

— продолжать знакомить с нравственными устоями прошлого;

Развивающая:

— учить передавать эмоциональную окраску разговорной речи, описания природы, событий;

Воспитательная:

— воспитывать на примере героев повести правилам нравственных норм поведения.


Материал: карточки – схемы, фонограмма со звуками леса. Картины

Василия Поленова «Заросший пруд», Исаака Левитана «Березовая роща», иллюстрации по сюжету.


ХОД УРОКА.


  1. Орг. момент. Доклад дежурного о готовности к уроку.


  1. Проверка домашнего задания. Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)

2.1 Над каким произведением мы работаем?

(сегодня мы будем работать над повестью « Барышня-крестьянка»)

— Кто написал повесть « Барышня-крестьянка»?

(повесть «Барышня-крестьянка написал Александр Сергеевич Пушкин)

— Где и когда происходит действие повести?

( действие происходит в 19 веке в одной из отдалённых губерний)

— Назовите главных героев повести

( Иван Берестов – дворянин, Алексей Берестов – сын Берестова,

Григорий Муромский – русский барин, Лиза – дочь Муромского, он

называл её Бетси, мисс Жаксон, Настя – служанка Лизы).

  1. Анализ текста.

  • Что автор  сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

  • Как проказничал в своей деревне Муромский?

  • О ком  сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

  • Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

  • Что было вокруг усадьбы?

  • Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

  • Как развлекались господа?

  • Как воспитывались дети господ?

  1. Анализ текста.

  • Что автор  сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

  • Как проказничал в своей деревне Муромский?

  • О ком  сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

  • Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

  • Что было вокруг усадьбы?

  • Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

  • Как развлекались господа?

  • Как воспитывались дети господ?

Анализ текста.

— Что автор сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?

— Как проказничал в своей деревне Муромский?

— О ком сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»

2.2 На доске портреты Муромского и Берестова, Лизы, Алексея. карточки со словами, определяющие черты характера этих героев.

Ребята, давайте назовем героев повести и дадим им краткую характеристику (даю ребятам на выбор по — одному конверту со словами – характеристиками. Дети должны сориентироваться и расположить их под портретом на доске).

2. 3 Чтение по ролям. (на доске иллюстрация того эпизода, который будут читать по ролям!

— Какой момент повести изображен на иллюстрации? (чтение по ролям)

— Почему Лиза боялась пойти на встречу с Алексеем открыто, не притворяясь крестьянкой?

3. Знакомство с новым материалом.

3.1 «Конкурсное чтение» — выбор автора. Самостоятельное чтение отрывка на стр.87 описания утра до слов «Лиза испугалась и закричала». Опираясь на «Словарь настроения» сказать, с какой интонацией нужно читать этот отрывок? Читает тот, кто более точно уловил интонацию чтения.

3.2 Выразительное чтение отрывка учеником

4. Работа над выразительностью чтения описания природы, «рисование места встречи».

— Случайно ли Пушкин для встречи выбрал раннее утро, когда Лиза пошла на встречу с Алексеем? (утро зарождение нового дня, что произойдет в течение дня – никому не известно, так и Лиза не знает, к чему приведет ее встреча с молодым барином).

Обратите внимание, у Пушкина нет ни одного случайного слова или фразы.

4.1 Чтение отрывка учителем с комментариями. (Фонограмма со звуками леса.)

Итак, «Заря сияла на востоке…», облака, как царедворцы, в ожидании солнца…. И Лиза в синем сарафане с медными пуговками … Легкие веселые ножки в пестрых лаптях не идут, а несут ее по воздуху. «…Боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела…» Эта фраза сама по себе какая-то «летучая». И мы бежим вместе с Лизой навстречу неизвестности, навстречу судьбе…

Лиза замедляет шаги, приближаясь к роще… Сердце бьется…. И у нас тоже! Мы вместе с автором следим за героиней, прислушиваемся, боимся хрустнуть сухой веткой, чтобы не спугнуть… Чего? Ее младенческой веселости, ее «сладкой мечтательности». Волшебник Пушкин, просто волшебник! Мы с замиранием сердца следим за синим сарафаном … Напряжение нарастает… Вот! Залаяла собака! Что-то будет…

4.2 Работа по картинам художников В. Поленова, И. Левитана.

— Опираясь на картины художников, давайте проследим путь Лизы к месту их встречи, «нарисуем» свою картину этого пути. (включается фонограмма с звуками леса, используются картины Поленова «Заросший пруд», Куинджи «Березовая роща».) Дети прослеживают путь Лизы до места встречи.

5. Работа со словарем настроения.

— Как вы думаете, для кого эта встреча будет неожиданной?

— С какой интонацией нужно будет читать слова Алексея? Лизы? Автора?

5.1 Словарная работа. (над словами и выражениями из диалога на усмотрение учителя).

6. Чтение по ролям.

6.1 стр. 87 со слов «…Она шла…» до «Ну вот те святая пятница, приду» на стр.90.

6.2 — Что же произошло с Алексеем? Влюбился? Почему?

Чем же привлекла его Лиза – Акулина?

Влюбился, потому что крестьянка?

Барышни уездные, хоть и милые, но … все похожи? Может быть.

— А крестьянки разве не похожи друг на друга? Нет, дело в том, что это — «барышня-крестьянка»! Вот почему она ни на кого не похожа. В ней – все загадка, все неожиданность. Лиза сама этого всего не ожидала, сама замирает от страха и восторга и не только потому, что боится разоблачения, а потому, что … выбежала этим ранним весенним утром навстречу судьбе…

Но вот незадача – с этой «поселянкой» нельзя, как с другими, и снисходительно-ласковый тон Берестова к концу эпизода меняется. Он совсем сбит с толку, ему уже не до смеха, он заворожен.


7. Работа по отрывкам.

-Найдите отрывок, где описываются размышления Лизы после свидания с Алексеем.

— А, что думал после встречи Алексей Берестов?

— Сравните оба размышления.

— Найдите последний абзац, прочитайте его. Ответьте на вопрос – в чем было препятствие браку Лизы и Алексея?


7. Домашнее задание. Инсценировка «Первая встреча Берестова и Акулины».

Ответить на вопрос 5 задания к главе.

8.Подведение итогов работы на уроке, оценивание ответов детей.

9. Рефлексия: Поднимите смайлик, который более точно выражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.







Приложение.


https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/Polenov_Zaroshiy_prud.jpg

В. Поленов «Заросший пруд»




https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/1885-1889_Birkenhain.jpg

И. Левитан «Березовая роща»


https://www.kino-teatr.ru/acter/album/2420/367741.jpg


https://www.kino-teatr.ru/acter/photo/4/5/2354/pv_367739.jpg



https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQUEhOUKsQH2vM7Yp2I5TkzoHM-iBHB3qVliMaj2zGjVsn_ibWj0Q



https://kino-teatr.ru/acter/album/2135/367654.jpg




https://media9.fast-torrent.ru/media/files/s3/fq/kw/baryishnya-krestyanka.jpg



Иван Петрович Берестов

Иван Григорьевич Муромский

Алексей

Лиза


Красавица – смуглянка

Образована

Шалунья – проказница

Чтит нравственные нормы поведения





Стройный

Высокий

Образован

Веселый

Озорной



Крепкий хозяин

Уважаемый всеми барин

Не любит все иностранное



Расточительный

Чудоковатый

Любит все английское



«Словарь настроения» (каждому ученику)

Читать:

С заинтересованностью

С ласковой снисходительностью

С удивлением

С нарочитой простотой

С хитринкой

С отчаяньем

С беспокойством

С восхищением






Свежие документы:  Рабочая программа по литературе 8 класс УМК Г.И.Беленького

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: