Конспект урока по Литературе «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье» 8 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большеарбайская средняя общеобразовательная школа























Урок литературы

8 класс

(по программе В.Я.Коровиной)











Урок проведён учителем

русского языка и литературы:

Архиповой О.Е.





































Тема урока: А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

Цели:

  1. знакомство с фактами жизни и творчества А.И.Куприна;

  2. выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»;

  3. обращение к нравственным семейным ценностям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: учебник литературы, текст рассказа; инструкции «Этапы выполнения работы»; карточки (для физминутки); памятки «Синквейн»; ИКТ (презентация).



Ход урока



«Человек пришёл в мир для… счастья»

А.И.Куприн.

I. Мотивация на учебную деятельность.



(Слайд 1) Учитель: Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна, творчество которого долгое время оставалось в тени.

(Слайд 2). Анализируя рассказ «Куст сирени», мы попытаемся выявить основную проблематику произведения, попробуем выяснить, в чём заключаются семейные ценности каждого человека.



II. Изучение нового материала.

1.Знакомство с краткой биографией А.И.Куприна.



-Работа со статьёй учебника (В.Я.Коровина. Литература. 8 класс, стр.67), самостоятельное составление учащимися плана статьи. Обсуждение пунктов плана.



Учитель: Именно с рассказом «Куст сирени» нам и предстоит сегодня работать (Слайд3).



-Перед вами репродукции картин русских художников И.И.Левитана, П.П.Кончаловского с изображением сирени (Приложение 1).



-Какие чувства они у вас вызывают? Почему?



2.На доске запись: куст сирени.



-О чём вам говорит это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь).



-Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. У цветка сирени, как мы знаем 4 лепестка. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

(Слайд 4) Отсюда и тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».



-По названию предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(какой должна быть настоящая любовь, через какие трудности должны пройти герои, чтобы быть по-настоящему счастливы).



3.Осмысление прочитанного.



-Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».



-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?



3(1) Работа с презентацией (Слайд 5).

На экране: Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошёл в свой кабинет…

Во всё время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.



-Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе»)



-Чем в рассказе является это событие? (завязкой).



-Вспомните сюжет рассказа. Какую жизненную проблему нужно было решить героям?

(Найти выход из трудного положения. Помочь герою всё-таки поступить в академию).



-Это проблема, вставшая перед персонажами рассказа. Нам нужно определить проблему, поставленную в произведении. Прийти к её определению помогут персонажи, их поступки, характеры.



3(2) Работа в группах.



-Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача: составить карту рассказа о персонажах.

1группа готовит рассказ о Николае Алмазове;

2группа – о Верочке Алмазовой.



-У вас на столах лежат инструкции: «Этапы выполнения работы»:

  • Подчеркните в тексте строки, в которых описывается поведение героя;

  • Подготовьте рассказ о том, как ведёт себя герой в сложившейся ситуации;

  • Определите, какие черты характера героя проявляются в данных ситуациях. Впишите их на листочек, но не называйте при ответе – это сделает 2-ая группа.



Выступление групп:

В конце выступления оба листа вывешиваются на доску.

Николай

Верочка

упорный

трудолюбивый

сильный

НО

способен спасовать перед трудностями неудача сломила его

добрая

отзывчивая

любящая

упорная

выносливая

самоотверженная

из любой ситуации может найти выход

оптимистка



Физминутка: «Чаша весов»



-Представьте, что ваши руки — это чаши весов. Одна чаша – хорошие качества, другая – плохие. У каждого из вас есть карточка, на которой написано одно слово, характеризующее как поведение героев, так и их характер. Ваша задача – выйти по очереди и положить на чашу весов ваш листочек. Чаша с большим количеством карточек – качества присущие героям нашего рассказа.



-Определите, как относится автор к персонажам. Чем вызвано такое отношение?

(Автор сочувствует Николаю Алмазову. Он уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдаёт свои драгоценности, за то, что она в трудной ситуации не раскисает, а находит нестандартный выход).



-Какую проблему поднимает А.И.Куприн в своём рассказе, так описывая героев?

(проблему любви, упорства, счастья).



-Какой человек способен преодолеть трудности?

(Трудности способен преодолеть сильный, упорный, целеустремлённый человек. Из трудного положения всегда можно найти выход).



-В чём заключаются семейные ценности каждого человека?

(любить, понимать друг друга, вместе преодолевать все трудности, только тогда можно сказать, что человек счастлив и счастливы все члены его семьи).



3(3) (Слайд 6) Работа с эпиграфом.

-А.И.Куприн утверждает, что человек пришёл в мир для счастья. Каждый ли пришедший в этот мир должен быть обязательно счастлив? Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа?

(за счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками).



III. Рефлексия урока. Приём «Синквейн».

-А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока.

-Какие слова можно взять для первой строки?

(Вера, Алмазов, куст сирени, счастье).

Правила написания синквейна (памятка) у каждого на столах (Приложение 2).

Объявляется конкурс на лучший синквейн. Задание групповое: 1 группа: Вера, куст сирени; 2 группа: Алмазов, счастье.

(Прослушивание синквейнов).



IV. Домашнее задание: (Слайд 7)

На следующем уроке мы продолжим разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

































































Приложение 1





И.И.Левитан «Сирень»









П.П.Кончаловский «Сирень»



Приложение 2



Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которой характеризуется тема в целом, высказывается своё отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими учащимися фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.



Синквейн.

  1. ..

  2. ..

  3. ..

  4. ..

  5. ..

Свежие документы:  Урок литературы по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” в 9 классе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: