Конспект урока по Литературе «А. П. Платонов « Никита»» 5 класс


Урок литературы в 5 классе по рассказу А. П. Платонова « Никита».


Тема урока:« Везде есть люди, только кажутся они не людьми». Герой и природа в рассказе А. П. Платонова « Никита».

Цель урока: Осмысление нравственной проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита»: важность для человека единства жизни с природой.

Задачи урока.

Обучающие:

  • Повышать качество чтения.

  • Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.

  • Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.

  • Подвести к выводу о хрупкости живого мира природы.


Развивающие:

  • Развивать умение выразительно читать и слышать автора.

  • Развивать умение пересказывать текст.

  • Развивать умение сравнивать и анализировать разные источники информации.

  • Развивать творческое и логическое мышление.

Воспитывающие:

  • Пробудить чувство удивления миром природы.

  • Воспитать чувство сопричастности, ответственности человека за окружающий мир.


Оборудование:

Учебник « Литература 5 класс». Авторы – составители В. Я. Коровина,

В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Презентация к уроку.




Ход урока.


  1. Организация класса.


  1. Объявление темы урока. (Герой и природа в рассказе А. П. Платонова « Никита»).

— В центре нашего внимания герой рассказа- мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Вы прочитали рассказ дома, поделитесь вашими впечатлениями.

Обратимся ко 2 слайду презентации. Прочитайте текст слайда выразительно.

— Как вы думаете, какие слова в высказывании А. П. Платонова являются главными?

( «…пропетая сердцем сказка о Человеке»).

-Эти слова как-нибудь соотносятся с рассказом « Никита»?

(Рассказ добрый, сердечный, напоминает сказку).

-Вспомните определение жанра рассказа (слайд № 3) и назовите главного героя.

(Главный герой Никита, и его имя вынесено в название произведения).


3 . Второй учебный этап. Выборочное и комментированное чтение рассказа.

— Что мы узнаём о Никите в начале рассказа? Выразительно прочитайте первые три абзаца. ( Чтение учащихся и оценивание их чтения).

-Вам понятно состояние Никиты, его страхи, волнение? ( Слайд № 5).

-Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к

этому произведению и выразительно читать эпизоды из рассказа к кадрам, т. е., совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.

(Просмотр слайдов с 6 — 12 и чтение учащимися на оценку соответствующих эпизодов рассказа).


4. Третий учебный этап. Обсуждение прочитанного и просмотренного.

— Сравните ваши впечатления от прочитанного с кадрами кинофильма.

-Какие предметы «одушевлённого мира Никиты» не проиллюстрировал режиссёр? Представьте, что Вы режиссёр. Какие кадры Вы бы сами создали?

(Стол на четырёх ногах, баня — бабушка, пастух, ставший петухом, плетень со злыми лицами, кол с руками-ветвями, лопухи с большими головами).

-Вам понятно такое видение мира?

(Дети говорят, что им тоже иногда знакомые предметы видятся живыми, и им понятны чувства Никиты).


5. Четвёртый учебный этап. Интерпретация текста.

-Теперь мы должны определить, как этот живой мир относится к Никите. ( Слайд № 15). (Никита – маленький мальчик, он остаётся дома один, а мир огромный и непонятный, он пугает Никиту, но не делает ему зла).

-Посмотрите слайд № 16 и перескажите эпизод, соответствующий ему. ( Никита сорвал цветок).

— Прочитайте текст слайда № 17.

-Почему у всех стали злые «лица» ? (Погублено живое, оттого так суров окружающий мир . Да и кто из нас не помнит, какая обычно бывает реакция старших в адрес провинившегося малыша. Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, « как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).

— Ребята, скажите, а каков по характеру мальчик Никита?

(Несмышлёныш , делающий первые шаги в осознании мира. Чуткий: всё вокруг ему кажется живым. Добрый, совестливый; он чувствует боль другого, будь это даже обыкновенный цветок ).

— Прочитаем главное о характере Никиты .( Слайды № 19, 20).

(« Везде есть люди, только кажутся они не людьми…»


6. Пятый учебный этап. Понимание идейного замысла рассказа.

— Когда мир перестаёт страшить Никиту? ( Слайды № 21, 22).

( « Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца – солдата, и под землёй было тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет».

— Посмотрите слайд № 23, найдите в рассказе отрывок к нему, прочитайте выразительно.

(« Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка…» А отец строгал доски в сарае, чтобы перестелить заново пол в избе).

-Какие перемены произошли с нашим героем?

( Никита видит в отце сильного человека, который врага-неприятеля погубил « на главной работе-войне», чувствует его силу, ощущает мужское начало: всё умеет отец, со всем справится. Но Никите всё ещё мир кажется живым, ему немножко страшно: « Никита даже пожалел сейчас дедушкину баню, что она умирает и больше её не будет» )

Просмотр слайда № 25.Сравнение с иллюстрацией учебника (художник В. Куприянов)

— Тайна исчезла. Человек стал хозяином в доме и во дворе. Хорошо ли это? ( Прослушивание ответов учащихся ).

( Кто-то из детей говорит, что хорошо: Никита бояться перестал; кто-то считает, что плохо: двор поблёк, и всё вокруг стало неживое, словно умерло. Да, произвол в отношении природы неприемлем, более того – он опустошителен. Но у Платонова пустота заполняется. В мир приходят вещи, сделанные с любовью, « сработанные руками». Они, по мнению автора, меняют качество мира…).

Слайд № 26. – Как же быть: не рубить старый пень на дрова? Не топить печь? Не строить дом?..

( Дети говорят , что человек пользуется всем, что только может дать природа, но, к сожалению, человек часто берёт у природы больше, чем ему нужно… Это грустно.).

— Подумайте: человек должен быть хозяином природы или её благодарным сыном?

— Попытайтесь ответить полно: главное в рассказе А. П. Платонова « Никита» .

( Дети говорят о Никите, который им понравился, о благополучном возвращении отца домой, о сложных взаимоотношениях человека и природы и о возможности единства с ней, если человек добр и ведёт себя, как ребёнок).

-Так, писатель через малую эпическую форму – рассказ заставляет нас подумать об очень важном.

— А в каких прочитанных нами рассказах уже звучала мысль о единстве, гармонии между человеком и природой?

( И. С. Тургенев « Муму», И.А. Бунин « Косцы», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник»).


7. Шестой учебный этап. Рефлексия.

— Просмотрите в тишине слайды № 27, 28, 29, 30.

-Над чем вы думали, когда их смотрели?

(Какая красивая природа, как хорошо быть в лесу, среди ромашек, смотреть в высокое небо!..).

— Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?

( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).

Слайд № 31. (О моральном аспекте отношений человека к природе).


8. Подведение итогов урока, выставление оценок.


9. Домашнее задание ( слайд № 32). На выбор учащегося.

1.Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их.

2. Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.

3.Ответить на вопрос: « О чём заставил вас задуматься рассказ А. П. Платонова?».

4.Самостоятельно прочитать рассказ А.П. Платонова «Сухой хлеб» и сравнить Митю и Никиту.



Самоанализ урока.



Урок проведён в 5 классе 18.03.2011г.

Раздел программы: « Из литературы двадцатого века. А.П. Платонов « Никита»».

Тема: « Везде есть люди, только кажутся они не людьми ». Герой и природа в рассказе А. П. Платонова « Никита».

Данный урок пятый по счёту с точки зрения изучения жанра рассказа ( И. С. Тургенев « Муму »,Л. Н. Толстой « Кавказский пленник », А. П.Чехов « Хирургия» ,И.А. Бунин « Косцы »). На уроке повторили такие понятия, как жанр, рассказ, сюжет, главный герой. Урок был нацелен на активизацию художественно – эстетических потребностей детей для более глубокого прочтения произведения.

Тип урока – изучение нового.

Цель данного урока: через восприятие — к пониманию, от понимания – к осмыслению, анализу, интерпретации, оценке художественного произведения. На уроке шла работа по формированию вдумчивого читателя, овладевающего техникой чтения, шло обучение анализу художественного текста. На уроке читали 11 человек из 23 присутствовавших, все были оценены за чтение. Основными элементами урока были комментированное, выборочное чтение, пересказ эпизода, составление устного высказывания.

Дидактико – методическое обеспечение: учебник литературы под редакцией В. Я. Коровиной, методические разработки О. С. Ерёминой « Уроки литературы в 5 классе », учебно – методическое, литературоведческое и культурологическое пособие « Русская культура и словесность » Ю. А. Сипинев, И.А. Сипинева, СПб, 1994.

К уроку была подготовлена презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина « Никита», фотографиями видов природы.

Слайды презентации лежали в основе частично поискового метода, поддерживали интерес к художественному тексту, будили творческую фантазию учащихся.

Дети на уроке были организованны. Перед ними поэтапно ставились учебные цели,

Учащиеся с ними справлялись, получали оценки, « шли » дальше в освоении нового. Презентация стала активизирующим фактором в учебном процессе.

На уроке были опрошены все учащиеся. Оценки получили 15человек.

« 5 » — 6,

« 4 » — 6

« 3 » — 3.

В целом урок целей достиг.

Недостатки: находить возможность оценивать всех учащихся.


Завуч по УВР: /О.С. Васильева/


Руководитель МО русского языка и литературы: /С.Л. Нестерова/

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "Каково семя - таково и племя" (экскурсия-исследование)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: