Конспект урока по Литературе «Доброта, душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика» 7 класс





Кулибаба Анна Григорьевна

Учитель русского языка и литературы

ГУ «СОШ № 34 инновационного типа г.Павлодара»


Конспект урока по русской словесности 7 класс

Раздел: Человек среди людей


Тема: Доброта, душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика (произведение В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Форма проведения – классическая педагогическая мастерская.

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

1 этап: индуктор.

Цель: Создать благоприятное эмоциональное поле для включения всех каналов восприятия.

Круг желаний. (ученики дарят друг другу комплименты).

Например: Коля, я дарю тебе добро. Добро всегда возвращается добром.

Слово мастера: Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь.

2 этап: приглашение к осмыслению.

Цель: соприкосновение с проблемой, ее конкретизация.

Обратимся к рисунку. Прочитайте эпиграф. Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра. Назовите ключевые слова (добро, зло, подлость).

Приглашает горячий стул. Озвучить смысл слова «добро, зло, подлость».

Работа в малой группе.

Создайте словесный портрет.

По цвету-

По вкусу-

По запаху-

Чувство-

Образ-

Афиширование

  1. Чтение составленного индивидуально портрета в группе.

  2. Составление коллективного портрета.

  3. Представление.

Слово мастера: Как доброта и душевная щедрость может поддержать человека в трудный период жизни?

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

3 этап. Сбор информации.

Цель: поиск материала, способствующего раскрытию темы, формирование нового взгляда на ранее известное.

Слово мастера: Просмотрев картинки, установите взаимоотношения людей. (дружба, нежность, злость, эгоизм, подлость, добро).

Какие взаимоотношения комфортны для нас?

Работа с текстовым материалом.

1группа

Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт,

Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт…

И вот тарелка светится, сверкает белизной,

Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной.

Ещё движенье корочки и выплывет со дна

Холодная, голодная, последняя война.

Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод

И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд.

Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце

Кричат глаза огромные на узеньком лице.

2 группа

Вовка — добрая душа

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил — ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

Берегись, не то убью! —

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка — добрая душа!»

Агния Барто

3 группа

Добрых людей, как всегда, не хватает…

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые — щедро больным помогают,

Добрые — дарят тепло и уют,

Добрые — в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.

Генрих Акулов

4 группа

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский


Слово мастера:

Какая тема объединяет эти стихотворения? Какое чувство мы можем противопоставить доброте? Как можно погасить злость, если вы на что-то разозлитесь? Какие поступки мы можем назвать подлыми? Что мы можем сделать, чтобы избежать их?

5 этап: созидание

Цель: работа мысли на уровне осознания важности выполняемого задания. Задание: написать сочинение-рассуждение «Быть человеком – это…»

(чтение в малой группе, выбор наиболее удачного варианта)

6 этап: социализация

Цель: озвучивание эссе, выбор истины. Обмен мнениями.

Слово мастера: Быть добрым человеком — это учиться совершать такие поступки, за которые тебе никогда не будет стыдно. Помощь ближнему, умение выслушать, не прося ничего взамен, вот главные принципы доброты.

Давайте объединим все сочинения и выведем образ учительницы в произведении В.Г.Распутина. Пусть каждый приклеит по лучику к нашему образу доброты.

7 этап: Рефлексия

Выводы:

Какие добрые поступки совершала Лидия Михайловна?

Какие поступки мы можем совершать, чтобы нас называли добрыми людьми?

Можно ли погасить в человеке злость? Каким образом?


Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Итоговый урок после изучения творчества Н.В. Гоголя, посвященный 200-летию со дня рождения писателя"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: