Конспект урока по Литературе «Душа природы в поэзии Ф.И.Тютчева» 6 класс




Учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ № 930 ЮЗАО г.Москвы.

Теплякова Наталья Петровна.


Урок в музее: единство образования и воспитания.

Тема: «Душа природы в поэзии Ф.И.Тютчева» ( 6 класс).


Цель: через постижение особенностей художественного мира поэзии Ф.И.Тютчева способствовать формированию у учащихся представления о природе как универсальной ценности для человека.

Задачи:

  • пробуждение у учащихся интереса к личности и поэзии Ф.И.Тютчева,

расширение знаний о творчестве поэта;

  • формирование теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения;

  • развитие памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа;

  • воспитание патриотических чувств, бережного отношения к культурному наследию;

  • формирование экологического мышления.

Тип урока: интегрированный урок.

Методы: сообщение учителя, беседа, выразительное чтение учащимися стихотворений Ф.И.Тютчева, самостоятельный анализ лирических произведений.

Оформление: портрет поэта, репродукции картин художников-пейзажистов, выставка поэтических сборников, раздаточные материалы; музыкальное сопровождение – «Времена года» П.И.Чайковского; стендово-витринная экспозиция школьного музея «Наследие», «Экскурсия по Троицкому» (электронная версия).

Оборудование: проектор, магнитофон.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя.(Эта часть урока проводится с использованием материалов экспозиции литературно-краеведческого музея «Наследие» и сопровождается демонстрацией слайдов заочной экскурсии «Усадьба Троицкое», созданной учащимися школы).

Тема нашего урока не случайна: 5 декабря по новому стилю (23 ноября по старому) – день рождения замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева. В 2003 году все поклонники творчества поэта отмечали 200-летие со дня его рождения. Интерес и любовь к поэзии Тютчева не угасают. Первым, кто высоко оценил талант молодого, никому не известного поэта, был А.С.Пушкин, опубликовавший 24 стихотворения Тютчева в своем журнале «Современник» за несколько месяцев до гибели, в конце 1836 года. На смерть Пушкина Тютчев отозвался искренними, полными любви к поэту стихами: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» Эти строки знает сейчас каждый русский человек.

Современники назвали Тютчева «жемчужноустом». С восторгом отзывались о его творчестве выдающиеся русские писатели и поэты И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский.

Молодой Толстой был поражен «величиной» творческого таланта Тютчева. Познакомившись же позднее со всем его поэтическим наследием, он сказал проникновенно просто: «Без Тютчева нельзя жить».

А ведь юность Ф.И.Тютчева прошла в тех местах, где живете и вы. И,
быть может, вы гуляете по тем же самым тропинкам, по которым когда-то бродил юный поэт, слагая свои первые стихи. Детство и юность поэта неразрывно связаны с подмосковной усадьбой Троицкое. Это был прекрасный мир, одаривший будущего поэта парком с вековыми липами, дубравой, живописными прудами и огромным беспредельным небом. К усадьбе относилась деревенька Верхние Теплые Станы, на землях которой сейчас находится район Теплый Стан и наша школа.

Давайте совершим заочную экскурсию по усадьбе. ( Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов).

К сожалению, не сохранился барский дом, но, как и прежде поражает своей одухотворенной красотой Храм Живоначальной Троицы, давший название усадьбе. Каскадные пруды отражают плывущие по небу облака; шумит листвой дубрава, многократно воспетая Тютчевым; живы липовые аллеи, жив и двухсотлетний дуб, могучий и величественный «свидетель былого». Стихи поэта и память о нем оказались долговечней камня.

Сохранилось свидетельство С.Е.Раича, друга и наставника Тютчева: «Бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Федором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии!»

Вот так красота русской природы с детских лет вошла в сердце поэта, стала для него постоянным источником вдохновения. Поэт признавался:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».


— Понятны ли вам слова поэта?

— Как вы думаете, что вы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке, чтобы чувства поэта, сделавшего такое признание, стали вам понятны?

Понять стихи часто бывает нелегко — как чужую душу. В художественных образах заключена душа поэта, зашифрована знаками, звуками. И только если найти ключ , можно попробовать понять поэта. Нужно учиться думать, чувствовать, воспринимать чужие и анализировать собственные впечатления, находить точную форму для выражения своих мыслей и чувств. Мы сегодня побываем в мастерской поэта и будем учиться у него понимать язык поэзии и язык природы.

— С произведениями Ф.Тютчева вы уже встречались на уроках литературы. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева. Не случайно, что все эти стихи – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева, материалом для размышлений поэта о мире и месте человека в этом мире.

Чтобы почувствовать это, проведем творческий эксперимент.*

-Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. (Эпитет – яркое, образное определение).

Вставьте на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.

Есть в светлости осенних вечеров

____________, ___________, прелесть:

____________блеск и пестрота дерев

___________листьев ________, ________ шелест,

__________ и ___________ лазурь

Над _________________землею,

И, как предчувствие ___________ бурь,

_________,____________ ветр порою….

Ущерб, изнеможенье – и над всем

Та _________ улыбка увяданья,

Что в существе ___________ мы зовем

____________ стыдливостью страданья.


Работа выполняется индивидуально, после чего продолжается коллективно; варианты, предлагаемые учащимися, записываются на доске в 1графу таблицы.

Затем открывается 2 графа таблицы.


Эпитеты

Слова-образы

Вариант учащихся

Авторский вариант

Прелесть

прекрасная

сверкающая

умильная

таинственная

Блеск

красивый

волшебный

зловещий


Шелест

нежный

тихий

томный

легкий

Лазурь

высокая

чистая

туманная

тихая

Земля

опустевшая

грустно-сиротеющая

Ветр

суровый

холодный

порывистый

холодный

Улыбка

скромная

нежная

кроткая

Стыдливость

загадочная

Божественная

Вывод:

Определения носят

номинативный, назывной

характер. Явления природы

описываются по внешним,

чувственным признакам.

Определения передают

внутренне состояние человека,

живого существа.

Природа наделяется свойствами

человека.



— Сравните ваши варианты определений с авторскими.

Предложенные учащимися определения носят номинативный, назывной характер, явления природы описываются по внешним признакам.

-Теперь обратимся к тютчевским определениям. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием называют одушевлением.

-Задайте вопросы о непонятном в стихотворении. Требует объяснения употребление слов ««таинственная прелесть», «зловещий блеск», «стыдливость страданья». Обращаем внимание учащихся на то, что все стихотворение строится как загадка.

— В чем заключается «таинственная прелесть» осенних вечеров? Таинственность объясняется противоречием между образом и теми чувствами, которые он вызывает у лирического героя. В стихотворении показана картина умирания природы.

— Вспомните, как выглядит болеющий человек, что он при этом испытывает (румянец, блеск глаз, холодный озноб, страдание). Сравните с описанием явлений природы в стихотворении Тютчева. «Зловещий блеск и пестрота дерев», «порывистый, холодный ветр» — это признаки угасания жизни, «стыдливости страдания». Природа как бы испытывает вину от того, что ее страдания омрачают жизнь людей. На такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души, соприкосновение с которыми не может не вызывать восторга и восхищения – умиления.

— Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда? (Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытатеся понять душу природы, услышать ее голос. Природа в изображении Тютчева – это живое, разумное существо).

— Вспомните ваш праздничный день. Запишите, какие события происходили и какие чувства сопутствовали радости.(Веселье, игры, желание разделить радость со всеми, любовь к целому миру, желание запеть).

— А теперь послушайте еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева: «Весенняя гроза».

-Каков главный образ этого стихотворения? Как показана гроза? Какие ассоциации у вас возникли? (Гроза – праздник в природе, праздник веселья, игры, ликования).

— Проведем небольшой лингвистический эксперимент. (Работа в парах).

-Какие звуки повторяются в стихотворении? Выпишите в виде таблицы.

-Что напоминает их звучание? Какие картины вы представляли, когда читали стихотворение?

-При чтении результатов работы на доске заполняется таблица:


Звуки:

1 строфа

ГР, Р

2 строфа

Л, СЛ,ЛН

3 строфа

Г,ГР,Ж,Ш

4 строфа

Ж,Р,Щ,Г,Л

Гроза

Гром

Резвяся

Играя

Грохочет

Брызнул

Летит

Повисли

Перлы

солнце

золотит


С горы

Проворный

Бежит

Шум

Вторит

Громам

гам


Скажешь

Ветреная

Кормя

Громокипящий

На землю

пролила



Все пространство стихотворения занято звуками грозы. Удары грома раскатываются по строчкам, а потом сменяются шумом дождя. Гроза закончилась, и мы видим лес, омытый дождем и освещенный лучами солнца. Самим звучанием стиха Тютчев рисует картины природы. Этот прием называется аллитерация (один из видов звукописи) – повторение одинаковых согласных звуков.

Мир природы у Тютчева полон звуков. В нем все стихия: ветер, тучи, ливни, грозы, зарницы. Вот она – душа природы.

— Дополните каждый столбик 3-5 собственными примерами. Подберите к ним рифмы. Прочитайте вслух.

-Какая картина нарисована в 4 строфе? О каком мифе напоминает нам поэт? ( Тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы. Поэт не подразумевает сравнения природы со смеющимся человеком, но рассматривает ее как первоисточник радости и наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать).

-Но вот отгремели майские грозы, и на смену весне приходит лето – время расцвета природы. Включите воображение, представьте день в конце июля, лучезарный полдень, медленно плывущие по небу облака. Все это мы видим, слушая стихотворение Тютчева.

«В небе тают облака».

— Какие слова-образы делают картину летнего дня неповторимой?

-Как бы вы передали чувства лирического героя при виде этого «чудного» дня? (Восхищение, восторг, преклонение перед величием, красотой, многообразием природы).

-Слушая предыдущее стихотворение, мы обратили внимание на музыкальность стихов Тютчева, а сейчас поговорим о его таланте живописца. Но если художник рисует картины красками и кистью, то поэт рисует картины с помощью слов. И у него есть помощники – изобразительно-выразительные средства.

— А.Фет так писал о поэзии Ф.И.Тютчева: «… почти каждый стих нашего поэта дышит какой-нибудь тайной природы, которую она скрывает от глаз непосвященных». Какая тайна скрыта в этом стихотворении?

-Представьте, что вы решили нарисовать пейзаж, описанный Тютчевым. Какие цвета были бы на вашем рисунке?

-А теперь найдите в стихотворении слова, передающие цветовую палитру. (Работа в парах).

Река «в искрах» катится, она «лучистая»,облака «тают» ( как снег), река «словно зеркало стальное», поля «белеющие».

— Сделайте вывод о том, какой цвет преобладает в этом стихотворении? Почему?

В стихотворении главенствует не синий, не зеленый, а белый цвет, в разных своих проявлениях. И это не случайно, потому что красота природы для Тютчева – это блаженство. И все живое в этом мире красоты должно нежиться и блаженствовать. Светом, блеском залиты стихи поэта о природе. Они необычайно живописны.

-Как вы понимаете последнюю строфу? В чем назначение человека в этом мире красоты? Запишите свои выводы.

( Красота природы вечна, неизбывна, а человеку дано удивительное право – любоваться этой красотой и беречь ее).

Рефлексия:

— Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке?

-Стала ли вам понятнее, ближе поэзия Тютчева?

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Она разговаривает с человеком, но не каждый способен ее услышать. Тютчев, как никто, умел понимать язык природы.

Стихи Тютчева учат радоваться общению с миром красоты, учат

понимать язык природы. Как завещание потомкам звучат слова поэта:



«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».


— Завершите вывод:

Если человек сохранит в себе чуткое, внимательное, незамутненное восприятие природы и нежное, заботливое к ней отношение, если он будет стараться глубже постигать окружающий его мир, проникать в его тайны, этот мир не останется равнодушным, он обязательно…

Как вы думаете, написал бы поэт с той же уверенностью о величии и непреходящей красоте природы в наши дни? Приведите примеры того, как сегодня уничтожается прелесть цветущей земли, расскажите о том, какая опасность нависла над Землей и ее природой.

Вы часто слышите слова о любви к природе. Что, по-вашему, значит любить природу?

В наши дни вопрос о выживании человека на Земле напрямую связан с выживанием природы. Какая здесь связь? Аргументируйте свой ответ.

Объединившись для коллективной работы, сформулируйте манифест «В защиту родной природы».

Используемая литература: «Конспекты уроков для учителя литературы»

Под ред. Л.Г.Максидоновой.-М.:Гуманит.изд.центр.ВЛАДОС,1999.





































7


Свежие документы:  Урок литературы на тему «Дети, опалённые войной по произведению»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: